https://www.funkybird.ru/policymaker

Третья мировая война может начаться на Ближнем Востоке

Со времени исчезновения СССР с карты мира Соединенные Штаты Америки открыто стремятся закрепить свою доминирующую роль в мировом сообществе. Эта цель напрямую ставится в документах, определяющих политику США на международной арене.

Важнейшим из таких документов является Стратегия национальной безопасности США, в которой, наряду с прочим, закладываются базовые принципы других важнейших компонентов международного курса США — его внешнеполитической и военной стратегий.

В ныне действующей Стратегии национальной безопасности (принята в мае 2010 г.) отмечается: «…наша стратегия национальной безопасности ориентируется на подтверждение лидерства Америки, чтобы мы могли эффективнее продвигать наши интересы в ХХI веке». Подчеркивается также, что необходимо предпринимать все возможные меры в целях создания «более прочной основы для лидерства Америки».

Фактически, эти краткие фразы на практике претворяются в жесткую и целеустремленную политику сильнейшей державы мира, чье влияние в международных отношениях беспрецедентно.

В Вашингтоне понимают, что в мире усиливается влияние еще несколько центров силы — Китая, России, Индии, так или иначе препятствующих американскому лидерству. С учетом данного фактора, весьма тревожащего политические и финансово-экономические круги США, и разрабатывается политика по обеспечению американского глобального лидерства.

Поясняя ныне действующую Стратегию национальной безопасности США, госсекретарь Х.Клинтон официально заявила: «Мы не можем допустить, чтобы США отсутствовали где-либо в этом большом мире». В этом контексте американское присутствие чрезвычайно активно проявляется в ключевых регионах земного шара. Одним из таких регионов является «Большой Ближний Восток», включающий богатые природными ресурсами государства Северной Африки, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Йемен, Кувейт, Ирак, Иран, Афганистан, Сирию, с подключением стратегически важных государств Юго-Восточной Азии, вплоть до Индонезии и Филиппин.

Без контроля над этим регионом глобальное влияние США в мире невозможно: Большой Ближний Восток имеет принципиальную значимость, как с геополитической точки зрения, так и с точки зрения экономических интересов (здесь залегает основная часть мировых запасов нефти и газа, проходят главные морские торговые пути).

Руководство США занялось выработкой своих приоритетов в ближневосточном регионе еще в ходе Второй мировой войны. Уже тогда один из ведущих геополитических стратегов того времени — руководитель Центра стратегического планирования Госдепартамента США Дж.Кеннан — заявил о стратегической важности этого региона именно для американских геополитических интересов.

В 1945 году американский Госдепартамент охарактеризовал Ближний Восток как «неисчерпаемый стратегический источник энергии, который является одним из наиболее привлекательных трофеев в мировой истории». При этом особое место отводилось Персидскому заливу, как, «пожалуй, самому привлекательному объекту экономических притязаний с точки зрения иностранных инвестиций». Тогдашний президент США Д.Эйзенхауэр сформулировал роль Ближнего Востока как «самого стратегически важного региона в мире».

Оценки тех лет оказались актуальными и в ХХI веке. Эксперты Национального разведывательного совета США в докладе «Глобальные тенденции — 2015» отметили, что «стратегическая значимость энергетических ресурсов Персидского залива в ближайшие годы будет неуклонно возрастать». В качестве рекомендации в докладе предлагается контролировать регион, а также противодействовать усилиям других государств в освоении данных ресурсов вне зависимости от того, будут США испытывать в дальнейшем потребность в его ресурсах или нет.

В наши дни Ближний Восток и сопредельные пространства стали регионом, опираясь на который Соединенные Штаты приступили к активной фазе борьбы за сохранение мирового лидерства.

Геополитическая цель «Арабской весны»

На рубеже 2010-2011 гг. в регионе начались «революции», вооруженные столкновения и антиправительственные выступления, продолжающиеся и в 2012 году. Эти события, получившие наименование «Арабская весна», при всей их динамичности и противоречивости в полной мере укладываются в реализацию стратегии, направленной на усиление американского влияния в регионе и, таким образом, в мире в целом.

Такого мнения придерживается большинство отечественных и зарубежных экспертов, считающих, что нарастание военно-политической напряженности в регионе не является чем-то спонтанным. Оно вызвано реализацией масштабного американского проекта, получившего название «Большой Ближний Восток» (Greater Middle East).

