https://www.funkybird.ru/policymaker

Правда и ложь в борьбе за счастье народа

События, последовавшие за выборами в Думу, митинги протеста на Болотной улице и площади Сахарова заставили не только задуматься о происходящем в России, но и вспомнить недавнее прошлое на постсоветском пространствеПо стране прокатились массовые акции под общим лозунгом «Россия без Путина!» — однако этот лозунг не отличается оригинальностью: уже были «Украина без Кучмы!», «Киргизия без Акаева!» и «Грузия без Шеварднадзе!». Под тем же лозунгом, но с другой его «локализацией», были предприняты попытки раскачать ситуацию в Азербайджане, Белоруссии, Узбекистане, Казахстане и Молдове.Если читать этот лозунг, то он против конкретного человека. Нет его, нет проблемы. Так ли это?

Давайте рассмотрим протестные события на постсоветском пространстве по хронологии их развития.

2003 год — «революция роз» в Грузии
22–23 ноября 2003 года в Грузии произошла так называемая «революция роз». К обострению внутриполитического кризиса страну подтолкнули парламентские выборы, прошедшие в Грузии 2 ноября 2003 года.

3 ноября телекомпания «Рустави 2» обнародовала данные экзит-поллов, согласно которым лидировал оппозиционный блок Михаила Саакашвили «Национальное движение». ЦИК после подсчета 50% бюллетеней объявил, что лидирует пропрезидентский блок «За новую Грузию».
Оппозиция потребовала полной отмены результатов выборов, которые, по ее мнению, были сфальсифицированы властями. Сразу после голосования в стране вспыхнули массовые акции протеста с требованием пересмотра парламентских выборов и отставки Эдуарда Шеварднадзе с поста президента.

Ежедневно митинги у здания парламента в Тбилиси собирали более тысячи человек.
Протесты оппозиции достигли своего пика 22 ноября, в первый день заседания нового грузинского парламента, легитимность которого была поставлена под сомнение. В тот же день во время выступления Шеварднадзе перед членами нового парламента в зал заседаний ворвались оппозиционеры во главе с Саакашвили и вынудили президента покинуть зал. Оппозиция провозгласила начало так называемой «розовой революции».

Вечером 23 ноября президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в присутствии лидеров оппозиции подписал указ о собственной отставке.

2004 год — «оранжевая революция» на Украине

После состоявшегося 23 ноября 2004 года на Украине второго тура голосования на президентских выборах, в результате которого, по официальным данным, выиграл Виктор Янукович, сторонники Виктора Ющенко заявили о фальсификации результатов, что привело к политическому кризису и массовым акциям гражданского неповиновения, получившим название «оранжевая революция».
Под нажимом оппозиции верховный суд Украины аннулировал результаты второго тура выборов и постановил провести его повторно.

В ходе повторного голосования, состоявшегося 26 декабря 2004 года, победил Виктор Ющенко. Попытка сторонников Виктора Януковича опротестовать результаты повторных выборов окончилась ничем, и Виктор Ющенко был официально признан президентом Украины.

2005 год — «тюльпановая революция» в Киргизии

После парламентских выборов, прошедших в Киргизии 27 февраля и 13 марта 2005 года, на которых большинство (около 90%) получили проправительственные и нейтральные депутаты, представители оппозиции начали массовые акции по отмене итогов выборов. Акции переросли в события, получившие название «тюльпановой революции». Оппозиция требовала проведения повторных парламентских и президентских выборов.

24 марта в Бишкеке многотысячная толпа сторонников оппозиции взяла штурмом здание правительства Киргизии.
Во время штурма большинство представителей власти успели покинуть Дом правительства до того, как он перешел в руки оппозиции. Среди покинувших административное здание был и президент Киргизии Аскар Акаев.
5 апреля 2005 года Акаев ушел в отставку, написав заявление о добровольном сложении полномочий президента Киргизии.

2008 год — попытка «цветной революции» в Армении

С 20 февраля 2008 года в центре Еревана прошел ряд митингов, организованных армянской оппозицией во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, который баллотировался на президентских выборах 19 февраля и проиграл их. Таким образом, оппозиция выражала недовольство итогами голосования.

Акции протеста вылились 1–2 марта в беспорядки и столкновения митингующих с правоохранительными органами, в результате чего погибли 10 человек, свыше 200 были ранены.
Генпрокуратура республики возбудила уголовное дело по факту массовых беспорядков, в рамках которого было арестовано 106 человек.

2009 год — попытка «цветной революции» в Молдавии

6 апреля 2009 года молдавская оппозиция, недовольная итогами парламентских выборов, на которых победила партия коммунистов во главе с президентом страны Владимиром Ворониным, начала проводить акции протеста в центре Кишинева.

7 апреля митинги переросли в массовые беспорядки и погромы. Их участники разгромили здание парламента Молдавии и резиденцию президента. На акции оппозиции многие демонстранты пришли с румынскими флагами и требовали присоединения Молдавии к Румынии.
Президент Воронин расценил события как попытку государственного переворота. При этом Кишинев обвинил румынские власти в провоцировании внутриполитического кризиса в Молдавии и выслал из страны посла Румынии и группу румынских журналистов, а также ввел визовый режим с соседней страной.

