https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия: десять лет без русских

Статья посвящается русским, проживающим в России без паспорта. А я вот – русский в России, и так же бесправен. Новейшая история про человека-невидимку.

Вот он идет по российской улице. Человек славянской наружности, при разговоре с ним убеждаешься, что он не просто чисто и правильно говорит по-русски, русский язык является родным для него языком, человек начитан, и эта – российская сторона для него — Родина, родной дом. Человек может быть опрятно одет, хорошо воспитан, приятен в общении.

Но есть одна особенность, некая отличительная черта, невидимая, незримая. Чтобы узнать, узреть воочию данную особенность – спросите у собеседника документы, и вы сразу обнаружите легкое замешательство, смешанное с неловкостью и стыдом.

Человек может быть высококлассным специалистом в какой-либо области, но при устройстве на работу его ждут большие трудности. При походе в музей он обычно оплачивает билеты по наивысшему тарифу. Если ему станет плохо, и вам придется вызвать скорую помощь, окажется, что госпитализация, излечение требует больших затрат, нежели вы надеялись. Думаю, что даже похороны такого человека – утомительные и неприятные хлопоты. Не останется и следа в государственных архивах о жизни этого человека.

Кто же этот человек-невидимка? Беглый каторжник, подобный диккенсовскому герою? Прокаженный? Убежавший из психлечебницы больной?

Промедлю с развязкой, немного заинтригую аудиторию.

Несколько дней назад, на литературном вечере, прочитав свои стихи, обсудив с друзьями все самые новейшие события в русском унылом книгопечатании, был ошарашен нежданным вопросом:

— А за кого голосовать будете? На выборах президента России…

— Я не смогу голосовать, — осторожно ответил я.

— Почему же? Нет подходящих кандидатов? Или наплевать на судьбу России?

— Я переживаю за Россию, живу в этой стране, мои предки запечатлены в русской истории, более того, я автор ряда статей о соотечественниках. Но я не могу голосовать, я не являюсь гражданином России.

Последняя моя фраза воздвигла невидимую черту между мной и собеседниками, обезличила меня как человека и личность. В компании людей с общим воспитанием, с одинаковой языковой и культурной принадлежностью, более того, с общей ментальностью и неравнодушием к российской действительности – появился человек-невидимка. Не гражданин. Человек без права голоса. Человек – без прав.

«Синдром Паниковского» в реальной действительности.

Если бы я был курчавым мавром, татуированным полинезийцем или улыбчивым монголом, может быть и не возникло бы неловкой паузы, разделительной черты.

Но эта невидимая черта существует — я был, есть, и, некоторое, возможно весьма долгое количество лет, буду …русским.

— Почему же ты не стал еще гражданином России? – удивленно спросила меня собеседница, которую я знаю уже энное количество лет. Ей и в голову не пришло, что я столько лет живя в России, до сих пор являюсь иностранным гражданином.

Последнему вопросу я посвящу следующую главу.

Почему я не стал гражданином России.

Как автор и писатель я сотрудничаю со многими литературными и политическими ресурсами. Прекрасно знаю и ежедневно вижу набившие оскомину моменты современных политических игр с соотечественниками в СНГ: русские в Латвии годами добиваются равных прав с титульным, как сейчас принято говорить, населением; русские в Узбекистане как этническая группа лишены любой законодательной поддержки; русские на Украине, да и не только, с удивлением читают новейшую историю, где они, точнее их предки, выставлены кровавыми оккупантами, на главной площади Молдовы стоит памятник жертвам советского режима. Понятно, что отторжение российского влияния для местного населения должно идти полным ходом и набирать обороты. Машины евроинтеграционной самостийности, маховики независимости, винты свободы запущены в дело. В этой мельнице основное зерно – русский язык и русская культура, на выходе – мука европейского качества из толерантных людей, свободных от цензурной моральной составляющей. Европеизация – это свобода, в первую очередь. Как от насилия, так и от оккупантов.

С этой точки зрения весьма сочувствую латышским, молдавским, узбекским и пр. русскоговорящим людям. Но в свою очередь, как в личном общении, так и в переписке часто задаю собеседнику, человеку-невидимке такой вопрос:

— Знаю тяжело русским в странах СНГ, но скажи, а ты годами жил в России без права на гражданство? Будучи русским, ты устраивался на работу в России и получал отказ как иностранный гражданин? Я понимаю тебя, ты русский в Латвии – ты бесправен. А я вот – русский в России, и так же бесправен. Почему?

Для ответа на этот вопрос обращаю взор на официальный сайт ФМС России. Помимо радостных новостей, освещающих многочисленные контакты руководства ФМС с зарубежными державами и диаспорами, нахожу следующую фразу:

«Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено».

Видимо, русский человек мало зарекомендовал себя в российской истории, поскольку его потомки должны с удивлением читать данные строки.