Основные тезисы проекта были обнародованы на саммите «большой восьмерки» в июне 2004 года тогдашним президентом США Дж.Бушем младшим. В соответствии с проектом, пространство ближневосточного региона, а также Магриба должно быть радикально «переформатировано». Цель — создание условий для политического переустройства государств региона на принципах западной демократии. Характеризуя этот проект, бывший руководитель внешней разведки СССР и бывший министр иностранных дел Российской федерации Е.Примаков отметил тогда что, Вашингтон стремится заново утвердить ведущую роль Америки в отношениях с исламским миром.

Необходимость политического переустройства, по мнению авторов проекта, вызывается тем, что старая модель отношений Вашингтона с авторитарными политическими режимами, внешне демонстрировавшими лояльность США, стала неэффективной.

В том виде, в котором эти государства существовали прежде, они были не готовы для принятия «западной системы ценностей», так как их социальное устройство представляло собой либо общинную, либо клановую структуру, с сильным доминирующим этническим фактором. На этом фоне в большинстве из них были выстроены жесткие политические режимы, нередко с режимом чрезвычайного положения, опорой на армию и спецслужбы в качестве основных гарантов соблюдения порядка. То есть по своей политической форме это были национальные государства с сильной властью и вполне определенной идеологической базой.

Кроме того, эти режимы не давали «разомкнуться» подконтрольным им территориям, что не позволяло включить их в процесс глобализации. Все это затрудняло действия американских «институтов развития гражданского общества», а формальная лояльность многих политических режимов накладывала дополнительные ограничения, заставляющие считаться с их позицией и мнением.

Иными словами, национальные особенности, присущие этим странам, делали их принципиально отличными от государств западного типа. При таких условиях экспансия «западных ценностей» и взглядов вызывала антиамериканские настроения, что затрудняло управление государствами Большого Ближнего Востока со стороны Вашингтона.

В 2004 году попытка одобрить план по «установлению демократии» на «Большом Ближнем Востоке» на саммите «большой восьмерки» потерпела провал. Точку зрения тех, кто не поддержал в то время план США, высказал тогдашний президент Франции Ж.Ширак, заявивший, что страны этого региона сами должны решать, нуждаются ли они в «миссионерах от демократии». Даже Египет и Саудовская Аравия, по сути, марионеточные государства, в то время отвергли план Дж.Буша, не приняв приглашения участвовать в саммите. Никто из лидеров других арабских стран, за исключением иракского президента — ставленника Вашингтона, также не высказался в пользу «демократических перемен».

С тех пор, однако, в мире многое изменилось. На рубеже 2010-2011 гг., в условиях мирового экономического кризиса США снова вернулись к проекту, делая акцент на экспорт кризиса в виде революций и войн.

Действия США поддержали многие западные лидеры, в том числе, нынешний президент Франции Н.Саркози, ставший одним из инициаторов агрессии НАТО против Ливии.

Такова одна из точек зрения на содержание проекта «Большой Ближний Восток».

В то же время, многие специалисты в сфере международных отношений и внешней политики утверждают: цель внешней политики США осталась прежней — обеспечение глобального лидерства, но задачи проекта со времени его анонсирования расширились и видоизменились.

По их мнению, данное обстоятельство связано с ростом «китайской угрозы». Все большее количество экспертов приходят к выводу: в течение ближайших 15-20 лет Китай по совокупной мощи превзойдет США. То есть, речь может пойти об утрате Соединенными Штатами экономического и финансового доминирования в мире, иными словами — о смене глобального лидера.

Пытаясь предотвратить подобное развитие событий, Вашингтон в 2009 году предложил Пекину создать «большую двойку» или G2 — политический альянс США и Китая. Его смысл — разделение зон ответственности в вопросах управления политическими процессами в мире. Однако китайская сторона отказалась от этого предложения: премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао во время встречи в ноябре 2009 года с президентом США Б.Обамой заявил, что предложение неприемлемо, так как Китай проводит независимую внешнюю политику и не будет вступать в альянсы с другими странами или блоками стран.