Действующие власти пошли на уступки оппозиции и провели пересчет результатов голосования, однако он существенно не изменил расстановку сил в парламенте.

2010 год — вторая киргизская революция

6 апреля 2010 года в Киргизии вспыхнули массовые протесты.
Они начались в областном центре Талас на севере страны — там митингующие захватили областную администрацию. Поводом для волнений стали запрет властей провести народный курултай и недавний арест лидеров оппозиции.
Утром 7 апреля массовые выступления прошли во всех областях республики. В Бишкеке митингующие захватили государственное телевидение, здание парламента, а затем прорвались в здание правительства.

Под давлением оппозиции кабинет министров Киргизии подал в отставку, вместо него было сформировано правительство народного доверия во главе с Розой Отунбаевой, а функции исполнительной власти перешли к Центральному комитету правительства.
Жертвами событий 7–8 апреля в Бишкеке стали 84 человека, около 1600 получили ранения, в том числе 766 милиционеров. Президент Курманбек Бакиев 16 апреля покинул страну и написал заявление о сложении полномочий.

ЦЕЛИ ЯСНЫ, ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНЫ

Анализ возникновения и развития «цветных революций» последнего десятилетия показывает их родственность и даже зеркальность. Моментом осуществления такого переворота выбирались президентские или парламентские выборы, сам факт проведения которых (а отнюдь не результат) служили для дальнейшей легитимности «победившей революции». Разыгрываемый политический спектакль включал в себя несколько действий.

В первую очередь, речь идет об активной деятельности эмиссаров различных неправительственных организаций, фондов, агентов специальных служб США и их союзников. Под их непосредственным руководством и на выделяе мые ими деньги формировался костяк будущих «революционных сил».
Для успешного проведения «цветного» переворота происходило выстраивание негативного образа существующей государственной власти, особенно лидеров. В ход шел самый чёрный пиар, включающий не только рассмотрение конкретных отрицательных черт их личности и политики, но и апелляцию к глубинным чувствам народа, воспоминаниям давней и недавней истории.
На следующем этапе, за несколько недель до выборов, происходила активизация всех оппозиционных организаций, протестных групп, опирающихся на потенциал зарубежной поддержки (в том числе и финансовый).

Последней фазой этих действий становился марш протестных организаций на столицу после выборов, когда на избирательных участках проводился подсчёт голосов, либо организация массового митинга в столице, на котором провозглашалась состоявшейся победа оппозиционного кандидата.

В дальнейшем осуществлялась блокада или «ненасильственный» захват учреждений государственной власти и официальных СМИ, создавались палаточные городки, парализовалась жизнь в столице. Силовые структуры подвергались информационному и пропагандистскому воздействию, иногда силовой блокаде. Правоохранительные органы блокировались и бездействовали. Наступала правовая неразбериха.

«Цветной» кандидат торжественно (хотя и в нарушение норм законодательства) объявлял себя победителем, а Запад с готовностью заявлял о своём признании факта победы «демократии».
За незначительными отличиями, именно таким образом были осуществлены перевороты в Сербии и Грузии, по такому сценарию развивались события на Украине.
Схожесть сценария, быстрота и чёткость исполнения, использование значительных финансовых ресурсов и поразительная готовность Запада признать такое развитие событий выдают авторов этих политических спектаклей.

Древние римляне, чтобы узнать, кто виноват, предлагали ответить на вопрос: «кому это выгодно?» В случае с «цветными революциями», после которых правительства, пришедшие к власти, озвучивали свое желание присоединиться к НАТО, Евросоюзу и так далее, ответ напрашивается сам. Это выгодно США.

…А КАЗАХИ — УПЁРЛИСЬ

Из этой стройной теории выпадают, как нестандартные, события, имевшие место в Казахстане.
Беспорядки начались в Жанаозене днем 16 декабря на центральной площади города, на которой уже не первый месяц собирались бастующие нефтяники. Необходимо пояснить, что конфликт между нефтяниками и работодателями тлел давно. Нет единого подхода к формам оплаты труда нефтяников. Собственно говоря, это конфликт между новой казахской элитой, получившей свое богатство в ходе разрушения хозяйства СССР посредством закрепления активов по принципу родства и родовой близости, и обнищавшей массой населения, производящей достаточно дорогой продукт, но не участвующей в его распределении.

По всей видимости, не будь внешнего катализатора, конфликт так и остался бы на уровне районного масштаба. Но группа молодых парней спортивного телосложения в одинаковых куртках в ходе митинга раздавала людям спиртное и деньги. Разогретая спиртным толпа молодежи бросилась крушить все вокруг, включая новогоднюю елку. В итоге волнения вылились за пределы площади, около 40 зданий и построек пострадали. Для подавления беспорядков правоохранительные органы применили огнестрельное оружие, и было введено чрезвычайное положение Нефтяники Карагандинского района выступили с заявлением, в котором осудили организаторов беспорядков: «Тот факт, что простые рабочие, нефтяники были втянуты в эти события и стали орудием в руках тех, кто стремится разрушить мир в Казахстане, ничего, кроме чувства горести, не может вызвать».

