https://www.funkybird.ru/policymaker

Слабость «силы» России: выводы в пользу Украины

Россия все более красноречиво демонстрирует, что Украина нужна ей в качестве врага. Она поставила для себя сверхцель — создание Евразийского союза — и не видит никаких препятствий на своем пути.

Газовое противостояние, спор вокруг ГТС, торговые войны, использование яркого образа «украинской политической чумы» на российских думских и президентских выборах — все это звенья одной цепи.

Но действительно России так выгодно усиливать противостояние с Украиной, она стала заложницей своих же геополитических обстоятельств? И сможет ли Украина трезво оценить ситуацию и использовать ее в свою пользу?

Эта статья недаром наполовину посвящена анализу поведения и побудительных мотивов России, ведь чем больше мы изучаем своего восточного соседа, тем больше можем сделать выводов в пользу Украины.

Заложница имперской стратегии

Россия неизлечимо больна имперским комплексом, который сфокусирован на объединении вокруг нее всех славянских народов. Считать это лишь пустыми амбициями было бы очень поверхностно. Она вынуждена это делать.

Характерной особенностью геополитического положения России является незащищенность ее центра, а значит, ее главная стратегия заключается в создании для себя зоны безопасности за счет поглощения все новых территорий и государств. Это было двести и сто лет назад, такая ситуация и сейчас.

Итак, исторически сложилось, что Россия должна быть империей и поддерживать этот статус. А как в любой империи, у нее есть три основные проблемы: сдержать людей (особенно неэтнические россиян), иметь возможность их экономически обеспечить и уберечь свои территории от «раскола».

Поэтому логично, что любая российская власть должна измеряться с точки зрения государственной мощи и способности жесткого контроля над обществом. И не важно какова она: в виде царя, главы КПСС или президента.

Когда 13 лет назад к власти в России пришел Путин, перед ним стояли задачи — усилить власть Кремля, укрепить роль службы безопасности и правоохранительной системы, тем самым более жестко контролировать элиту и социум, очистить страну от иностранного влияния в экономике и создать культ личности среди народа. Другого пути не было.
Поэтому Россия, которой требовалось в 1999 году возвращение «царя» в политическом смысле — получила его.
Завершив процесс строительства жесткой вертикали власти в стране и подавив все сепаратистские тенденции, руководители России переключили внимание на международную политику, руководствуясь в ней планом дальнейшего расширения границ «Российской империи». Для реализации этих амбициозных планов и был создан проект Евразийского союза.

Подогревали ситуацию и США политикой НАТО, вплотную приблизившись к территории России. Пока последняя решала свои внутренние проблемы, НАТО создало военные базы в Центральной Азии, а также объявило о планах размещения системы ПРО в Центральной Европе. Россия это восприняла как прямую угрозу.

Влияние пока что со стороны США ослабло, ведь это государство отвлеклось на другие свои интересы на Ближнем Востоке. Но Россия не останавливалась ни на секунду, пестуя проект Евразийского союза и Организации Договора о коллективной безопасности.

Можно ли ее винить в этом?

Нет, ведь она должна защищаться, как умеет.

В свою очередь, что бы Россия ни говорила, она видит, что полноценная реализация «Евразийского плана» невозможна без Украины.

Но сначала — «оранжевая» революция, потом президентство Ющенко, сейчас — достаточно независимое от России поведение команды Януковича и наконец активное евроинтеграционное продвижение Украины — все это заставляет Россию сильно нервничать и этим выдавать себя. С тем же Таможенным союзом, который является первым шагом на пути внедрения «Евразийского плана», Россия обещает Украине «золотые горы», проводит активную информационную пропаганду в середине и снаружи нашего государства, но не способна скрыть своих намерений.

Главное из них: строительство механизма Таможенного союза для максимального господства над экономикой Украины, причем Россия не собирается брать ответственность за последствия, ведь вполне адекватно понимает, что экономических ресурсов может не хватить и на собственные нужды.

Однако в будущем она будет претендовать на свою конвертируемую резервную валюту для стран Таможенного союза. Ситуация может развиваться по принципу: печатный валютный станок в России — а все остальные, в том числе и Украина, принимают эту валюту и постепенно становятся на колени, разрушая свою экономическую, а затем и политическую независимость.

Реалии международных отношений такие, что все вращается вокруг экономики и безопасности. Любое государство видит только собственные интересы и отстаивает их. Поэтому нет смысла обвинять Россию за выбранную тактику — она ​​имеет на это право. Но и Украина также имеет право на отстаивание и защиту собственных интересов.
Нетрудно спрогнозировать, что с очередным и вполне ожидаемым пришествием «нового старого» президента РФ, Украине предстоит готовиться к новой волне российского экономического прессинга, в том числе и за счет торговых войн.

Цель будет одна — привлечь Украину сначала в Таможенный союз, а затем окунуть ее в «Евразийский проект». И нам надо запастись умными, экономическими аргументами. Отправлять на переговоры в Москву лучших специалистов, а не дилетантов и популистов.