В виду данного обстоятельства в США была разработана иная стратегия борьбы с конкурентом за лидерство в мире, суть, которой — столкновение Китая с исламским миром. Для этого Вашингтон стремится свергнуть светские режимы на Большом Ближнем Востоке, чтобы привести к власти в Ливии, Сирии, Египте и других странах мусульманских экстремистов. Это должно привести к войне с Израилем, что позволит «транслировать» хаос и дестабилизацию дальше — через Турцию, Пакистан, Афганистан к границам главных геополитических соперников США — Китая и России, а также Европы.

Одним из поводов для столкновения радикального ислама и КНР может стать политика Пекина в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, населенном мусульманами, выступающими за отделение от Китая.

В этой ситуации Вашингтон ищет тех, кто готов и хочет воевать. Поэтому в противостоянии с Китаем в «союзники» избран исламский фундаментализм, пассионарный и агрессивный.

После свержения режима Х.Мубарака в Египте госсекретарь Х.Клинтон заявила, что в числе сил, с которыми США намерены выстраивать отношения, находится египетская экстремистская организация «Братья-мусульмане». Как известно, в США до последнего времени действовал запрет для официальных лиц контактировать с ее представителями. Теперь же предписано вступать в прямые контакты с организацией, заявляющей о необходимости не только строительства исламского государства в Египте, но и возрождения халифата «от Испании до Индонезии».

Аналогичные силы Вашингтон поддерживает в Ливии, в частности, «Ливийскую исламскую боевую группу». В настоящее время в ее рамках выделилось политическое крыло — «Ливийское исламское движение за перемены», которое претендует на руководящую роль в формирующихся при поддержке США и НАТО новых властных структурах страны.

Взаимодействие Запада с террористическими исламистскими группировками наблюдается и в Сирии, где таким группировкам отводится главная роль в свержении президента Б.аль-Асада. Симптоматично, что именно нынешние сирийские власти активно ведут борьбу с новыми союзниками США в лице «Братьев-мусульман».

Большинство экспертов высказывают мнение о том, что усиление террористической активности в регионе есть прямое следствие политики США на Ближнем и Среднем Востоке. При этом следует учитывать: масштабная активизация экстремистских сил неминуемо приведет к попыткам свержения власти в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Казахстане.

Начиная с 2011 года в Казахстане стала активно действовать исламистская группировка «Джунд аль-Халифат». По стране прокатилась серия взрывов, которые были впервые в истории этого государства классифицированы как «террористические акты». Нападения на полицейских произошли даже в столице, «Джунд аль-Халифат» взяла на себя ответственность за взрывы возле штаб-квартир органов власти и силовых структур в городе Атырау на западе Казахстана.

Особо стоит подчеркнуть, что по опубликованным сведениям, массовые беспорядки в казахстанском городе Жанаозен 16 декабря 2011 г., в которых погибли свыше 10 человек, также были организованы при участии местных исламистов.

Усиление террористической активности в сопредельных с Россией странах, в свою очередь, будет способствовать дестабилизации на российском Северном Кавказе, в Татарстане, Башкортостане и других регионах России, населенных мусульманами. Подобное развитие событий наверняка создаст угрозу и национальной безопасности Республики Беларусь, учитывая ее членство в Союзном государстве Беларуси и России, ОДКБ, ЕЭП.

Ряд экспертов-международников высказывает мнение, что для укрепления отношений с радикальным исламом США могут даже пожертвовать отношениями с Израилем (об этом будет сказано далее).

Как известно, начало реализации проекта уже положено: свергнуты прежние режимы в Египте, Тунисе, Ливии. Пока неясно, какую политику будут вести эти государства, но на парламентских выборах в Тунисе и Египте большинство получили не либеральные, а исламистские партии. Как отметил в этой связи глава комитета Совета Федерации Российской Федерации по международным делам М.Маргелов, «…тенденция в послереволюционном исламском мире ясна… на смену авторитарным, но вполне предсказуемым режимам… идут «политисламские».

Отдельно следует отметить, что просчитать все последствия реализации такого проекта, в том числе для самих США, невозможно.

Таким образом, «Арабская весна» — это глобальный сценарий, предусматривающий, в числе прочего, перекройку регионального геополитического пространства. В целях усиления глобального влияния США проект должен решить две задачи: первая — столкновение интересов Китая и исламского мира; вторая — предотвращение появления на территории Большого Ближнего Востока крупных самостоятельных игроков и обеспечение за США и их ближайшими союзниками полномасштабного контроля над энергетическими ресурсами и маршрутами их транспортировки.

