https://www.funkybird.ru/policymaker

Спор о бомбардировках. Реплика Максима Соколова

МИД России обменялся любезностями со своими вашингтонскими коллегами в связи с официальным заявлением посольства США в Эстонии по поводу воздушной бомбардировки Таллина, предпринятой советской авиацией 9 марта 1944 года.

Удивление Смоленской площади было вызвано теми местами из выступления посла Полта, где говорилось о желании советского командования, устроив «бомбовой и огненный ад», «сломить волю эстонского народа». Впрочем, согласно послу, это желание оказалось тщетным и только «укрепило готовность народа бороться против иностранной оккупации».

Удивиться тут есть чему, поскольку Таллин был взят Красной армией лишь 22 сентября 1944 года, то есть еще в течение полугода после мартовской бомбардировки он находился под немецкой оккупацией и неясно, с какой именно оккупацией в период с марта по сентябрь с укрепленной решимостью боролся эстонский народ. Разве что немецкой оккупации не было вообще.

Но в данном случае отечественную дипломатию удивила еще и другая странность американских коллег. То, что воздушные бомбардировки городов вообще губительны, что от них страдает мирное население — это аксиома. Равно как и аксиома, что в войнах, начиная самое позднее со Второй мировой, большая часть пострадавших — мирное население. Но в случае с нашими союзниками по антигитлеровской коалиции произносимые ими обличения воздушных бомбардировок производят откровенно странное впечатление. Вняв скорби посла Полта о том, что при бомбардировке Таллина погибли 400 человек, МИД РФ напоминает о бомбежках, имевших не столько военный, сколько психологический эффект, наподобие массированных налетов англо-американских ВВС на Кенигсберг в августе 1944 года и Дрезден в феврале 1945 года, где погибли десятки тысяч мирных жителей.

Безжалостные и варварские бомбардировки, уничтожавшие, прежде всего, мирное население Германии и ее культурные ценности, вообще являлись «специалитетом» союзной авиации, причем ожесточенность этих бомбардировок все более нарастала к самому концу войны. За март-апрель 1945 года, когда на Западном фронте вермахт уже фактически не оказывал сопротивления, под бомбами союзников погибли 130 тысяч человек гражданского населения Германии. Разрушительная бомбежка Мюнхена англо-американской авиацией состоялась, все-таки обратите внимание на дату, 25 апреля 1945 года.

В ходе бомбежек был разрушен музейный квартал Мюнхена, включая Старую Пинакотеку, знаменитую лучшим в мире собранием Рубенса. Слава Богу, что картины к тому времени были эвакуированы. Причем музейный квартал, он в Мюнхене — на отшибе, вокзал далеко, промышленность, военные и административные центры — все далеко. Целили именно в музеи. Равно как и во Франкфурте превратили в кучу щебня исторический центр, но на самый большой в Германии железнодорожный вокзал, который в полутора километрах, не упала ни одна бомба.

Причем это не только в рейхе. Франция была союзницей, но французские города Кан и Руан были уничтожены с такой же нещадностью.

Все-таки для американских официальных лиц поднимать тему воздушных налетов времен Второй мировой войны — это глубоко удивительное начинание, возможное, когда не только американские, но и все другие лица в мире поражены полным беспамятством.