https://www.funkybird.ru/policymaker

Вступление России в ВТО: свинское поведение

Вступление России в ВТО усложнит жизнь производителям мяса, но не изменит ситуацию в животноводческой отрасли.

В конце лета должен завершиться процесс вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Став частью международного торгового сообщества, наша страна увеличит доступ на свой рынок импортных товаров. Одна из самых уязвимых в ходе этого процесса отраслей — сельское хозяйство, которое в последние годы развивалось достаточно динамично.

Аграрии утверждают, что условия вхождения в ВТО сделают отечественную продукцию неконкурентоспособной. В мясной промышленности наибольшие опасения высказывают свиноводы. Не исключено, впрочем, что они несколько преувеличивают свои риски в надежде получить от государства как можно большее финансирование.

Россия вела переговоры о вступлении в ВТО 18 лет. Но, несмотря на длительность процесса, многие отрасли сельского хозяйства оказались не готовы стать частью международного рынка. В ходе переговоров Россия пошла на значительные уступки по пересмотру тарифной политики: в ближайшее время в стране будут снижены ввозные пошлины на молоко, сахар, масложировую продукцию, многие виды мяса. Неминуемый рост импорта может пошатнуть позиции отечественных производителей.

Аграрии призывают: в интересах продовольственной безопасности страны необходимо срочно увеличивать господдержку отрасли, которую власти пытались защитить от импорта долгие годы. Последние несколько месяцев представители Минсельхоза и различных отраслевых организаций пытаются договориться о видах и размере помощи в переходный период присоединения к ВТО (до 2018 года). Самые активные — представители свиноводческого сектора, который усиленными темпами развивается последние 5—7 лет и является одним из самых перспективных направлений.

По оценкам информационно-аналитического агентства ИМИТ, в 2011 году самообеспеченность России по свинине составила 66,7%. К концу 2020 года свиноводы намеревались увеличить производство до 4 млн тонн. Как утверждают аграрии, условия, на которых Россия станет членом ВТО, могут «уронить» отечественный рынок и свести на нет достигнутые успехи. Дело в том, что наша страна обязалась снизить пошлины на все виды продукции свиноводства, включая шпик, субпродукты, замороженное мясо, а также на ввоз живых свиней. При этом по некоторым позициям пошлина будет существенно снижена, по каким-то и вовсе обнулена. По подсчетам Национального союза свиноводов, убытки отрасли могут составить 20 млрд рублей ежегодно. Именно эта цифра сейчас фигурирует в материалах Минсельхоза, готовящего меры поддержки отрасли.

Хрюшкина квота

Изменения таможенно-тарифной политики коснутся не только свиноводов. Но на других сегментах мясного рынка снижение пошлин скажется в гораздо меньшей степени. Производство говядины толком не развивается, не помогли даже нацпроекты в области АПК, и зависимость от иностранных поставок здесь по-прежнему велика. Производство крупного рогатого скота — наиболее сложная отрасль, здесь длиннее производственный цикл (поросенок до товарного объема вырастает за 7—8 месяцев, теленок — за 18). Рынок птицы, наоборот, очень хорошо защищен. Российские производители обеспечивают уже 90% потребности в курятине и даже планируют налаживание экспорта. В 2012 году в целях защиты отечественных производителей Россия снова уменьшила размер импортной квоты по курице — с 350 до 250 тыс. тонн. На таком уровне квота сохранится до 2020 года (при этом пошлина внутри квоты осталась на прежнем уровне в 25%, а пошлина на ввоз сверх квоты снизилась с 95 до 80%).

Уменьшен объем квоты и для свинины (квота для говядины остается неизменной). Если в предыдущем году квота на свинину составляла 500 тыс. тонн, то на этот год и весь период до 2020 года утвержденный объем составляет 430 тыс. тонн продукции. Ставка пошлины на мясо сверх квоты снизится с 75 (которые действуют сейчас) до 65%. Но в отличие от птицеводства, где пошлина внутри квоты будет сохранена на прежнем уровне, пошлина на ввоз свинины со второго полугодия 2012 года будет обнулена (сейчас ставка составляет 15%). Остается только гадать, почему пока еще не окрепшая свиноводческая отрасль получила меньшую по сравнению с птицеводством степень защиты. Возможно, у птицеводов более грамотное и сильное лобби. «На рынке свинины оборона сведена к минимуму. В этом сегменте в будущем развернутся основные баталии и начнутся интриги лоббистов», — сказал в ноябре 2011 года президент Мясного союза Мушег Мамиконян.

