http://www.funkybird.ru/policymaker

Храните движение «перезагрузки»

Почти через три года после того в феврале 2009 года было объявлено о «перезагрузке» отношений США и России, хрупкость отношений между Москвой и Вашингтоном налицо. Хотя обе страны углубили свое сотрудничество в ряде ключевых областей — в частности, в содействии миссии НАТО в Афганистане — кажется, что старые привычки подозрительности и взаимных обвинений неизменны.

Таким образом, когда государственный секретарь Хиллари Клинтон назвала недавние выборы в Государственную Думу России несвободными и несправедливыми (упреждая и превышая оценки наблюдателей миссии ОБСЕ, в которой участвовали Соединенные Штаты) — она по сути отрицает легитимность правительства России, которое якобы является нашим партнером в «перезагрузке».

Резкая реакция премьер-министра Владимира Путина — и угроза президента Дмитрия Медведева по размещению противоракетного ядерного щита в Европе, — вызвала опасения, что отношения США и России могут опять ухудшиться до «предперезагрузочного» уровня или еще хуже.

Конечно, перемены витают в воздухе: десятки тысяч на улицах Москвы и других городов России требуют пересчета результатов выборов 4 декабря и конца монополии властей на власть. Но то, что не изменилось, это центральное американо-российское сотрудничество области национальных интересов, включая продвижение контроля над ядерными вооружениями и нераспространения, борьбы с терроризмом и наркотрафиком, а также управление сокращением численности вооруженных сил НАТО при сохранении безопасности в Афганистане и Центральной Азии. К сожалению, некоторые в Вашингтоне забыли, что нужно сохранить американо-российские отношения сильными и стабильными.

Взаимное уважение и взаимная легитимность играют ключевую роль в продуктивных отношениях. Само по себе откровенная оценка Клинтон выборов в Думу не была неправильной. Проблема в том, что эта оценка вызвала широкий резонанс со стороны России.

Это никого не должно удивлять, что россияне, в том числе не только Путин, но многие из демонстрантов, отвергают представление, что американцы должны судить о русской внутренней политике. Они чувствуют, что любой вопрос де-юре американских возмущений: избирательная прозрачность, верховенство закона и права человека являются обычными подозреваемыми.

Проблема не в том, что американцы имеют эти проблемы сами. Нравится русским это или нет, американские представления о правах человека и демократии являются неотъемлемой частью двусторонних отношений. Но то каким образом эти проблемы поднимаются и освещаются, представляет собой опасность для сохранения, поддержания и даже расширении сотрудничества по вопросам, которые важны для обеих сторон.

Правительство России, которое чувствует, что его американский коллега, тайно поддерживал его смещение, не собирается предлагать устойчивого сотрудничества в области безопасности и экономическом аспекте отношений. В свою очередь, российская сторона должна понять, что её заявления и действия — как с точки зрения ее внутренней политики, так и с точки зрения ее отношений с соседями — могут существенно осложнить деятельность американцев, которые поддерживают более тесное сотрудничество с Москвой в области сохранения «перезагрузки».

Администрации Обамы и Медведева предприняли шаги, чтобы формализовать основу для развития отношений, в частности, с помощью двусторонней президентской комиссии, которая связывает отделы министерств США и России в рабочие группы, начиная от темы энергетического сотрудничества до борьбы с терроризмом. Однако важно превратить эту комиссию из инициативы Обамы и Медведева, которая может однажды умереть, если сменятся один или оба ее руководителя, в постоянный межправительственный орган, который может продолжить свою работу вне зависимости от того кто является президентом.

Потенциал внутриполитических дебатов, которые могут спровоцировать кризисы отношений также должны быть проанализированы. В Вашингтоне, «перезагрузка» отождествляется с Обамой, что привело к тому, что большинство республиканцев — и даже многие демократы — отказываются брать на себя ответственность за её успех. В Москве, антизападные националисты, которые получили места в Думе на выборах, продолжают видеть «перезагрузку» «фиговым листком» для намерений США.

Теперь мы должны расширить диалог так, чтобы люди с обеих сторон, даже те, кто наиболее скептичен получили бы возможность встретиться и вести переговоры.

Этому процессу может быть оказана помощь посредствам более тщательного подхода к связям с общественностью стратегии «перезагрузки». Прямо сейчас, общественные повествования полнятся разочарованиями в ожиданиях и взаимными подозрениями. Вместо этого следует сосредоточиться на том, чтобы общественность в обеих странах поняла выгоды от сотрудничества для обеих сторон.

Последние сообщения о событиях на выборах в России в сочетании с предвыборной политиканством Америки угрожают усилить нормальные расхождения во мнениях для кризисного уровня. Существует опасность, что это может разрушить «перезагрузку», а ущерб будет непоправимым.

Вместо того, чтобы позволить этому бедствию медленно но неуклонно развиваться и перерастать в катастрофу, Москва и Вашингтон должны сейчас предпринять согласованные усилия, чтобы закрепить завоевания последних трех лет и построить систему связей между гражданами, политическими партиями и бюрократиями. От старых привычек весьма сложно отказаться, но только в атмосфере доверия это возможно сделать.