https://www.funkybird.ru/policymaker

Проекты развития Дальнего Востока от оппозиции

Пришло время конструктивных требований. Буду их сводить в конкретную программу реальных дел, которая позволит любому, кто этого пожелает, давать аргументированные ответы на пропагандистские выпады, направленные против патриотов России и сторонников перемен (мол, у нас нет программы и т.п.).

Мы — прогрессивная часть общества, должны чётко и без всякой тени сомнения продемонстрировать: нам есть, что предложить.

Мы знаем, как эффективно управлять страной – и мы сможем сделать это лучше, чем те, кто сейчас. Намного лучше.

Мы знаем, как надо действовать.

Этот пост – ответ скептикам и вообще всем, кого устраивает нынешняя болотно-стабильная ситуация в стране. И это — лишь первый ответ из числа многих.

Начнём с проектов развития Дальнего Востока. Хотя, ситуация там настолько катастрофическая, что впору вести речь уже не о его развитии, а о спасении.

Сначала – вводные данные.

Площадь региона составляет 36% территории РФ, а количество жителей — лишь 4,9% от численности населения страны. Всего 6,3 млн. чел. — вдвое меньше, чем в одной Москве! Для сравнения: в северо-восточных китайских провинциях Хэйлунцзян и Цзилинь, а также в округах Хулун-Буир и Хинган, примыкающих к Дальнему Востоку России, проживают 70 млн. чел.

Дальний Восток (ДВ)— самый депопулирующий регион страны: за 1991—2010 гг. демографические потери составили 1,8 млн. чел., или 22% населения. Наибольшие потери понесли Чукотка, Камчатка, Магаданская и Сахалинская обл. В общем сокращении численности населения в регионе на их долю пришлась 1/2. Это и неудивительно, тем более что по обеспеченности населения жильём ДВ стабильно занимает последнее место в России.

Почему происходит бегство из региона с богатейшими запасами природных ресурсов? Ведь здесь — почти вся таблица Менделеева, уникальная флора и фауна, в Якутии добываются золото, алмазы, сахалинские шельфы богаты нефтью и газом, море – рыбой… Природные богатства позволяют успешно развивать электроэнергетику, топливную, горнодобывающую промышленность, цветную металлургию. Есть даже сельское хозяйство – в Амурской области производится 2/3 всех посевов зерновых ДВ и 50% сои. И, несмотря на все это богатство, в округе не хватает дорог, слабо развита инфраструктура, а его налоговые и иные выплаты в консолидированный бюджет России составляют лишь 4,5%.

На Дальнем Востоке нарастает давление крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): экономическое (активный экспорт в РФ товаров, инвестиции, создание совместных предприятий), демографическое (переселение, временная трудовая и нелегальная иммиграция) и культурное (массовое распространение китайских СМИ на русском языке, расширение туристических поездок граждан РФ в Китай). Китайцы уже доминируют на рынках российских пограничных городов. Китай уже вкладывает в Дальний Восток больше, чем Россия. Соотношение сил наглядно представлено на пограничных переходах – достаточно посмотреть на вереницы «челноков». В приграничных районах КНР чуть ли не вплотную друг к другу — деревообрабатывающие предприятия и бескрайние склады наших брёвен. 2/3 импортируемой древесины поступает в Китай из РФ, границу из года в год пересекают 700 тыс. вагонов с лесом, и это — не считая контрабанды.

А посмотрите вот на этот позор:

Это – что? Экспорт-импорт банановой республики?

Кроме того, в регионе ухудшается ситуация в сфере безопасности, выражающаяся в дальнейшем снижении боеспособности Тихоокеанского флота, падении производства на оборонных предприятиях.

Эти факторы создают все предпосылки для потери Россией Дальнего Востока.

Угрозу безопасности России на ДВ создаёт тот ключевой факт, что он, являясь исключительно богатым во всех отношениях регионом, находясь в новом формирующемся мировом центре, в результате неправильной государственной политики в течение последних 20 лет оказался в ситуации устойчивой деградации.

Как можно было умудриться довести такой важнейший регион до подобного состояния? И что нужно предпринять, чтобы вывести его из кризиса?

Существуют несколько проектов развития, комплексная реализация которых позволит реально переломить ситуацию. Вот лишь некоторые.