Натиск на Тегеран и Дамаск: непосредственные причины

После свержения прежних режимов в Тунисе, Египте и Ливии реализация проекта вступила в новую фазу: под ударом оказались Сирия и Иран.

С марта 2011 г. в Сирии организованы выступления оппозиции. В последнее время число демонстрантов уменьшилось, но при этом в их рядах усиливаются радикальные настроения. Большинство лидеров оппозиции все больше склоняются к ведению вооруженной борьбы против власти. При этом экстремисты из числа местных «Братьев-мусульман», а также группы дезертиров из правительственных войск (т.н. Армия освобождении Сирии) активно ведут вооруженную борьбу с властями, совершая нападения на войска и полицию. На территорию Сирии из соседних стран — Ливана, Ирака, Иордании и Турции — проникают боевики, контрабандно ввозится оружие и боеприпасы.

США и ряд их союзников активно поддерживают оппозицию, представляя ее действия как «борьбу народа за освобождение». Одновременно западные спецслужбы и спецслужбы некоторых стран Персидского залива оказывают помощь в вооружении, обучении и заброске боевиков на территорию Сирии.

Против Ирана в настоящее время в основном ведутся массированные информационно-психологические операции, направленные на «демонизацию» иранского руководства в глазах мировой общественности. Так, в октябре 2011 г. в США были сфабрикованы «обвинения» о якобы готовившемся Ираном убийстве посла Саудовской Аравии в США, при этом, объяснить, для чего была бы нужна столь бессмысленная акция, никто из «обвинителей» не смог.

В ноябре 2011 г. был опубликован доклад МАГАТЭ, в котором бездоказательно, на основании только предположений Тегеран был обвинен в работе над созданием ядерного оружия. Примечательно, что Россия и Китай выступали категорически против публикации этого доклада: он был назван преждевременным, «компиляцией известных фактов» и «жонглированием информацией».

Усиливается давление Запада в экономической сфере. В декабре 2011 г. США и ЕС объявили о том, что введут совместные санкции в отношении иранского нефтяного экспорта (это нанесет значительный ущерб экономике Ирана). В ответ иранская сторона заявила, что в таком случае «ни одна капля нефти не выйдет из Ормузского пролива», так как Иран его перекроет. Отметим, что через Ормузский пролив проходит до 40 % нефти в мире, перевозящейся морским путем.

В конце декабря 2011 — начале января 2012 гг. Иран демонстративно провел крупномасштабные военно-морские учения в непосредственной близости от Ормузского пролива. При этом особое место в ходе учений занимали показательные пуски противокорабельных ракет.

В ответ американская сторона заявила, что не позволит перекрыть пролив, потому что это нанесет удар «свободному передвижению товаров и услуг». Ударная группа США во главе с авианосцем John C.Stennis и ракетным крейсером Mobile Bay прошла Ормузский пролив и вышла в район учений, проводимых Ираном.

Как в Иране, так и в и Сирии функционирует достаточно жесткий политический режим, ведущий, однако, независимую, четко очерченную, предсказуемую политику, направленную на защиту национальных интересов.

В Вашингтоне понимают, что эти страны являются своего рода тандемом: в течение нескольких десятилетий они являются близкими союзниками и оказывают друг другу всестороннюю поддержку. Например, Сирия оказывает возможную помощь Ирану в реализации ядерной программы, служит посредником в передаче денег и оружия из Тегерана проиранским организациям «Хизбалла» в Ливане и «Хамас» в Палестине.

В свою очередь, Тегеран через «Хизбаллу» поддерживал сирийские силы в Ливане, а в ходе нынешних волнений в Сирии Иран по-прежнему полностью поддерживает сирийское правительство и президента Б.аль-Асада.

В числе прочего, Иран и Сирия сотрудничают в военной сфере. Впервые договор о военном сотрудничестве между Тегераном и Дамаском был подписан в 1998 году; в 2006 году он был дополнен договором о взаимной обороне. По сообщениям СМИ, стороны обязались оказывать друг другу непосредственную военную помощь в случае нападения третьей стороны на одно из государств.