Подложить свинью

По оценкам независимой компании ИМИТ, даже в 2011 году, несмотря на практически заградительную пошлину, объем внеквотных поставок свинины вырос на 31% (до 192,3 тыс. тонн). То есть спрос на импортную свинину в России высок. Отчасти потому, что отечественные свиноводы пока не могут полностью удовлетворить потребности мя со переработчиков (производителей колбасных изделий) не только по количеству, но и по качеству сырья. Они в большинстве своем могут предложить только полутуши, что неудобно переработчикам. Мясокомбинаты, долгое время работавшие с импортным сырьем, оснащены оборудованием, которое требует более тщательной разделки сырья.

Теперь, когда пошлины будут снижены, возможен дальнейший рост внеквотных поставок. «Стоимость килограмма импортной свинины, поставляемой в рамках квот, на таможне до уплаты НДС снизится на 13%, стоимость внеквотной свинины упадет на 5,7%. В оптовом звене на внутреннем рынке цены снизятся менее существенно», — полагает ведущий аналитик ИМИТ Алексей Плугов. «Обнуление внутриторговой пошлины приведет к уменьшению так называемой внешнеторговой себестоимости свинины. В результате те, кто импортируют мясо, при усилении конкуренции могут спокойно снизить цены», — добавляет главный эксперт по анализу и прогнозированию рынка Союза свиноводов России Николай Бирулин.

Помимо снижения пошлин на мясо соглашение с ВТО предусматривает снижение пошлин на субпродукты и шпик с 25 до 15%. В прошлом году в Россию было ввезено 600 тыс. тонн такой продукции. «Исторически эта продукция не востребована в странах ЕС и сбрасывается по любым ценам в Россию. Таким образом, в стране будут отсутствовать необходимые условия для модернизации первичного убоя и переработки», — сокрушался ранее президент холдинга «Мираторг» (крупнейший производитель свинины в России) Виктор Линник. «Доходность первичной переработки свиней зависит от возможности продать не только само мясо, но и сопутствующую продукцию, — добавляет Николай Бирулин из Союза свиноводов. — Если она не востребована на рынке, производитель вынужден для получения прибыли поднимать цены на другую продукцию».

Ожидаемое нашествие

Самое острое недовольство свиноводов вызвало резкое — в 8 раз — снижение пошлины на ввоз живых свиней. Сейчас она составляет 40%, но в связи со вступлением в ВТО России придется вернуться к пошлине в 5%, которая действовала до 1 января 2010 года. Повышенный уровень был введен в целях защиты внутреннего рынка: поставщики, пользуясь низкими пошлинами, ввозили животных не для разведения, а для забоя на территории страны. Например, с 2005 по 2008 год ввоз живых свиней был увеличен в семь раз — до 600 тыс. голов, а в 2009 году в Россию было ввезено рекордное количество живых свиней — 1,1 млн голов. (112 тыс. тонн в живом весе). В 2011 году Россия купила лишь 52,4 тыс. тонн хрюшек. «Уступка Евросоюзу в виде снижения пошлин на импорт живых свиней делает несправедливыми условия конкуренции между отечественными и европейскими свиноводами, ибо уровень прямой поддержки в Европе значительно выше», — настаивает Мушег Мамиконян. Некоторые участники рынка уже заявили о том, что теперь ввоз животных может превысить показатель 2009 года. Правда, независимые эксперты относятся к таким прогнозам скептически. Надо иметь в виду, что завоз животных — довольно трудоемкий процесс. Их надо кормить, поить, с ними много возни на границе. «Здравомыслящий человек не может строить на этом бизнесе свою стратегию, — отмечает аналитик ИКАР Михаил Григорьев. — Ситуация 2009 года повториться не может, в тот период многие отечественные компании ввели в строй бойни, и у них наблюдалась серьезная недозагрузка мощностей. Сейчас недозагруз все еще есть, но он понемногу ликвидируется. Поэтому тенденции по ввозу живых свиней усилятся, но огромными они не будут».

«Постановление о снижении пошлин вступит в силу не ранее второй половины 2012 года, и в полном объеме импорт товарных свиней отразится на российском рынке лишь в 2013 году. В 2013 году в России будет произведено более 3,9 млн живых свиней, поэтому доля импорта на этом рынке составит около 3%, при самом пессимистичном сценарии — 4%», — продолжает Алексей Плугов. Аналитики «Тройки Диалог» добавляют, что в случае увеличения ввоза более чем на 25% от уровня годичной давности не исключены меры со стороны государства — например, введение компенсационной импортной пошлины. Именно поэтому не стоит относиться всерьез к угрозам чрезмерного роста импорта живого скота.

