https://www.funkybird.ru/policymaker

С возвращением Путина отношения РФ и США ждет охлаждение

Несмотря на все заверения российских политиков в том, что после возвращения Владимира Путина на пост президента в диалоге России с Соединенными Штатами сохранится преемственность, определенные изменения, скорее всего, все-таки произойдут и, так или иначе, приведут к охлаждению отношений, появлению более жесткой риторики, которая в течение последнего года и так стала обостряться.

Дмитрий Медведев оставляет Путину достаточно неоднозначное наследство в плане отношений с США. Первая половина его президентства была отмечена значительным улучшением этих отношений. Достаточно вспомнить так называемую «перезагрузку», кульминацией которой стало подписание нового Договора об СНВ. В ходе же второй части президентства отношения явно стали охладевать, перезагрузка исчерпала себя, показав свою неэффективность. Были несомненные успехи, такие как завершение переговоров по ВТО, заключение соглашения об упрощении визового режима, однако картину российско-американского взаимодействия портило и продолжает портить намерение США развернуть элементы своей противоракетной обороны в Европе. ПРО стала серьезным яблоком раздора и отравляет весь спектр российско-американских отношений, который и без того не особо широк. Уже сегодня понятно, что Москве и Вашингтону договориться по ПРО, скорее всего, не удастся, и как следствие возникнет новый виток обострения.

В принципе контуры будущей российской политики в отношении США уже определены. Еще в ходе президентской предвыборной кампании было понятно, что Путин настроен на жесткий и паритетный диалог с США. В частности, это было обозначено в ходе встречи премьера с главными редакторами ряда иностранных СМИ.

Путин в целом позитивно высказался о перезагрузке, но при этом несколько прохладно. Он сказал, что предложение о перезагрузке со стороны США, по его мнению, было искренним, но при этом отметил, что перезагружать особо было нечего. «У нас, в принципе, нормальные отношения были», – заявил тогда Путин. «По таким спорным вопросам, как ПРО, практически ничего (перезагрузка) не дала. Но, тем не менее, это предложение было полезным или нет? Было полезным, тем не менее, потому что мы все-таки на основе вот этой дополнительной волны такого желания договориться и доверия друг другу, смогли договориться по новому договору об СНВ», – отметил он, добавив, что все проблемы двусторонних отношений, так или иначе, упираются в ПРО.

После победы Путина на выборах все чиновники, ответственные за внешнюю политику, в один голос стали говорить о преемственности курса в отношениях с США.

«Все то, что достигнуто за последние годы, насыщение положительной позитивной конкретикой отношений – все это осуществлялось на консенсусной внутрироссийской основе… Все решения, которые были приняты по многим направлениям, начиная с вопроса о контроле над вооружениями и заканчивая вступлением России в ВТО, принимались с участием теперь уже вновь избранного президента РФ», – заявил 6 марта заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.

В свою очередь, глава МИД Сергей Лавров, выступая 14 марта на «правительственном часе» в Госдуме заявил, что у России и США есть «проблемный потенциал, который может спровоцировать торможение динамики нашего взаимодействия, снизить планку доверия», имея ввиду американскую противоракетную оборону. «Наше принципиальное условие просто: раз США не хотят ничего менять в своих планах, то пусть предоставят надежные гарантии ненаправленности размещаемых в Европе средств ПРО против наших стратегических ядерных сил», – добавил Лавров.

Дальнейшее будущее российско-американских отношений сейчас во многом зависит о того, пойдет ли Вашингтон на сближение с Россией в вопросах ПРО. Весь прошедший год США и НАТО отказывались предоставить гарантии в этой сфере, и вряд ли сделают это когда-либо.

Правда, на днях в СМИ появилась информация о том, что США могут предоставить Москве секретную информацию о компонентах разворачиваемой в Европе системы противоракетной обороны, в частности, технические данные ракет-перехватчиков морского базирования SM-3.

Накануне газета «Коммерсант» сообщила о том, что США уже передали России информацию о компонентах ЕвроПРО, однако, Россия сочла эти сведения недостаточными. Никакой значимой информации, которая не известна российской стороне, там не содержится, сообщил изданию источник, знакомый с ситуацией.

Если все действительно так, это свидетельствует о том, что небольшими уступками, если это вообще можно назвать уступками, США продолжают водить Россию за нос, а параллельно с этим готовятся к развертыванию ПРО. Однако госдепартамент США уже поспешил опровергнуть эту информацию.

Между тем, если обратить внимание на характер и тон последних заявлений Дмитрия Медведева по ПРО, создается впечатление, что Россия уже морально готова к тому, что по противоракетной обороне договориться так и не удастся.

Выступая 20 марта на коллегии Минобороны, Медведев заявил, что России, несмотря на то, что переговоры по ПРО продолжаются, «в любом случае нужно готовиться к изменению обстановки». «Надо, чтобы к 2017-2018 гг. мы были подготовлены в полном объеме, находились во всеоружии, могли дать ответ в рамках моего заявления от ноября прошлого года и с учетом корректив, которые будут внесены в ходе третей и четвертой фаз так называемого адаптивного подхода по развитию ЕвроПРО», – сказал он.

Та или иная развязка в вопросе ПРО может насупить только после президентских выборов в США, которые пройдут в ноябре, и будет зависеть от того, кто станет президентом. Пока все говорит в пользу того, что Обама сохранит свой пост, что для России хорошо. В случае прихода к власти республиканца отношения России и США может ожидать серьезный спад.

Между тем, если США не пойдут на плотное взаимодействие с Россией по ПРО, а скорее всего, они вряд ли изменят свой подход, российская позиция станет еще жестче и можно будет ожидать возвращения мюнхенской риторики Путина, а возможно и еще одной подобной программной речи.