https://www.funkybird.ru/policymaker

Норвежские СМИ делают из Израиля козла отпущения

Конфликт между израильтянами и палестинцами получает больше внимания в СМИ, чем кровавые конфликты в других странах мира. Организация «С Израилем ради мира» считает, что это создает необоснованный образ врага, пишет интернет-издание VG Nett.

«С Израилем ради мира» (Med Israel for fred) — норвежская нерелигиозная произраильская организация, сравнила количество упоминаний норвежским информационным агентством NTB (Norsk Telegrambyrå) конфликта в Израиле по отношению к Египту, Сирии и Шри-Ланке в период с 2008 по 2011 годы.

Цифры показывают, что Израилю уделяется гораздо больше внимания, чем другим конфликтам, несмотря на гражданские войны в Шри-Ланке и Сирии, где погибло больше людей, чем конфликте между израильтянами и палестинцами:

Израиль: 6851
Египет: 3907
Сирия: 2296
Шри-Ланка: 1152

«Это создает непропорциональную картину конфликтов в мире, где норвежцы пребывают в заблуждении полагая, что конфликт на Ближнем Востоке намного хуже, чем все другие конфликты. Израиль сделали козлом отпущения, а ближневосточный конфликт рассматривается как мать всех других конфликтов», — говорит Конрад Мирлан, генеральный директор MIFF.

За период с 2008 по 2011 годы в конфликте между Израилем и палестинцами погибли чуть более 2.000 человек. Для сравнения, в Сирии с марта прошлого года были убиты 8.000 человек, по данным ООН. Число погибших в Шри-Ланке не установлено, но представитель ООН Гордон Вайс считает, что в 2009 году там были убиты 40.000 тамилов.

В январе 2009 года, когда шла война в секторе Газы, как и в Шри-Ланке, Израиль был упомянут в 566 новостных сообщениях от NTB, в то время как Сирия и Шри-Ланка были упомянуты 52 раза.

«Поскольку NTB написало в десять раз больше об Израиле, чем о Шри-Ланке в этом месяце, это создало впечатление, что происходившее в Газе было намного хуже, чем то, что произошло в Шри-Ланке. Фактическое число погибших показывает, что все было наоборот», — сказал Мирлан.

При этом Мирлан подчеркнул, что MIFF учитывала только количество сообщений, и ничего не говорила о содержании новостей от NTB, которое распространяет новости для большинства норвежских средств массовой информации — в том числе и для VG.

«Это парадокс, что конфликты в Судане и Конго, в последнее десятилетие унесшие миллионы жизней, не получают освещения в СМИ, и которые даже не приближаются к уровню конфликта на Ближнем Востоке», — говорит Мирлан.

В NTB по этому поводу заявили, что они будут больше писать о конфликте в Израиле, потому что он волнует норвежских читателей больше, чем другие международные конфликты.

«Ближний Восток упоминается, потому что Норвегия в значительной степени вовлечена в этот политический процесс, еще до соглашений в Осло, и в настоящее время является главой группы доноров для палестинцев. Более того, многие связаны с Израилем, либо побывав в кибуцах в этой стране, или потому, что многие христиане в Норвегии следят за религиозным аспектом конфликта. Мы следуем журналистскому принципу — писать о том, что интересует читателей», — сказала Ана Хаарвардштатер Лунде, глава отдела внешней политики в NTB.

«Мы будем следовать основному потоку в новостях, а затем будем освещать менее известные конфликты. Таким образом, наше покрытие имеет самоусиливающийся эффект», — сказала она.

«… Наша миссия заключается в предоставлении новостей о том, что наши клиенты хотят видеть в качестве новостей. Если бы мы были левой газетой, то мы бы писали о мелких конфликтах в Латинской Америке», — добавила она.

Попечитель еврейской общины в Осло Эрвин Кон сказал, что концентрация внимания средств массовой информации на Израиле вызывает у норвежцев сильные эмоции в отношении этого региона.

«Очень многие люди в Норвегии имеют эмоциональную связь с Израилем, а норвежские политики позиционируют себя в соответствии с отношением к конфликту. Конфликт между Израилем и палестинцами считается чуть ли не внутренне политическим условием в Норвегии», — сказал Кон.

По его словам, Израиль играет роль большого плохого волка в глазах норвежской общественности.