Так, 13 декабря 2011 г. посол Ирана на встрече с политическим советником президента Сирии заявил, что если против Сирии «начнется крестовый поход», то Иран окажет ей всемерную поддержку.

В отношениях двух государств Иран, как гораздо более сильная в экономическом и военном отношении держава играет ведущую роль, и именно Тегеран в течение многих лет считается главным противником США в регионе. Поэтому многие эксперты считают, что нагнетание обстановки вокруг Сирии имеет целью не только свержение действующей власти, но, в первую очередь, ослабление Ирана, лишение его единственного союзника в регионе.

Наибольшую активность в противостоянии с Ираном и, как следствие, с Сирией проявляют США, Турция, Израиль и Саудовская Аравия.

США. Главная причина конфронтации Вашингтона и Тегерана состоит в следующем: США — страна, открыто заявляющая о своем лидерстве в мире, в то время как Иран — региональный центр силы, выступающий постоянным и жестким их оппонентом по основным мировым и региональным проблемам.

Как уже отмечалось, одну из важнейших своих задач Соединенные Штаты видят в том, чтобы укрепить свое влияние в регионе Большого Ближнего Востока. Однако политика США наталкивается на активное противодействие Ирана, играющего ведущую антиамериканскую роль в весьма значимом с геополитической, экономической и военной точки зрения регионе.

Резко отрицательное отношение американской администрации вызывает:

реализация Ираном ядерной программы, которая, по мнению официального Вашингтона, неизбежно приведет к разработке им собственного ядерного оружия;

стремление иранского руководства к лидерству в регионе, в том числе — действия по усилению своего влияния в Сирии, сопредельном Ираке, где свыше 60% населения составляют мусульмане-шииты (в Иране — около 90%), а также Бахрейне и Йемене. В двух последних странах шииты составляют меньшинство, которое дискриминируется местной суннитской властью при принятии важных решений, что побуждает местных шиитов все чаще ориентироваться на Тегеран. Отметим, что контроль над Бахрейном и Йеменом играет ключевую роль для американской гегемонии в Индийском океане;

поддержка Ираном военизированных группировок «Хамас» и «Хизбалла», действующих в Палестине, Египте, Ливане и некоторых других странах;

поддержка Ираном Сирии, также проводящей самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику.

Поэтому США стремятся низвергнуть действующий в Иране политический режим, заменив его такой властью, которая отвечала бы интересам Вашингтона. Решение этой задачи является одной из важнейших стратегий всего цикла событий «Арабской весны» — от Туниса, Египта и Ливии до Сирии.

Турция. В диалоге с арабскими странами Анкара с первых дней «Арабской весны» позиционирует себя в роли регионального лидера. По оценке многих экспертов, у Турции для этого имеется объективный потенциал: динамично развивающаяся экономика, мощная армия, привлекательный в глазах многих облик страны, сочетающей ислам и демократию.

В отношениях Турции и Ирана важнейшую роль играет религиозный фактор: в странах исповедуются различные ветви ислама, между которыми существуют непримиримые противоречия.

Суннитская Турция до сих пор официально является светским государством, заявляющим о стремлении вступить в ЕС. Но в последнее время эти приоритеты начинают отходить на второй план и, напротив, все громче заявляют о себе исламистские силы.

Шиитский Иран, обладающий второй в исламском мире экономикой (первое место принадлежит Турции), являющийся одним из наиболее технологически развитых государств региона, располагающий крупными запасами нефти и газа, также претендует на роль регионального лидера.

Одна из «болевых» точек в отношениях двух стран — Сирия, где большинство населения составляют мусульмане-сунниты, и где суннитская Турция стремится усилить свое влияние в ущерб интересам Ирана.

Турция является членом НАТО и верным союзником США, в то время как Иран занимает диаметрально противоположные позиции. Поэтому немалую роль в дальнейшем ухудшении ирано-турецких отношений сыграло размещение на турецкой территории элемента ЕвроПРО в виде наземного радара передового базирования (как известно, декларируется, что система противоракетной обороны направлена против Ирана).

Таким образом, Тегеран и Анкара являются стратегическими соперниками. Именно поэтому Турция весьма активно участвует в антииранской и антисирийской кампании, предоставляет иранским и сирийским оппозиционерам, в том числе их вооруженным формированиям, свою территорию, оказывает им разностороннюю помощь.