КОСМОДРОМ «ВОСТОЧНЫЙ»

Вопрос о необходимости создания и выборе места расположения нового космодрома был поставлен ещё в конце 1992 г. из-за того, что в результате развала СССР Байконур оказался вне территории РФ. И если запуски космических аппаратов ракетами-носителями лёгкого и среднего классов можно было осуществлять с Плесецка, то особую остроту имел (и имеет) вопрос запусков ракет-носителей тяжёлого класса, ибо стартовые комплексы «Протона» имелись только на Байконуре. С нового космодрома планировалось запускать проектируемые ракеты-носители тяжёлого класса «Ангара», с повышенными требованиями к экологической безопасности.

В ходе работы госкомиссии выяснилось, что потенциально пригодными для строительства космодрома являются только южные районы ДВ и острова Сахалин. В итоге в качестве места расположения по критерию эффективность / стоимость был выбран район г. Свободный Амурской области.

4 марта 1997 г. (ох уж эти «проклятые 90-е»!) стартом ракеты-носителя «Старт 1.2» с космическим аппаратом «Зея» на борту началась история космодрома «Свободный». В 1999 г. началась реконструкция инфраструктуры космодрома. В том же году был подписан указ о строительстве там ракетно-пускового комплекса для ракеты-носителя «Стрела». Вскоре начали производиться запуски спутников.

Это безобразие продолжалось до тех пор, пока, наконец, в стране не пришли к власти настоящие патриоты, которые в июне 2005 г. на заседании Совета Безопасности РФ решили в рамках дальнейшего сокращения Вооружённых Сил ликвидировать космодром «Свободный» ввиду «малой интенсивности запусков» и «недостаточного финансирования».

В 2007 г. он был расформирован. «Позицию Министерства обороны РФ в этой части нам, к сожалению, перебороть не удалось», — официально заявила пресс-служба губернатора области. Губернатор после этого тоже продержался в должности не больше месяца и был снят Путиным по «утрате доверия». Оно и верно — ведь господин Сердюков вызывает намного большее доверие. Не правда ли?

Тем не менее, возможно, учитывая общественный резонанс от этого вредительского решения, в том же году было объявлено о создании нового космодрома «Восточный». По тогдашним планам Роскосмоса, первый старт с космодрома должен был быть выполнен в 2015 г.

Строительство космодрома в 2011 г. оценивалось в 300 млрд. руб. И к тому моменту уже было очевидно, что реализация проекта срывается. Минэкономразвития сделало всё, чтобы похоронить проект. В частности, летом 2010 г. оно распределило федеральные целевые программы, исходя из их приоритетности, и отнесло «Восточный» к 3-й группе, т.е. к числу наименее важных для страны программ. В то же самое время Путин заявил, что из бюджета на строительство космодрома будет выделено 24,7 млрд. руб. на 3 года, что составляло 1/16 от минимально необходимого уровня — заметно меньше, чем требовалось даже не на космодром, а на обеспечивающую инфраструктуру. Т.е., на самом деле речь шла фактически не о строительстве космодрома, а о переносе его сроков на более поздние. Это подтвердилось в апреле 2011 г., когда глава Роскосмоса А. Перминов докладывал Путину, что первая очередь космодрома будет готова к вводу в эксплуатацию уже только после 2020 г. В октябре 2011 г. Роскосмос вновь предупредил Путина, что космодром становится колоссальным долгостроем.

Шутка ли: на 2012 г. на этот проект в бюджете предусмотрено лишь 7,9 млрд. руб. – в то время как на подготовку к никому не нужному саммиту АТЭС во Владивостоке общий объём инвестиций составит 600 млрд. руб. (включая средства федерального и регионального бюджетов), а на стройках объектов для него задействовано 28 тыс. чел. При этом, по состоянию на март 2012 г., на строительстве космодрома задействованы всего 650 строителей. Чувствуете разницу?

А ведь этот проект очень важен для развития всего ДВ, хотя бы, в частности, потому, что в рамках космодрома должен быть возведен новый город на 40 тыс. жителей. Социально-экономический эффект от возникновения 25 тыс. новых рабочих мест и возможности с нуля создать благоустроенные кварталы, удобные для жизни, невозможно переоценить. Это могло бы серьёзно воздействовать на ситуацию с бегством населения из региона, предложив заманчивую альтернативу для научно-технических кадров и создав стимулы для повышения уровня квалификации тех, кто желал бы работать на космодроме, но пока не обладает необходимыми навыками и умениями. Ведь в рамках проекта там должен был появиться целый космический центр — конструкторские бюро, сборочные предприятия, исследовательские лаборатории, технический университет, филиалы московских технических вузов… Ключевые специалисты приезжали бы жить и работать сюда так, как это в свое время было в Хьюстоне.