Если для человека – русский язык и культура являются родными, если его национальность – русский, религия православная, почему же не установлена преимущественная принадлежность? В странах, на которые так старается равняться современное российское руководство, гражданская принадлежность не только устанавливается, но и потенциальные граждане получают порой убогую, но поддержку. А тут – абсурд, вызывающий у меня удивление: представьте себе прямого русскоязычного потомка Тургенева или Льва Толстого, обращающегося в ФМС с просьбой о гражданстве и получающего ответ: — Извините, но мы не обнаружили вашей принадлежности к праву получения российского гражданства.

Приходит на ум мысль — вероятно Россия густонаселена, количество русского населения достигло критического размера не только в крупных городах, но и в далекой глубинке. Тем не менее, в статьях авторитетнейшего патриарха российской политики читаю о сокращающемся населении, о необходимости присутствия иностранной рабочей силы, о волевых решениях обучать приезжающих рабочих и их детей русскому языку.

Но меня не нужно обучать русскому языку, всё что мне нужно – даже не российский паспорт, а элементарные документы, подтверждающие мою расовую, национальную, языковую и религиозную принадлежность к России.

А самой России – эта моя принадлежность, оказывается, и не нужна. Складывается сложнейший российский политический парадокс: при сокращении собственного населения, при постоянных трудностях с трудовыми ресурсами, да и что далеко ходить, с людьми – неравнодушными к судьбе России (да, их нехватка) – российские политики предпочитают обращаться к …иностранным, инакоязычным ресурсам, напрочь игнорируя собственный народ, расселенный по огромному геополитическому пространству. Иначе говоря – русский мужик, просыпав из рваного мешка добро, бежит искать иголку с ниткой – оставив добро валяться на дороге. А может и не существует русского мужика? Был, да сгинул.

И все мечты о России, о том, что есть такая нация – русские, которые имеют правительство, способное решить вопросы существования русских братьев и сестер за рубежом – миф? Есть российская нация – в ней не присутствует главенствующая этническая и культурная составляющая. Русский язык – средство. Русская культура – средство. Все остальное – стабильность и модернизация современной и демократической России. Но на взгляд автора этой статьи, основная цель демократии – поддержание в правах людей любого класса и сословия. Тогда почему русские люди, не обладающие российским паспортом – маргиналы на исторической Родине? Это недоработки, упущения, или трезвый, холодный расчет? О последнем не сложно и вполне можно иметь трезвое суждение – возмущение русскоязычных диаспор в некоторых странах СНГ достигло предела, но голоса далеких русских Москве не интересны.

Вернемся к вопросу получения гражданства.

Не буду подробно описывать саму процедуру, тем более что данная процедура скорее предназначена для отталкивания соотечественников. Это тернистый и сложный путь, он начинается с получения РВП – разрешения на временное проживание. После следует получить вид на жительство, а затем и желанное гражданство. Но излишне разлакомившимся соотечественникам советую утереть слюни предвкушения – вся эта процедура займет не менее 5 лет, во время которых придется жить в России на положении человека-невидимки – без прав, без гарантий, без уважения. Помимо того, что соотечественник переживает острое чувство расставания с местами «первой отчизны», адаптация на исторической Родине не менее болезненный процесс, ибо ничто так не оскорбляет и не ранит как равнодушие родной матери. Это особенно поражает людей, родившихся на пространстве, которое раньше называлось – СССР.

Есть и другие пути к вожделенному виду на жительство. Обычно это денежная мзда в фирму (их необычайно много, что дальше происходит автору неведомо – но есть факты денежного решения вопроса), либо фиктивный брак (к нему частенько прибегают граждане дальнего зарубежья), либо идти вышеописанным долгим путем.

Разумеется, существует Госпрограмма оказания чего-то там – кому-то там.

Иначе ее назвать сложно, ибо, не смотря на свой невероятный и ошеломительный успех, из миллионов русскоязычных граждан она привлекла количество, вызывающее скорее слезы, даже не смех. Порой даже жаль, что программа не продвигается в Японии, иначе руководители этой программы не отчитывались бы хвастливо о 40-50 т. переехавших (требуются, жизненно, остро требуются сотни тысяч), а тихо и стыдливо бы решили вопрос своего провала перед правителем традиционным японским способом. В русском варианте я называю это – волочить мертвую лошадь за узду по пашне

Но любые слова неизбежно базируются на реалиях. Я готов предоставить их уставшей от моих разглагольствований аудитории.

Как Россия учит танцевать. Зимняя школа танцев для соотечественников.

РВП – разрешение на временное проживание. Признаюсь, до сих пор не имею четкое представление об этом разрешении, быть может, это печать в паспорте или сияющий нагрудный знак, или некий мандат, благодаря которому соотечественник обретает черты видимости. В любом случае – это первая отметка в неких гражданских реестрах. Теперь ты не просто соотечественник (в действительности – пустой звук), а некая фиксированная единица в компьютере. Потенциальный гражданин (с некоторой отсрочкой). Неважно кто ты – русский, африканец или папуас, важно то