https://www.funkybird.ru/policymaker

США, Россия, Афганистан и наркотики

Москва обвиняет США и НАТО за то, что они не в состоянии остановить поток афганских наркотиков, идущий в Центральную Азию и Россию. Вашингтон пытается проводить политику укрепления мер по борьбе с наркотиками в регионе, не предпринимая операций против повстанцев. Тем не менее, Россия по-прежнему считает этот регион своей «сферой влияния» и заблокировала попытку расширить американское присутствие там. Таким образом, получается неразбериха.

За последние десять лет, Афганистан произвел и экспортировал героина больше, чем любая другая страна. По оценкам ООН, около 10% валового объема производства в Афганистане происходит от выращивания опийного мака. В стране было добыто около 6000 тонн опиума в 2011 году, что оценивается в 1,4 миллиарда долларов. Кроме того, валовой доход афганских «фермеров» от опийного мака удвоился в период с 2010 по 2011 год (до $ 10 700 гектара).

Существует порочный круг: незаконный оборот наркотиков финансирует Талибан, подрывные действия которого препятствуют тому, чтобы афганские власти подавили культивирование опия и изыскали способ получения альтернативных доходов.

Около четверти афганского героина вывозится по «северному маршруту» через Среднюю Азию в Россию — и далее в Европу (в большинстве случаев остальные потоки идут в Иран и Пакистан). Прозрачные границы между бывшими советскими республиками облегчают эту торговлю, которая в дополнение к потреблению наркотиков вдоль маршрута оказывает существенное влияние на экономическое развитие Центральноазиатского (и русского) регионов, способствуя коррупции, росту заболеваемости ВИЧ/СПИДом. Также это оказывает поддержку организованной преступности и террористическим группам.

Русско-американское сотрудничество по Афганистану расширилось с 2008 года. Пентагон в настоящее время покупает русское топлива для своих вертолетов в Афганистане, он организует поставки для американских войск через территорию России. Двустороннее антинаркотическое сотрудничество расширилось настолько, , что Россия в прошлом году принимала участие в рейдах против больших лабораторий по производству наркотиков в Афганистане. Существует даже русско-американская рабочая группа по борьбе с наркотиками, которая к слову имеет широкий мандат.

Тем не менее, Москва регулярно критикует НАТО и афганское правительство за неэффективное усилия борьбы с выращиванием опийного мака и производством героина. Она также утверждает, что НАТО не может победить афганских талибов без снижения их доходов от наркотиков. Афганские антинаркотические кампании обычно избегают столкновений с мощными и политически связанными наркобаронами или принимают соглашения, по условиям которых большая часть урожая остается нетронутой. Российские чиновники хотят, чтобы власти распылиляли гербициды с небольших самолетов, как это было сделано с посевами коки в Колумбии.

С 2008 американские силы и силы НАТО прекратили прямые усилия по уничтожению афганского опийного производства. Вместо этого, они оказали косвенную поддержку афганским правительственным силам. Они сосредоточились на пресечении поставок наркотических средств и финансовых операций, нападая на ключевых наркобаронов, а также оказывали поддержку программам, помогающим крестьянам перейти на выращивание альтернативных культур, таких как пшеница. Это подтолкнуло США принять стратегию борьбы с повстанцами, подчеркнув, что целью является покорить «сердца и умы» афганцев, однако так весьма проблематично бороться с наркотиками.

Под руководством США Центральноазиатская Инициатива по борьбе с наркотиками предусматривает сотрудничество с существующими целевыми группами, а также предусматривает сотрудничество со всеми пятью государствами Центральной Азии, чтобы разрушить торговлю наркотиками и другую межнациональную преступную деятельность. Москва использовала лобби в правительствах стран Центральной Азии, чтобы отклонить инициативу, которая должна была начаться в прошлом месяце, но не смогла собрать достаточную поддержку. Россия хочет, чтобы Соединенные Штаты сосредоточились на правоохранительных органах и соответствующих усилиях исключительно на территории Афганистана, а не на создании сетей в Центральной Азии, которая была бы стать менее открытой для влияния России.

В США и НАТО продолжают или даже ускоряют свой выход из области и эта местность может стать более открытой и восприимчивой к России. Тем не менее, напряженность в отношениях России и США будет сохраняться, потому что оная является результатом геополитического противостояния.

Ни кто не готов отказаться от своих целей ради улучшения двустороннего антинаркотического сотрудничества. В то же время правительства стран Центральной Азии опасаются разведывательной деятельности США, так как эти расследования могут указать прямо или косвенно на местных чиновников в этих странах.