Более того, космодром мог бы стать частью целого научно-производственного комплекса, своеобразной «точкой роста» экономики, к которой, как магнитом, притягивались бы сопутствующие проекты и их обслуживание, что предполагает мощное ускорение в развитии всего региона. На его базе можно было бы создать инфраструктуру научно-промышленного высокотехнологического развития Приамурья и всего Дальнего Востока. Речь идёт об автономной космической индустрии с производством ракетоносителей в Комсомольске-на-Амуре, их запуском с «Восточного», выводом продукции к торговым коммуникациям Тихого океана через порт Ванино по БАМу, что позволит создать в Приамурье уникальный район промышленного развития, а также восстановить и довести до первично эффективного состояния Байкало-Амурскую магистраль.

Космодром «Восточный», Комсомольск–на–Амуре и порт Ванино — вот три точки, вокруг которых необходимо и предельно реалистично построить опорный каркас восстановления Дальнего Востока. Для этого Комсомольск–на–Амур должен быть нацелен на обеспечение космических программ, задействуя часть своего неиспользуемого высокотехнологичного производственного потенциала. Космическая деятельность даст толчок к освоению современных технологий, расширятся масштабы использования в интересах региона космических систем связи, телевидения, навигации, исследования природных ресурсов, экологического контроля и других.

Невозможно переоценить весь тот мощный социально-экономический эффект, какой мог бы быть достигнут при комплексной реализации этого проекта. Только с развитием космодрома у соседних районов, у Амурской области и у Приамурья в целом и появляются перспективы.

И ведь всё это можно было начинать делать ещё в 2007 г. И даже ещё раньше — и в этом случае уже сейчас мы имели бы результат, который бы просто не укладывался в воображении. Для этого было всё – и деньги, и люди.

Не было только одного — желания господина Путина.

Мы уже сейчас имели бы город, который был бы благоустроен так, как мы бы пожелали. Ничто не мешало бы нам сделать его таким:

Никаких грязных, захламлённых дворов, панельных домов с узкими проездами между ними, занятыми машинами (стоящими и на тротуарах), с минимальным количеством детских и спортивных площадок.

Все парковки, проезды, технические постройки можно было бы изначально размещать под землёй – а наверху оставлять пространство только для людей. Спортивные площадки, дорожки, газоны. И никаких машин в чистых, зелёных дворах.

Ну почему в Голландии это могут – а у нас нет? Что, у нас меньше денег, чем в Голландии? Мы хуже голландцев?

Нет. Просто у них нормальная власть, заботящаяся о стране и своём народе – а не тупое ворье, как у нас.

Ладно, не будем отвлекаться. Если кто хочет изучить дополнительные материалы по этому проекту — они на портале «Проектное государство».

А мы переходим к следующему проекту.

МОСТ ИЛИ ПОДВОДНЫЙ ТОННЕЛЬ НА САХАЛИН

Необходимые инженерно-геологические изыскания в проливе Невельского между материком и Сахалином были выполнены в полном объеме ещё в конце 40-х – начале 50-х гг., а 5 мая 1950 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли секретное постановление, которое предусматривало строительство железнодорожной линии с подводным тоннелем через пролив Невельского. Авторы экономического обоснования предусматривали, что создание прямой ж.-д. связи с островом тесно свяжет Сахалинскую область со всеми экономическими регионами страны, приведет к развитию производительных сил центральных районов Хабаровского края, г. Комсомольск-на Амуре, Нижнего Амура и Сахалина.

К началу 1953 г. общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла 27 тыс. чел., которые успели построить 120 км ж.-д. полотна широкой колеи. После смерти Сталина строительство железной дороги было прервано исключительно по политическим мотивам: одновременно были закрыты и другие ж.-д. программы по Дальнему Востоку, в т.ч. БАМ, Амуро-Якутско-Магаданская магистраль, ж.-д. линия Салехард-Игарка-Норильск.

