https://www.funkybird.ru/policymaker

Вертикаль на глиняных ногах

Дмитрий Медведев решил вернуть в Россию прямые выборы глав регионов. Еще пару лет назад большинство политологов и губернаторов были категорически против «возврата в прошлое», а сегодня они наперебой поддерживают инициативу президента.

Чтобы понять, почему идея назначения губернаторов «сверху» не прижилась в стране, нужно вспомнить, как вводилась система назначений, и к чему это привело.

В 2000 году новый президент Владимир Путин начал строительство «вертикали власти». Федеральный центр вначале пошел на принятие мер по установлению контроля над регионами — были учреждены семь федеральных округов. В каждый из них был назначен полномочный представитель президента РФ, который должен был следить за губернаторами и проводить политику федерального центра в регионах. Иными словами, у избранных губернаторов появились непосредственные начальники.

Серьезность перемен была продемонстрирована еще и тем, что полпредами стали, в основном, силовики. Например, Южный федеральный округ возглавил генерал Виктор Казанцев. Фигура бывшего командующего Северо-Кавказским военным округом недвусмысленно говорила о том, какие меры могут ждать глав регионов, которые ослушаются Москву.

В том же 2000-м году главам регионов было указано на необходимость приведения местных законодательных актов в соответствие с федеральными законами и, прежде всего, конституцией РФ. Владимир Путин дал губернаторам и республиканским президентам время для приведения законов в порядок до осени 2001 года. Однако некоторые главы регионов, почувствовав сильную руку, поспешили «перестроиться» еще быстрее. Одним из «вольнодумцев» ранее считался президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Всем были памятны его слова, сказанные в ноябре 1998 года. Тогда в ответ на задержки с перечислением в республику федеральных денег, глава Калмыкии заявил о готовности «рассмотреть вопрос о выходе из Российской Федерации, став ее ассоциированным членом». Также не исключалось, что «Калмыкия станет суверенным государством, войдя с РФ только в оборонный союз».

Почуяв ветер перемен, Кирсан Илюмжинов вместе с республиканским парламентом уже летом 2000 года привел в полное соответствие федеральному законодательству все законы республики, которые не отвечали нормам конституции РФ. В частности, глава республики отказался от своего права вводить «чрезвычайное экологическое положение».

Вся эта история была сатирически обыграна в телепередаче «Куклы», которая тогда выходила на канале НТВ. Илюмжинов был изображен в виде непослушного воспитанника детского сада, дерзившего «воспитательнице», в чертах которой угадывался Борис Ельцин. «Моя степь, мои верблюдики, не трогай их!», – кричал «непослушный ребенок» «воспитательнице».

Ситуация резко изменилась, когда в детсаду у «воспитательницы» появился молодой «преемник», принявшийся наводить порядок в «верхних и нижних палатках». «Дерзкий ребенок» тогда стал самым послушным. «Смотри – а я самый первый привел свои законы в соответствие», – заискивающе говорила кукла Илюмжинова «преемнику».

Аналогично «послушными» стали и остальные губернаторы. Но Москве было недостаточно простой покорности региональных лидеров. Федеральное руководство принялось смещать неугодных губернаторов и президентов, а на новых выборах поддерживать определенные кандидатуры. Одной из первых фигур, устраненной с политического поля, стал президент Ингушетии Руслан Аушев, написавший заявление о досрочной отставке.

Прямые выборы глав регионов были отменены позже, в 2004 году. Поводом к такому шагу стал террористический акт в Беслане. Отмена выборов обосновывалась тем, что федеральному центру нужно иметь во главе регионов своих людей, которые бы следили за безопасностью и не допускали «новых Бесланов».

Аргументация многим наблюдателям показалась надуманной. Северную Осетию тогда возглавлял Александр Дзасохов, выигравший выборы при поддержке Москвы (конкурента – Сергея Хетагурова – сняли с выборной дистанции по решению суда). В соседней Ингушетии президентом был тоже ставленник федерального руководства Мурат Зязиков. Если бы они были не выбраны, а назначены «сверху», что изменилось бы? – задавались вопросом эксперты. И не находили ответа. Тем не менее, шаг был сделан. Новых глав регионов стали утверждать в Кремле.

Довольно скоро стали видны недостатки новой системы. Утвержденные в Кремле кандидаты имели хорошие отношения с правительством и президентом РФ, а вот связь с народом «хромала». Часто в Москву уходили бравурные отчеты, а реальность на местах была совсем не радужной. В 2007-2008 годы оппозиция в Ингушетии, чтобы добиться отставки Мурата Зязикова, пошла на организацию беспорядков на улицах Назрани. Жители республики и правоохранители принялись стрелять, кидаться камнями и «коктейлями Молотова» друг в друга. К осени 2008 года в Москве пришли к выводу, что лидера надо менять, и президент Зязиков был сменен на Юнус-Бека Евкурова.

Иногда во главе регионов оказывались фигуры, которые при условии всеобщих выборов никогда не стали бы губернаторами. И такие рокировки далеко не всегда оказывались выгодными для жителей регионов. Весной 2010 года в президентском списке кандидатов на пост главы администрации Ростовской области оказался руководитель Ленинского района Московской области Василий Голубев. С Ростовской областью главу подмосковного района связывало только место рождения.

Появление фамилии Голубева в списке оказалось неожиданным даже для ростовских единороссов. А руководитель фракции КПРФ в региональном парламенте Владимир Бессонов тогда пошутил, сказав, что глава Ленинского района Подмосковья может стать ростовским губернатором только в силу того, что 2010 год – это год 140-летия со дня рождения В.И. Ленина. Но, как оказалось, президент Дмитрий Медведев шутить не собирался, и Донской край обрел нового неожиданного губернатора.

И вот теперь – новая нешуточная инициатива президента РФ: возврат прямых губернаторских выборов.

Одним из первых идею поддержал полпред президента в СКФО. «На Кавказе как никогда важно не назначение сверху, а возможности граждан принимать участие в политической системе и особенно в избрании руководителей субъектов», – заявил Александр Хлопонин. И, действительно, народы, имеющие собственную государственность в виде национальных республик, хотели бы сами решать свою судьбу, имея избранных, а не назначенных руководителей.

В то же время встает вопрос — как обеспечить баланс между всеобщей выборностью власти и контролем федерального руководства над окраинами. По мнению члена Общественной палаты РФ, президента Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгия Федорова, при допуске кандидатов на выборы глав регионов необходимо задействовать общественные и государственные «фильтры».

«Если слепо скопировать систему 90-х годов, то к власти опять начнут приходить представители криминала и экстремистов. Нужно модернизировать нынешнюю систему в новом формате. Необходимо освещать деятельность кандидатов. Общественные «фильтры» могут предполагать общественный праймериз, чтобы избиратели знали – кто и с чем идет на выборы. А если примем 20-ю статью конвенции ООН против коррупции, то тогда будем все знать и о расходах чиновников», – сказал Георгий Федоров в комментарии «Росбалту».

…Времена разбрасывать и собирать камни чередуются, следуя друг за другом.