В то же время, официальные турецкие лица пока выступают против внешнего вооруженного вмешательства в дела Сирии и Ирана. Предпочтение отдается организации гражданской войны в Сирии.

Израиль. Жесткая и перманентно углубляющаяся конфронтация между Израилем и Ираном стала постоянной составляющей современных международных отношений. Во многом это связано с сутью историко-философской концепции шиизма, имеющего в Иране государственный статус. Лежащая в основе этой ветви ислама идея образования всемирного исламского государства, по мнению иранской стороны, уже частично реализована созданием и существованием Исламской Республики Иран (ИРИ). Дальнейшее же развитие идеи возможно на путях переустройства других исламских стран по иранскому образцу. Основатель ИРИ аятолла Хомейни считал лежащий в сердце исламского мира Израиль важнейшей преградой на этом пути и поэтому задачу борьбы с ним сформулировал как «освобождение Иерусалима». При этом он подчеркивал, что «религиозное руководство Ирана никогда не смирится с израильской оккупацией святых для ислама мест». Подобное видение проблемы сохраняется в Иране и сегодня.

В свою очередь, в Израиле есть радикальные силы, отстаивающее «богоизбранность» еврейского народа.

Иными словами, противоречия между странами носят не только политический, но и цивилизационный, религиозный и этнический характер.

В такой ситуации Израиль выступает одним из основных инициаторов агрессии против Ирана, а также свержения режима Б.аль-Асада в Сирии. Так, в мировых СМИ неоднократно появлялись сообщения о готовности Израиля нанести удар тактическим ядерным оружием по иранским ядерным объектам. Однако далеко не все политические силы этой страны поддерживают такой курс. Дело в том, что международное положение Израиля, всегда бывшее непростым, ныне осложнилось еще больше.

С приходом в Белый Дом администрации Б.Обамы отношения между Вашингтоном и Иерусалимом стали заметно охладевать. Так, в июне 2009 г. президент США выступил в Каирском университете и провозгласил начало новой эры в отношениях Америки с мусульманскими странами. В числе прочего, он поддержал идею создания независимого государства палестинцев и выступил против строительства израильских поселений на западном берегу реки Иордан.

В мае 2010 г. группа европейских правозащитных организаций отправила в сектор Газа так называемую «флотилию свободы» с гуманитарным грузом. При этом Газа находилась в морской блокаде, законность которой была признана ООН, а суда флотилии хотели прорвать блокаду. На одно из судов, шедшее под флагом Турции, высадился израильский спецназ, и в результате стычки погибли девять пассажиров парома. Вокруг этого события Турцией и некоторыми другими странами была поднята массированная информационная кампания, которую Израиль проиграл «с разгромным счетом». США в этой ситуации встали на сторону Турции.

В мае 2011 г. Б.Обама призвал Израиль вернуться к границам 1967 года (что привело бы к еще большим угрозам безопасности еврейского государства) и еще раз потребовал признать независимость Палестины.

Одновременно резко ухудшились турецко-израильские отношения: Турция, претендующая на роль лидера в исламском мире, демонстративно показывает мусульманам всех стран жесткость и неуступчивость в отношениях с еврейским государством. При этом США ни разу не «одернули» Анкару.

Подобная политика Вашингтона, на фоне радикализации режимов в сопредельных арабских странах, вызывает в Израиле все большую тревогу. Многие израильские политики считают, что США приносят их страну в жертву ради установления отношений с исламскими фундаменталистами.

Понятно, что в таких условиях часть политической элиты Израиля опасается открыто вмешиваться в дела Ирана и Сирии.

Саудовская Аравия. Эр-Рияд является экономическим и религиозным соперником Тегерана, и одновременно — одним из главных союзников Вашингтона в регионе.

Так, в Сирии американцы действуют опосредованно — через Саудовскую Аравию и ее региональных союзников — Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. На базе этой организации Саудовская Аравия и Катар стремятся построить «Великий халифат» («Суннитский халифат»).

Врагами «Великого халифата» являются светские авторитарные режимы. Поэтому монархии Персидского залива поддержали «революции» в Египте и Тунисе, а также войну против Ливии: таким путем были устранены их региональные оппоненты. Другие конкуренты суннитов — режим алавитов (направление в шиизме) в Сирии и шиитов в Иране также стремятся противопоставить себя суннитским монархиям.

