https://www.funkybird.ru/policymaker

Молдавия: до стабильности еще далеко

С избранием президента политический кризис в Молдавии завершился лишь формально

Затянувшийся на 2,5 года кризис власти в Молдове разрешился, по крайней мере, в формальном смысле – страна получила легитимного президента. Напомним краткую предысторию событий.

После повторных выборов 2009 года власть от коммунистов, правивших 8,5 лет, перешла к оппозиции – Альянсу за европейскую интеграцию. Оппозиционеры смогли избрать своего спикера – Михая Гимпу, утвердить свое правительство во главе с Владом Филатом, но на этом их успехи закончились. Избрать президента они так и не смогли – не хватало нескольких голосов в парламенте до положенных двух третей. Инициированный ими референдум о всенародном избрании главы государства они проиграли и, как следствие, в конце 2010 года прошли уже третьи за два года парламентские выборы. Но и они ничего не разрешили – двух третей у Альянса по-прежнему не набиралось.

Поэтому до последнего времени у Молдовы были лишь исполняющие обязанности президента – поначалу Михай Гимпу от Либеральной партии, затем Мариан Лупу от Демократической партии. Перед Альянсом маячила перспектива уже четвертых выборов в парламент с непредсказуемыми результатами. А, по мнению коммунистов, нынешний состав парламент уже утерял свою легитимность, не сумев более чем за год избрать президента, что подрывало политическую стабильность.

Тем не менее, Альянс все-таки смог найти выход из тупика, что, впрочем, не совсем его заслуга. Дело в том, что после неудачных для коммунистов муниципальных выборов прошлого лета в их фракции произошел раскол. Несколько человек вышли из нее, в том числе бывшая глава правительства Зинаида Гречаная и бывший министр экономики, экс-кандидат в мэры Кишинева Игорь Додон, вопреки прогнозам проигравший выборы кандидату Альянса Дорину Киртоакэ. Гречаная была кандидатом на пост президента Молдовы от коммунистов в 2009-м, а Додон считался их восходящей политической звездой, преемником Владимира Воронина. Однако эти два политика, видимо, сочли, что Воронин никуда уходить не собирается, и при нем им дальнейшего хода не будет, почему они и распрощались с коммунистами.

Их уход от компартии стал большой удачей для Альянса, который незамедлительно вступил с перебежчиками в переговоры, которые длились довольно долго, и поначалу ни к чему не приводили. Додон и Гречаная даже сорвали очередной тур выборов президента, не поддержав кандидатуру правящей коалиции.

Однако в начале марта лидеры Альянса все-таки нашли спасительное для них решение – они подобрали нейтральную для всех (кроме, разумеется, коммунистов) фигуру – председателя Высшего совета магистратуры Николае Тимофти.

16 марта он был избран, получив 62 голоса на специальном заседании парламента, которое коммунисты попытались сорвать. В тот же день в Кишиневе прошли немногочисленные митинги и демонстрации против Альянса, вопреки ожиданиям, не перешедшие в столкновения с силами правопорядка, специально подтянутыми к моменту избрания президента к парламенту.

Надо сказать, что ход с Тимофти нарушил прежние договоренности внутри Альянса. Согласно им Филат оставался премьером, Лупу выдвигался на пост президента, а за Гимпу резервировалась должность спикера. Причем, пока Лупу не был избран, он должен был быть спикером и и.о. президента. В новом раскладе Гимпу оказывается проигравшим, так ничего и не получив.

Неудивительно, что пошли слухи о том, что он теперь будет претендовать на должность генпрокурора. Стоит заметить, что вождь либералов Гимпу сам был в советские времена судьей – как и новый президент. Поэтому предполагается, что именно он и подсказал ход с выдвижением Тимофти. Более того, вполне вероятно, что Гимпу планирует оказывать закулисное влияние на президента. Он уже заявил, поздравляя избранного: «Мы с вами создали Молдову и сделали ее независимой. Сегодня мы сделали еще один шаг в будущее, ради нас и наших детей. Для того, чтобы в будущем стать настоящими румынами!». А перед тем сам Тимофти заявил, что не имеет ничего против объединения Румынии с Молдовой.

Таким образом, можно предположить, что страну ожидает новый период острых споров о ее идентичности и самоопределении. Румынская тема, приутихшая после того, как унионист Гимпу покинул высший пост, опять выходит на первый план. Если он займет пост генпрокурора, от него следует ожидать новых неординарных поступков, подобных тем, которые он совершал в течение года исполнения обязанностей президента.

Но вернемся к Тимофти. В его биографии нет ничего примечательного – с начала 70-х годов он постепенно продвигался по судебной линии, дойдя до своей последней должности в Высшем совете магистратуры – органа, занимающегося управлением судейским сообществом страны, подбирающим судейские кадры. От политической жизни он всегда был далек. Тимофти прямо сказал о себе: «Никогда не занимался политикой и не буду заниматься и в будущем». Заявление, прямо скажем, странное для главы государства, чьи обязанности и заключаются в том, чтобы 24 часа в сутки заниматься политикой.

Из других тезисов нового президента Молдовы следует выделить следующие: «Единственной идеей, которая могла бы объединить все молдавское общество, является евроинтеграция… Большой политикой занимаются большие страны. Молдова должна проводить разумную политику, как делала это в последние годы… Молдова должна стать мостом между Западом и Востоком».

Говоря о взаимоотношениях Молдавии со странами мира, он, в порядке очередности, назвал отношения с Украиной, Румынией, США и Россией. «Приднестровская проблема может быть решена только мирным путем. Как президент, сделаю все для сближения двух берегов. Должен быть сохранен унитарный и неделимый характер государства», – сказал Тимофти. Он выступил за вывод российских войск с территории непризнанной республики и замену действующих там миротворцев гражданскими наблюдателями с международным мандатом. Тимофти заявил, что намерен стать «хорошим посредником между властью и оппозицией», «заняться совершенствованием законодательной базы о деятельности оппозиции». По его слова, «конституционная реформа, начатая в 2000 году, не была доведена до конца».

Таким образом, во главе Молдовы встает человек с немалым административно-юридическим опытом, но безо всякого политического. Это чревато как тем, что он попадет под влияние кого-то из Альянса (того же Гимпу, например), так и тем, что он попытается отстаивать свое лицо и свою линию, поссорившись с тем, кто его выдвинул.

В любом случае избрание Тимофти – это паллиатив. Коммунисты в Молдове еще слишком сильны, чтобы Альянс позволил им инициировать очередную избирательную кампанию, в которой они могут победить. Поэтому его лидеры пошли на выдвижение слабой компромиссной фигуры, которая в любой момент может оказаться их противником. Так что до стабильности в республике еще далеко.