Проект закрыли — а проблема связи с материком осталась.

Сегодня эта проблема остаётся актуальной. Транспортная составляющая в продукции, производимой и потребляемой жителями Сахалина, настолько значительна, что экономика острова спонтанно все больше ориентируется на Японию и Китай, чем на российский рынок. В результате, в последние годы проявляется тенденция к обособлению Сахалина от экономического пространства страны. Между тем, прямое ж.-д. сообщение Сахалина с материком позволит резко сократить время доставки грузов, пассажиров и снизить издержки.

При этом прямые затраты на тоннель не превысят стоимость аналогичных проектов, уже осуществленных в Японии. Например, тоннель Сэйкан между островами Хонсю и Хоккайдо с подводным фрагментом длиной 23,3 км (что втрое длиннее тоннеля под проливом Невельского) обошёлся в $ 3,6 млрд.

Таким образом, строительство тоннеля на Сахалин обошлось бы России впятеро дешевле, чем уже разбазарено на подготовку к саммиту АТЭС во Владивостоке. То есть, этот тоннель уже давно мог быть построен.

И весь север Хабаровского края уже мог бы иметь абсолютно новые перспективы экономического развития, а у Сахалина было бы, наконец, устойчивое транспортное сообщение с материком, а не паромное, которое очень сильно зависит от погодных условий.

Более того, есть идея и строительства тоннеля Сахалин — Хоккайдо: в Японии есть серьёзные силы, которые уже больше 20 лет поддерживают её. Они говорят: только начните строить свой мост, и мы сразу начнем добиваться начала строительства своего.

Мост или тоннель на Сахалин важен даже не сам по себе, а как фундаментальное основание для организации Восточного коридора развития. Он должен быть создан соединением центра Амурской области по БАМу, строительством мостового (или тоннельного) перехода через пролив Невельского с ж.-д. сетью через весь Сахалин и далее тоннельным переходом через пролив Лаперуза с ж.-д. сетью Японии. На этой основе в дальнейшем может быть организовано единое ж.-д. сообщение Токио – Москва – Лондон.

Сахалин и Япония в этом случае перестают быть островными территориями и становятся по факту материковыми. А Сахалин становится форпостом и связующим звеном между Россией и Японией.

Создадутся материальные основания для планирования и организации плотного заселения территорий вдоль транспортной магистрали с расширением существующих городов и построением новых, современного типа — в основе своей малоэтажных, воплощающих усадебную урбанизацию.

Чрезвычайно перспективным могло бы стать использование для Восточного коридора развития технологии transrapid magnetic levitation train, которая позволяет создавать сверхскоростные поезда на магнитной подвеске.

Это является геостратегической задачей. Подобные скоростные поезда, которые могут двигаться со скоростью до 550 км в час, способны обеспечить связь Дальнего Востока с городами Восточной Сибири. Сверхдинамичная транспортная магистраль плотно привяжет Дальний Восток к Сибири и тем самым обеспечит высокую связность страны.

Вдоль планируемой магистрали, как оптимальной транспортной опоры, выстроятся:

1. Космический кластер вокруг космодрома Восточный.

2. Сахалинский кластер тонкой химии, построенный по оси Ноглики – Углегорск с двумя полюсами: углехимическим вокруг Углегорского района и нефтехимическим вокруг города Ноглики.

3. Агломерация Комсомольск—Амурск—Солнечный как опорная база развития дальневосточной промышленности путем создания новых ее отраслей.

Восточный коридор развития от Амурской области до Сахалина создаст более полумиллиона новых рабочих мест для специалистов сверхвысокой квалификации, представляющих новый техно-промышленный уклад.

В ходе реализации только такого проекта и может произойти переход от демографической деградации региона к прекращению бегства населения с Дальнего Востока.

Всё это коренным образом изменит геополитическую ситуацию в АТР.

С реализацией проекта открываются поистине невиданные перспективы. Особенно обидно, что они уже давно могли бы начать реализовываться.

Мы знаем, кого нужно поблагодарить за то, что всё это до сих пор не осуществлено, а гигантские средства, которые давно могли бы пойти на реально полезные для страны проекты, просто разбазарены на никому не нужные Олимпийские игры в Сочи и саммит АТЭС, и планируются к дальнейшему закапыванию в землю — на чемпионат мира по футболу 2018 г.