В ноябре 1999 г. на Стамбульском саммите ОБСЕ президенты Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Грузии и Турции в присутствии тогдашнего президента США Билла Клинтона подписали соглашение о строительстве основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан, а также декларацию о транскаспийском газопроводе для прокачки туркменского природного газа через Кавказ в Турцию. Был также предусмотрен нефтепровод Одесса-Броды — для транзита нефти через территорию Украины и Молдавии в Польшу.
После терактов 11 сентября внимание Вашингтона к проекту ОЭТ резко ослабело. Ввязавшись в войну в Афганистане и Ираке, Вашингтон фактически упустил контроль над развитием этого нефтяного рынка.

Россия запустила конкурирующий с ОЭТ нефтепровод из Казахстана Тенгиз-Новороссийск и трансчерноморский газопровод в Турцию «Голубой поток».
В результате энергетическая зависимость Европы и Турции от России не только не уменьшилась, как на это надеялся Вашингтон, подписывая документы в Стамбуле, но и возросла.
Более того, Украина, построив на свои деньги нефтепровод Одесса-Броды, устала ждать каспийскую нефть и запустила его в реверсном направлении.

Если присмотреться, то подписантами стамбульского соглашения стали президенты стран ГУУАМ (на то время Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдова). Нефти и газа в этих странах нет (за исключением Азербайджана) и не предвидится. Однако для рентабельности ОЭТ требуется прокачка по нему 50 миллионов тонн нефти в год, в то время как Азербайджан сейчас дает не более 11 миллионов. Другими словами, коммерчески рентабельным трубопровод Баку-Джейхан может сделать только казахская нефть. Именно поэтому президент не входящего в ГУУАМ Казахстана стал одним из подписантов стамбульских соглашений. Именно поэтому ему тоже грозит «цветная революция» — если он не сменит свою геополитическую ориентацию и не обеспечит Западу нужное количество нефти.

Главная проблема ГУУАМ — казахский президент Нурсултан Назарбаев. Он твердо намерен сохранять выгодную для себя евроазиатскую ориентацию. Казахстан, имеющий большую русскую диаспору, является самой богатой республикой Средней Азии и имеет самые высокие темпы роста на всем постсоветском пространстве.
Он последовательно проводит курс на установление добрососедских отношений с Россией. Казахстан — единственная страна в СНГ, имеющая вечный договор о мире с Россией. Так что уже по одной этой причине казахской оппозиции чрезвычайно трудно разыграть сценарий «цветной революции». События декабря 2011 года в Жанаозене следует рассматривать как пробу сил, разведку боем.

УРОКИ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ

Ни одна страна, пережившая цветную революцию, не состоялась как самодостаточная. Ведь для этого необходим ряд принципиальных признаков: развитая и прогрессивная экономика, независимое национальное правительство, сбалансированная финансовая, сырьевая и, самое главное, энергетическая безопасность. Страны ГУУАМ такими признаками не обладают. Стремление к самодостаточности правящей элиты стран ГУУАМ не отвечает наличному уровню суверенных признаков. Им необходимо просить помощи, выпрашивать кредиты, искать союзников. Это предопределяет потерю части своей независимости.

При попустительстве правящей элиты, ее слабости и уязвимости цветные революции созревают, осуществляются и провоцируют хаос в управлении государством. Этот хаос приводит к власти новые политические элиты, вся «элитность» которых заключается в вульгарном потреблении.
Опыт Китая, с разгоном протестующих на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, а теперь и решительные действия руководства Казахстана по пресечению беспорядков в Жанаозене 16 декабря показывают, что с проявлением политического экстремизма, правового нигилизма можно и нужно бороться. Жесткие действия властей охлаждают пыл толпы, особенно подогретой, не позволяют ей разрушить управление страной и экономикой.

Следующие за этим репрессивное преследование зачинщиков беспорядков, как правило, осуждаемое Западом, приводит к стабилизации обстановки в стране.

В ХХ веке практиковалась «политика авианосцев». В ХXI веке — политика «цветных революций». Без особых усилий и с минимальными затратами они позволяют приводить к власти режимы, обеспечивающие контроль над добычей и переработкой нефти и газа, а также их транспортировкой.
Россия в этой игре рассматривается как будущая жертва «цветной революции». Быть или не быть такой революции, зависит от политики российских властей, их умению подчинить свои корыстные, узкие цели необходимости снизить уровень протестных настроений, провести быстрые социальные реформы.

В России постепенно создается революционная ситуация, которая жёстко предопределяет смену курса правящего класса: либо путём эволюции, при условии, что правящая «элита» опомнится и образумится, либо при помощи «цветной революции».

Если это произойдет, то страна будет отброшена в своем развитии на 20–30 лет назад.