«Нефтяные монархии» давно уже вступили в холодную войну с Ираном, которая объясняется соперничеством между суннитским и шиитским проектом: Тегеран также стремится построить всемирное исламское государство, но на основе шиизма. «Арабская весна» лишь обострила существующие противоречия.

Как отмечают эксперты, опасения саудитов перед укреплением позиций Ирана и его союзников особенно усилились в связи с восстанием шиитов Бахрейна, к которому, судя по всему, Тегеран «приложил руку», действуя также через шиитов Ирака и Йемена. Все это видится Саудовской Аравией и другими суннитскими монархиями как наступление Ирана и его союзников (сирийского режима и «Хезболлы»).

В Саудовской Аравии, где залегает более 25% известных мировых запасов нефти, один из наиболее богатых нефтеносных районов страны — Неджду — населяют саудовские шииты. Поэтому «шиитский вопрос» исключительно важен для властей Саудовской Аравии, а также развитых западных стран.

Вашингтону и Эр-Рияду важно «сбить» накал выступлений шиитов в регионе, так как это ведет к усилению влияния Ирана и грозит энергетической безопасности многих стран Запада. Эр-Рияд опасается также, что продолжающиеся выступления шиитов Йемена толкнут на протестные выступления и шиитское меньшинство в Саудовской Аравии. Поэтому саудовские ВВС с согласия властей Йемена не раз подвергали бомбардировкам позиции шиитских повстанцев в этой стране.

В силу непримиримых религиозных, политических и экономических разногласий с Ираном, опасаясь усиления его влияния, власти Саудовской Аравии усиленно лоббируют атаку на Иран.

Методы дестабилизации обстановки в Сирии

Для достижения своих целей противостоящие Ирану и Сирии силы используют множество методов. Вот некоторые из них:

Подготовка и распространение дезинформации

Например, телеканал Аль-Джазира, показывая демонстрацию, организованную в Москве КПРФ по случаю 1 мая, утверждал, что это — демонстрация сирийской оппозиции против руководства Сирии. Как сообщили российские информационные источники, в ряды демонстрантов проникли несколько человек, поднявших перед камерами антисирийские лозунги в тот момент, когда не было видно лозунгов на русском языке.

Якобы независимая международная комиссия ООН обвинила власти Дамаска в преступлениях против человечности в ходе подавления антиправительственных акций. Глава комиссии П.Пинейро сообщил, что члены комиссии, встречаясь с жертвами и свидетелями нарушений прав человека, получили достоверную информацию о том, что происходит в Сирии.

Вывод комиссии был таков: «Эти грубейшие нарушения прав человека были допущены сирийскими военными и силами правопорядка с начала протестов в марте 2011 г.». Однако впоследствии выяснилось, что члены комиссии вообще не были в Сирии, а большинство фамилий «очевидцев» и «жертв» было взято из телефонного справочника.

Российский корреспондент телеканала РТР А.Попова побывала в Сирии и сообщила, что новостная студия сирийского частного телеканала Addounia отслеживает и анализирует видеоролики в Интернете и на зарубежных телеканалах. Сирийские журналисты подсчитали, что фальсификаций и ложных сообщений собирается примерно на 8 минут в сутки. «Это якобы кадры того, как сирийская армия обстреливает жилые дома в Хомсе. Но в замедленном варианте видно, что дома взорвали изнутри. Мы обратились к саперам, и они подтвердили наши догадки», — пояснил один из сотрудников телеканала.

Еще факты: якобы прямая трансляция многотысячного митинга оппозиции, в то время как на лозунгах — число недельной давности; кадры ареста боевиков, в грузовике которых найдены тела двух убитых солдат. При этом зарубежные телеканалы использовали эту запись несколько раз, выдавая разные фрагменты за съемки в разных городах, а погибших — за мирных демонстрантов, павших от рук полицейских.

За попытку освещать события в Сирии объективно телеканал Addounia поплатился международным эфиром. Евросоюз ввел санкции и отключил спутниковое вещание телеканала.

Преднамеренное искажение информации

Нередко используется сочетание достоверной и ложной информации. Так, американский телеканал «АВС News» исказил содержание беседы президента Б.аль-Асада со своим корреспондентом Б.Вальтерс. Это стало известно потому, что другой журналист этого же телеканала Т.Карталуччи обвинил своих хозяев в преднамеренном сокращении ответов президента на вопросы журналистки, что привело к искажению содержания ответов.