Надо отходить от эмоций и иллюзий

Украина интересна России с экономической точки зрения и наоборот. Товарооборот между нашими странами в 2011 году впервые в истории наших отношений превысил свой исторический максимум и составил 50 миллиардов долларов. Россия это не может не учитывать.

С другой стороны, 33% товарооборота Украины с Россией почти равны 29% товарооборота нашей страны с Евросоюзом. Украина не на 100% зависима от России и должна это ей терпеливо объяснять, придерживаясь активной евроинтеграционной стратегии.

Какие бы экономические проблемы не имел сейчас ЕС — это одна из сильнейших и структурированных экономик мира. И проблем в ней гораздо меньше, чем в российской экономике, которая является полностью сырьевой, имеет нерыночный и неконкурентоспособный на мировом уровне статус. Есть даже экономическая формула, согласно которой снижение цены на нефть на 10 долларов «срезает» экономический рост в России на один процент. Какое будущее у такой экономики?

Украина в образе врага

Последние президентские выборы продемонстрировали, что не все спокойно в российском государстве. Обострение политической ситуации разворачивается на фоне проблемной экономики и инфляции. Российские власти вполне прогнозируемо пытаются отвлечь внимание граждан от внутригосударственных проблем. Никто не придумал за всю мировую историю ничего лучшего для этого, чем образ внешнего врага. И чем страшнее этот образ и коварнее, тем лучше для власти, которая с ним «мужественно» ведет борьбу и периодически одерживает победу. И в этом ракурсе Украина снова используется Россией.

По мнению политтехнологов, не существует более подходящего образа врага, чем строптивая соседка Украина, независимость которой является историческим недоразумением.

Действительно, активизация в народном сознании «образа врага» всегда укрепляла существующую политическую систему. Однако гипертрофированный «образ врага», который создается искусственно, является обоюдоострым идеологическим оружием, которое способно поразить своих же создателей.

Еще после Первой мировой войны социологи пришли к единому выводу, что массовая пропаганда, которая сфокусирована только на образе внешнего врага, провоцирует потрясения для самого государства в виде бунтов, революций, участия в войнах, которые проигрывались. Все это отбрасывало империи, государства, социумы в их развитии назад на многие годы. Кажется, Россия об этом забывает.

Но для Украины в такой ситуации значительные плюсы. Внешняя угроза, которая объективно существует, а не искусственно производится пропагандой — сплачивает наш народ. Согласен на все сто процентов с выводами многих отечественных журналистов: чем больше нас атакует Россия, тем больше мы, украинский народ, объединяемся и ценим независимость государства. И, кстати, об этом свидетельствует статистика. Делаем это даже на фоне активной работы российских «засланных казачков» в украинском политикуме, которые уже надоели с навязыванием обществу языковой проблемы, темы Крыма, воинов УПА или темы деления страны на Восток и Запад.

Когда мы, украинцы, смотрим, как при любой возможности российская сторона «бросает в нас камень», цепляясь к созданным ею же провокациям — то драка во Львове на 9 Мая, или «сырная» война, Черноморский флот — мы забываем о внутренних спорах, которые нас разъединяют.

Вспомним также, как при каждом обострении газового конфликта с Россией, украинцы на Западе и Востоке объединяется в своей позиции по восточному соседу. То есть даже такая крайне негативная для Украины ситуация превращается для нас в позитив. А те политики-неудачники, которые пытаются играть на проблемных для Украины вопросах, выглядят на этом фоне одноклеточными.

Конечно, российская власть, перед которой стоит непростая цель имперского строительства, продолжит тактику создания из Украины внешнего врага. И для того, чтобы Украина в дальнейшем могла минимизировать негативные последствия этой ситуации, нужно сделать уже сейчас несколько важных выводов.

Во-первых, внутренние политиканы, которые пытаются получить политические бонусы за счет сепаратизма, языковых вопросов, ковыряния в дебрях непростой украинской истории, просто должны исчезнуть как явление. Эти темы должны быть, наконец, закрыты. А это возможно лишь при низкой социальной поддержке этих горе-демагогов.

Официальные власти, в свою очередь, если хотят остаться, должны уделять таким провокациям значительное внимание и наказывать в рамках действующего законодательства за подобного рода инсинуации.

Во-вторых, евроинтеграция для Украины становится более важной, чем любой другой стратегический путь. Если мы хотим прийти к тем стандартам жизни, которые существуют в развитых странах, то мы обязаны идти в Европу, хотя пока спотыкаемся на этом пути. Именно Европа — это территория, где есть законы, правила, развитые демократические институты с вековыми традициями. И наоборот, следовать в Восточном направлении — значит идти от Украины в Малороссию.

Мы должны, наконец, пройти путь от «царя» к развитой демократии. Если России ментально и политически объективно нужен «царь», то, украинцам более предпочтительна демократическая структура общества и они неоднократно доказывали это на протяжении своей непростой истории, борясь за независимость от империй.