«В норвежском повествовании одни — сильные и уродливые, это израильтяне и евреи. Другие — слабые и жертвы, это палестинцы. Норвегия всегда на стороне слабых», — сказал он.

Притом, что Кон читает ежедневно все норвежские национальные газеты, он считает, что Dagbladet, Klassekampen и некоторые христианские газеты попадают в эту канаву, забыв задать важные вопросы по поводу обеих сторон.

«Dagbladet и Klassekampen пишут в пользу палестинцев, а Dagen и Norge Idag — в пользу Израиля. Они забывают задать важные вопросы сторонам, которые они предпочитают», — добавил Кон.

Тем не менее, по сути, считает Кон, что освещение норвежскими СМИ конфликта на Ближнем Востоке стало более сбалансированным, чем это было несколько лет назад.

В издании Norge Idag говорят, что они предпринимают меры по исправлению того, как представляется общая картина происходящего в Израиле в СМИ.

«Нашим отправным пунктом является то, что к Израилю очень плохо относятся в средствах массовой информации, и мы хотим принять меры по исправлению этого положения. Но все, что мы пишем должно быть правдой, и ее можно было проверить», — сказал заместитель редактора Бьярт Истебо.

Главный редактор Norge Idag Вебьерн Шельбекк удивлен критикой.

«У нас в редакции принципиально позитивный взгляд на Израиль. В рамках статей дается взгляд с обеих сторон до тех пор, пока я главный редактор», — сказал он.

Александра Беверфьорд, редактор новостного отдела газеты Dagbladet говорит, что они «освещают конфликт в свете фактов и тщательным образом».

Бьергульв Браан, редактор Klassekampen считает, что газета не годится для освещения израильской политики.

«В редакции мы поддерживаем полное признание Палестины и двух государств в соответствии с границами 1967 года. Я не уверен, что мы слишком слабы, чтобы критиковать палестинскую позицию, но мы, очевидно, слишком слабы, чтобы освещать израильскую политику и фон израильской позиции», — сказал он.

Исследователь Сесилия Хеллествайт в 2011 году начала работать в Норвежской вещательной корпорации NRK и занимается освещением конфликта на Ближнем Востоке. Она пришла к выводу, что освещение, как правило, неплохое, однако она критиковала канал за то, что палестинской проблеме уделяется слишком больше внимания.

«Повествование NRK практически представляет собой то, как понимают этот конфликт в некоторых умеренных и светских группах, таких как ФАТХ, и в определенных кругах израильских левых», написала она в своем докладе для Совета по вещанию.

«С учетом того, насколько широко ближневосточный конфликт охватывается в Норвегии, средства массовой информации несут особую ответственность за проблему того, как он освещается, путем создания комплексного охвата», — сказала Хеллествайт изданию VG Nett.

Арне Йенсен, помощник генерального секретаря Ассоциации норвежских редакторов, не отказывается от того, как норвежские медиа-группы работают над освещением международных конфликтов.

«Да, вполне возможно, что мы так делаем. Это сложный ландшафт для передвижения, потому что конфликтов много и они очень разные. Стать квалифицированным иностранным корреспондентом — большая и трудная задача», — говорит он.

По поводу дисбаланса в освещении войны в Шри-Ланке и в Газе, Йенсен ответил: «Норвегия имеет более тесную связь с Израилем, чем со Шри-Ланкой. Кроме того, конфликт на Ближнем Востоке более взрывоопасен, чем конфликт в Шри-Ланке, потому что он привлекает крупные державы».

Организация Врачи без границ постоянно обновляет список забытых конфликтов в мире. Исполняющая обязанности директора отдела по связям с общественностью, Линдис Хюрум, считает, что это печально, когда СМИ уделяют внимание только одному кризису.

«Это хорошо, что Сирия в настоящее время привлекает к себе внимание, но это происходит за счет внимания к другим конфликтам. Мы видим четкую взаимосвязь между СМИ и кризисом, и тем, сколько помощи можно для этого собрать», — говорит она.

Хюрум считает, что средства массовой информации несут ответственность за повествование о тех, кто страдает молча.

«Внимание это сила, и оно может спасти жизнь. Многие миллионы страдают в забытых конфликтах во всем мире. Беженцы на юге Судана и в Центральноафриканской Республике заслуживают столько же внимания, сколько и те, кто страдает на Ближнем Востоке», — сказала она.