https://www.funkybird.ru/policymaker

Страсти по Нургалиеву

Сегодня утром на радио Вести-ФМ Владимир соловьев в очередном приступе нарциссического самолюбования громовым голосом обличал министра МВД Нургалиева. Он и призывал его, как порядочного человека, подать в отставку (спасибо, что не застрелиться), и взывал к президенту Медведеву. Ну, кто хоть раз слышал Соловьева, заливающегося «оригиналом», поймет, как это выглядело.

И вот ведь что интересно. Тот факт, что наша милиция-полиция далеко не идеал, более того специализируется главным образом не на том, на чем должна бы, сомнению не подлежит. Как не подлежит и сомнению тот факт, что руководитель службы в ответе за все, что происходит. Но почему такая истерика, не покидающая СМИ вторую неделю? Почему такая срочность в отставке министра? Ну что может принципиально измениться от того, что Нургалиев покинет свой пост не сейчас, а через месяц-полтора вместе со всем Кабинетом? И что, у кого-то есть серьезные надежды, что преемник окажется не из недр того же самого ведомства, а прилетит с Марса? И сразу всех «каленым железом»?

Отнюдь.

Проблема с правоохранительной системой глобальна и определяется двумя факторами, которые и сформировали ее по объективным причинам именно в таком виде:

1. МВД (как и ФСБ) были выбраны властью в начале 00-х для подавления разгула «синих» (бандитских) группировок. Надеюсь, многие еще не успели забыть, что такое бандитская «крыша»? Гораздо менее известен тот факт, что и сами бандитские группировки массово появившиеся в начале 90-х как грибы после дождя, были не стихийным случайным явлением, а тщательно спланированной заранее операцией спецслужб. Умные люди давно, еще до начала «Перестройки», спрогнозировали гигантский управленческий хаос, который начнется после развала Союза. И соответствующим образом подготовились. Все созданные под крылом КГБ бандитские группировки исполняли функцию регулирования взаимоотношений между хозяйствующими субъектами в условиях самоликвидации и недееспособности государственных институтов власти. Однако, к концу 90-х — началу 00-х, ОПГ свою роль выполнили, и страна более в «их услугах» не нуждалась. К этому времени силовые министерства уже пришли в относительный порядок и наладили работу на всех уровнях. Однако, просто так десятки тысяч вооруженных и привыкших ко вседозволенности и власти людей, тем более успевших накопить серьезные капиталы, не уберешь. Правильно или нет, но была выбрана модель замещения.

Всё «крышевание» бизнеса должно было быстро перейти к «красным», то есть органам МВД и ФСБ. С попутным, разумеется, устранением различными способами «синих» конкурентов, не захотевших добровольно освободить «поляну». И устраняли, причем, далеко не всегда законными, или имеющими вид законных, действиями. А для этого требовались бойцы соответствующего психотипа, не имеющие излишних «морально-нравственных заморочек». Именно из таких «кадров» и формировались целенаправленно органы в 00-е. Сейчас этот процесс уже давно закончен, на повестку дня встала задача приведения к порядку уже самих «органов». И именно это стояло главным за «шутовской сменой вывески». Однако, одной переаттестацией проблему не решишь. Просто физически негде взять нормальных людей в реально требуемом количестве. Отсюда и все звучные рецидивы. Работать ведь кому-то надо?

2. Вторая проблема связана, как ни странно, со всей нашей элитой. На Западе все происходило в правильной логической последовательности: Бандитизм — накопление капитала – потребность в стабильности и защите добычи – появление органов правопорядка …. То есть сначала закончились разборки и самосуд, появился класс «добропорядочных в настоящем» собственников, и только потом сформировались полноценные органы. Учитывая, что в законах были заинтересованы все, включая власть, то и их исполнение было строгим и обязательным для всех. У нас же все как обычно – с ног на голову. Класс крупнейших собственников и огромная масса кормящейся от него шушеры свято верят в то, что закон – это не для них, а только и исключительно для народного «быдла». А они все вопросы решат с помощью денег. Ну и каких при таком положении дел мы ждем «охренителей» закона? Честных и неподкупных? Но кто им платит и кто берет на «доходную должность»? Не изменим первого, ничего не сделаем во вторым. Рыба, она известно, откуда гниет.

Но вернемся к Нургалиеву и его потенциальной отставке. Если воспользоваться мыслительным аппаратом, данным от Бога, то довольно быстро станет понятно, что вся поднятая шумиха о зверствах полиции по всей стране, как и резко поднявшийся градус комментирования криминальной хроники в желтой прессе может свидетельствовать об одном из двух вариантов.

1. Идет серьезнейшая аппаратная борьба за один из ключевых постов в Правительстве. Это и власть и (в наших условиях) большие деньги. Тем более, что отзвуки аппаратных баталий то и дело вырываются из под ковра и выплескиваются наружу. И не только в отношении МВД.

2. Второй вариант связан непосредственно с прошедшими выборами и массовыми протестами. Что будет, если министра убрать прямо сейчас? Правильно. Вместо того, чтобы всеми силами обеспечивать правопорядок, весь высший кадровый состав министерства увлеченно бросится выяснять отношения и двигать друг друга по должностям. В любой крупной структуре всегда есть своя система сдержек и противовесов. А значит, убери арбитра и все ранее находившиеся в балансе внутренние министерские группировки яростно вцепятся друг другу в горло, выясняя сильнейшего. На защиту порядка на улицах всем сразу станет наплевать. Ну а «в мутной воде….» «сам черт ногу сломит».

Таким образом, при всем том, что серьезнейшие и не только кадровые преобразования в МВД назрели и перезрели, думаю, что все же стоит отложить разборки до мая.

Впрочем, это лишь частное мнение, далекого от политики и государства человека.