Развенчание мифов

Отраслевые организации еще осенью пытались прикинуть убытки производителей от снижения пошлин на импортную продукцию. Как заявлял гендиректор Союза свиноводов Юрий Ковалев, изменения тарифной политики приведут к значительному (на 10—15 руб. за 1 кг) снижению цен на живых свиней. Именно из этой цифры выросла сумма ущерба в 20 млрд рублей — это недополученная прибыль крупных производителей. Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин оценивал падение цен в 15—20 руб. за килограмм. Помимо прямых убытков отрасли изменение условий игры может привести к снижению инвестиционной привлекательности и увеличению сроков окупаемости крупных проектов в свиноводстве с 8 до 12 лет. Многие производители, например, представители «Русагро», уже сообщили о намерении заморозить некоторые свои проекты, чтобы подождать, как будут развиваться события.

Между тем новость о вступлении в ВТО вопреки всем этим прогнозам не снизила инвестиционную привлекательность отрасли. «Только в январе 2012 года было заявлено о 10 новых проектах по строительству свинокомплексов, совокупная мощность которых составит более 200 тыс. тонн свинины в живом весе», — сообщил «Однако» Алексей Плугов. Рентабельность промышленных предприятий, конечно, упадет, но все равно останется очень высокой по сравнению с другими отраслями. «Крупные игроки столкнутся с падением рентабельности с нынешних 40—45% до 25—30%, но смогут выиграть от консолидации рынка, возможно, удвоив объемы производства», — считают эксперты компании «Тройка Диалог».

Многопрофильным агрохолдингам, занимающимся разными видами продукции, и вовсе будет проще сохранить доходы за счет масштаба. Конечно, пострадают небольшие производители, некоторые будут вынуждены вообще уйти с рынка. «По некоторым оценкам, на оптовом рынке цена свинины за килограмм живого веса может составить менее 70 руб., — говорит аналитик «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина. — А значит, домашние хозяйства и фермы, у которых себестоимость производства бывает даже выше 70 руб. за килограмм, не смогут конкурировать с лидерами отрасли». Последние несколько лет личные подсобные хозяйства страны производили суммарно порядка 1 млн тонн свинины. Еще порядка 600—700 тыс. продукции производят небольшие отсталые комплексы.

Иными словами, не стоит ждать глобального спада в свиноводстве. «Будет стабильный рост не в 5—7% в год, как сейчас (если брать промышленное производство), а в 2—3%. Жить в этих условиях можно, — говорит Михаил Григорьев из ИКАР. — Даже в случае резкого роста импорта ситуация на рынке сильно не изменится — потребление свинины будет расти еще более быстрыми темпами». При этом потребности в свинине будут увеличиваться как за счет прямого потребления, так и за счет спроса перерабатывающих предприятий. Дорогая говядина заставляет мясокомбинаты наращивать долю свинины в сырье.

Помогите, чем можете…

Возможно, свиноводы намеренно сгущают краски в надежде добиться госсубсидий, госгарантий перед банками и любых других мер поддержки. «Сельскохозяйственное лобби всегда пытается перетянуть одеяло на себя, желая больших дотаций, субсидий и привилегий. В России по сравнению со странами ЕС, с которыми нам придется конкурировать за кошелек потребителя, субсидии в несколько раз меньше. Поэтому у свиноводов есть причина пытаться докричаться до государства», — сказала Наталья Загвоздина.

Никто не спорит с тем, что государственная поддержка АПК необходима. Другое дело, что формы поддержки, какими бы они ни были, должны быть эффективными. Мало раздать деньги и преференции производителям — надо, чтобы они были использованы по тем направлениям, которые смогут укрепить позиции местных производителей и сделать их более конкурентоспособными. Простой пример: в период действия нацпроекта АПК все силы были направлены на строительство свинокомплексов, но мало кто позаботился о создании так называемых разделочных производств. В итоге производство мяса увеличилось, но предложить переработчикам «правильное» сырье могут далеко не все. Возможно, теперь стоит выделять господдержку под конкретные цели.

Число заявленных новых проектов в свиноводстве говорит о том, что этот бизнес по-прежнему выгоден аграриям. Однако для успешного развития предприятий необходимо инвестировать в новые направления: создание собственной племенной базы, новых мощностей по убою и первичной разделке, развитие дистрибуции охлажденного и замороженного мяса… Пока российское правительство до конца не определилось с мерами поддержки отрасли.

А в Союзе свиноводов уже нашли положительный момент в присоединении к ВТО: наши производители будут вынуждены повышать эффективность своей работы. «Когда строится много объектов, когда хорошая конъюнктура, компании в меньшей степени работают на себестоимость. Нынешние условия заставят всех свиноводов обратить внимание на себестоимость и повысить свою эффективность. Однако такой резерв есть только у современных, хорошо оснащенных компаний, которые могут выпускать разные виды продукции», — говорит Николай Бирулин.

Стоит отметить, что глупо мечтать о полном исчезновении импорта мяса. В условиях свободной торговли почти все крупнейшие экспортеры свинины одновременно являются импортерами этого мяса. Например, крупнейшие покупатели свинины — Италия и Германия. Одновременно в этих странах очень сильно развито животноводство, а Германия входит в число ведущих поставщиков мяса на мировой рынок.