В последнее время западные СМИ сообщают, что сирийские силовики убили более 3500 мирных демонстрантов. О том, кто же смог посчитать количество убитых, ничего не говорится; однако стало известно, что источником этой «информации» является некая правозащитная организация Observatoire syrien des Droits de l’homme, размещающаяся в Лондоне!

Подкуп местных жителей, в целях представления их «свидетелями зверств режима»

Одного из таких подкупленных «свидетелей зверств режима», жителя города Хомс М.Закария в ноябре прошлого года показали по сирийскому телевидению. Тот при помощи специальных средств сообщал о якобы имевших место «демонстрациях протеста», а также о том, что сотрудники сил безопасности «открывают огонь по мирным демонстрантам». В одном из ложных сообщений он указал, что были «убиты 20 человек». Выяснилось, однако, что сам он проживает в 7 км от «места убийства», и из дома в тот день вообще не выходил.

Следует отметить также, что по признанию корреспондента американского телеканала NBC Р.Енджела, побывавшего в Сирии, программное обеспечение для того, чтобы скрыть место, откуда отправляется видео на сервер, предоставляется Госдепом США.

Организация разнообразных провокаций

Например, в ноябре было запланировано захватить две большие площади в Дамаске. Провокаторы планировали идти под видом демонстрации в поддержку Б.аль-Асада, затем поменять лозунги и устроить беспорядки, которые должны были привести к жертвам.

Часто используется следующий прием: замаскированные снайперы открывают огонь по демонстрантам, чтобы потом предъявить иностранным СМИ «трупы протестующих».

Провоцирование гражданской войны в Сирии, помощь террористическим формированиям, готовым воевать против сирийских властей

Так, официальный орган ПНС Ливии Libya Now сообщил, что, на турецко-сирийской границе находится и готовится к вторжению в Сирию отряд ливийских боевиков численностью 700 человек. В его главе находится известный террорист А.Бельхадж, который в свое время уже арестовывался американцами за террористическую деятельность. По утверждению Libya Now, А.Бельхадж «примет участие в операции освобождения Сирии, руководя бойцами свободной Ливии. Турция окажет ему военную поддержку».

Этот отряд оказался не единственным: по сообщению иорданской газеты Al-Bawaba, около 600 боевиков из Ливии уже переброшены в Сирию транзитом через Турцию и присоединились к так называемой «Армии освобождения Сирии».

Британская газета Daily Telegraph со ссылкой на телеканал «Аль-Арабия» сообщает, что новое правительство Ливии готово помочь сирийским мятежникам деньгами, оружием и кадрами. Об этом еще в октябре договорились представители нового руководства Ливии и сирийской оппозиции во время встреч в Триполи и Стамбуле. «Существуют планы отправки с Сирию вооружений и боевиков», — сообщила газета.

Та же газета сообщает, что на границе с Сирией собирается 15-тысячная армия. Речь идет о так называемой «Сирийской освободительной армии» (SFA), состоящей по легенде исключительно из офицеров и солдат, дезертировавших из вооруженных сил Б.аль-Асада. Подразделения SFA уже сейчас ведут террористическую деятельность. Ее командующий призывает «мировое сообщество» установить над Сирией «бесполетную зону», как это было в Ливии, а также организовать морскую блокаду страны вдобавок к действующей экономической блокаде. Он также намерен устроить на севере Сирии значительную по размерам «буферную зону, в которой SFA сможет организоваться» и перейти к еще более решительным действиям.

Всего при разгоне и нападениях «мирных демонстрантов» в Сирии с апреля 2011 г. уже погибло свыше 1000 солдат, полицейских и сотрудников спецслужб. При этом почти каждый второй был убит снайперском огнем с большого расстояния, с более высокой позиции (с крыш и этажей домов).

Таким образом, армия и полиция Сирии имеет дело с хорошо вооруженными и обученными террористами. Среди задержанных в Сирии «оппозиционеров» есть иностранные специалисты для координации действий, а также арабы из Катара, Саудовской Аравии и других стран.

О роли сирийских вооруженных сил в событиях в стране