Цифры

В 2005 году в России было произведено 1 млн 570 тыс. тонн свинины в убойном весе, при этом лишь 33% производства приходилось на сельхозорганизации. По итогам 2011 года производство свинины выросло до 2 млн 343 тыс. тонн, а доля промышленных предприятий увеличилась до 56%. Несомненно, большую роль сыграла национальная программа по поддержке АПК, начатая в 2006 году. За это время в российском мясном животноводстве было введено в строй или модернизировано более 1,2 тыс. комплексов, из них 674 — в свиноводстве. Современные свиноводческие комплексы оснащены самым передовым оборудованием и обеспечивают все этапы от выращивания свиней до их убоя и разделки. По оценкам Союза свиноводов, если в 2005 году порядка 85% объемов промышленного производства свинины приходилось на старые предприятия, то сейчас большая часть вырабатывается на новых (42%) или модернизированных (44%) предприятиях.

Расклад

По данным ИМИТ, объем производства свинины в России во всех категориях хозяйств в 2011 году увеличился на 3,6% и составил более 2,34 млн тонн в убойном весе. Производство свинины на душу населения в России за 2011 год составило 16,4 кг (в 2010 году — 15,8 кг). Лидером по производству свинины является Центральный федеральный округ — на него приходится 32,4% объема производства. Наряду с собственным производством растет и доля импорта: в 2011 году в Россию было ввезено 669,3 тыс. тонн охлажденной и замороженной свинины — это на 4,1% больше показателя 2010 года.

Запросы

Согласно договоренностям с ВТО, господдержка АПК сохранится до 2020 года и может быть увеличена с 4,5 млрд долларов до 9 млрд долларов в год. Минсельхоз подготовил для правительства план поддержки сельского хозяйства после вступления в ВТО. В нем перечислены меры, которые необходимы каждой отрасли для компенсирования снижения импортных пошлин. Свиноводству предлагается выделять в 2012—2015 годах ежегодно по 20 млрд рублей, в 2016—2020 годах — по 10 млрд рублей. В целом на поддержание отечественного АПК государство предлагает выделять от 96 до 111 млрд рублей ежегодно до 2020 года. Как отмечают в Минсельхозе, для поддержания конкурентоспособности отечественного сельхозпроизводителя необходимо наращивать долю компенсаций аграриям, которая сегодня в конечном продукте составляет всего 7% (в США этот показатель составляет 30%, в Канаде — 40%, Японии — 70%, в некоторых европейских государствах — более 80%). РСПП предлагает пойти еще дальше и вспомнить практику 90-х, когда государство для стабилизации финансового состояния сельского хозяйства списывало часть долгов. Глава РСПП Александр Шохин отправил на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова письмо, в котором от имени аграриев просит компенсировать за счет государства до 100% затрат предприятий АПК на строительство и лизинг по договорам, заключенным с 1 января 2006 года. Среди других мер, предлагаемых РСПП, — продление нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей до 2020 года, списание пеней и штрафов по просроченным договорам лизинга, возмещение затрат на газ, электричество и воду и т. д. Весь комплекс мер, предлагаемых РСПП, обойдется государству в 400 млрд рублей. Один из сотрудников аппарата правительства прокомментировал это письмо следующим образом: «Аграрии решили под ВТО списать все, что можно и нельзя. Это лоббистский маневр». Напомним, за 2006—2011 годы на поддержку сельского хозяйства в России было потрачено 563,5 млрд рублей.

Производители

На 1 января 2012 года поголовье свиней во всех категориях хозяйств России насчитывало 17,3 млн голов — это на 0,7% больше показателя годовой давности. Однако в реальности за прошедший год численность животных выросла только у крупных производителей (на 5,5% — до 11,4 млн голов), а в хозяйствах населения и в фермерских хозяйствах, напротив, отмечалось серьезное снижение поголовья — на 6,1 и 17,7% соответственно. Одна из причин столь резкого снижения количества животных — африканская чума свиней, заставляющая истреблять животных в частных и фермерских хозяйствах. По данным Союза свиноводов, в пятерку крупнейших российских производителей по итогам 2011 года входят ГК «Мираторг» (144,8 тыс. тонн свинины в живом весе), ГК «Агро-Белогорье» (106 тыс. тонн), ГК «Черкизово» (101,2 тыс. тонн), ООО «Продо Менеджмент» (72,2 тыс. тонн) и ГК «Русагро» (63 тыс. тонн). Рынок отличается большой фрагментированностью: несмотря на давно сложившийся список топ-5, доля самого крупного игрока — «Мираторга» — в общем объеме производства не превышает 7%. Впрочем, через несколько лет на рынке неизбежно начнется процесс консолидации, уверены эксперты.