https://www.funkybird.ru/policymaker

Виртуальный успех российского правительства

5 марта 2012 года публикован отчет ООН под названием «E-Government Survey 2012: E-Government for the People» с оценкой готовности госорганов в 193 странах к использованию информационных технологий в предоставлении госуслуг.

По сравнению с предыдущим годом Россия в этом рейтинге поднялась на 32 позиции, перескочив с 59-го места на 27-е. В России дела с электронным правительством обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше, а соседи по БРИК и вовсе безнадежно отстали, даже снизив свои показатели за год: Бразилия теперь занимает 59-е место, Китай — 78-е, а Индия — 125-е место.

Лидером рейтинга, как и в прошлом году, оказалась Южная Корея. В пятерку лидеров входят также Нидерланды, Великобритания и Дания и США.

Рейтинг ООН по уровню развития электронного правительства, как следует из документа, рассчитывается по довольно сложным формулам, в которые входят три главных составляющих: масштаб и качество онлайн-услуг, уровень развития информационной инфраструктуры и человеческий капитал. Каждая из этих составляющих, в свою очередь, состоит из множества параметров. Например, выводя показатель по онлайн-сервисам, исследователи оценивали главный государственный портал страны, главный портал госуслуг, а также сайты различных министерств. Во внимание принималось как наполнение, так и доступность различных сервисов.

Информационная инфраструктура

Расслабляться, однако, не стоило бы: подробное рассмотрение приведенных в документе причин такого успеха России показывает, что подъем в рейтинге обусловлен развитием информационной структуры, а не качества госуслуг. В уровень развития информационной инфраструктуры входят такие показатели, как относительное число интернет-пользователей, число постоянных абонентов доступа в интернет, число пользователей фиксированной и мобильной телефонной связи и т.п. По этому показателю Россия, безусловно, шагнула вперед — например, цены на безлимитный широкополосный доступ в Москве и на Дальнем Востоке, традиционно считавшемся самым дорогим регионом, за последний год сблизились. Разница при сравнимых скоростях подключения теперь не превышает троекратной, хотя еще года полтора назад она составляла пять-десять раз.

Тем не менее забывать о сохраняющемся цифровом неравенстве между центром и регионами не стоит: на Камчатке, куда оптоволоконный кабель, наверное, не дотянут никогда, за безлимитный «социальный» тариф и сейчас дерут 1200 рублей при скорости 128 кбит/с. В Астрахани, где по данным компании ComNews Research, в 2010 году стоимость безлимитного пакета (2 Мбит/с) по отношению к месячным расходам на душу населения составляла 20,5% (для сравнения, в Москве — 1,2%), с тех пор стоимость услуг доступа тоже снизилась раза в два-три. Но не надо забывать, что при среднестатистическом уровне доходов населения по Астраханской области, составлявшем в январе 2012 года, по данным Росстата, 12 754,9 руб., ежемесячная плата за широкополосный интернет в 500-600 рублей определенно не вписывается в понятие «массовый доступ».

Электронные госуслуги

Неоднозначной остается и ситуация с госуслугами в электронном виде. Министр связи Игорь Щеголев имеет все основания для победных рапортов: многострадальный портал «Госуслуги.ру» удостоился в отчете ООН отдельного упоминания как положительный пример быстрого развития. Ведомства на местах рапортуют о «всеобщей удовлетворенности» населения качеством предоставляемых услуг, но внимательное рассмотрение ситуации показывает, что не все так благополучно.

Характерны в этом отношении результаты некоторых последних исследований, проведенных разными группами. Отчет Российской академии народного хозяйства в изложении агентства «Интерфакс» представляет собой сплошные победные реляции: качество госуслуг оценивает как хорошее и очень хорошее 74,6% респондентов, опрошенных в ноябре 2011 года в 20 субъектах РФ. Что, бесспорно, большой скачок по сравнению с данными семилетней давности, когда удовлетворенных было 14%.

Но переход к конкретным деталям рисует иную картину. На осень 2011 года через единый федеральный портал Gosuslugi.ru было доступно более 70 госуслуг, и число это постоянно увеличивается. Среди самых востребованных услуг — подача налоговой декларации для физических лиц. Однако те, кто подавал такую декларацию, могут подтвердить, что самое сложное в этом деле — порядок ее заполнения, и этот процесс не облегчился с переходом в электронный вид.Минфин по-прежнему выпускает ежегодные инструкции по заполнению деклараций — последняя на 2011 год занимает 32 страницы убористого текста 10-м кеглем, через который продраться (без консультации у знающего человека) нереально. Следовательно, сама процедура подачи декларации — живьем или через интернет, теряет значение. Реально проще стал разве что процесс подачи заявлений на такие услуги, как регистрация транспортных средств, получение паспортов (общегражданского и заграничного), регистрация по месту жительства — а вот получать эти документы все равно придется личной явкой в соответствующие органы, и иногда не по одному разу.

Исследование Минэкономразвития совместно с Высшей школой экономики, касающееся четырех самых востребованных услуг (получение общегражданского и заграничного паспортов, регистрация автомобиля и получение водительских прав), содержит куда менее оптимистичные данные по сравнению с рапортами Минкомсвязи. Одна из самых важных деталей нового порядка получения госуслуг — ведомствам запретили требовать от гражданина справки, которые можно получить в других ведомствах. Это должно было бы снизить время на получение госуслуг, однако это происходит далеко не во всех случаях: например, время регистрации транспортных средств для граждан в сравнении с 2010 годом возросло со 108 до 153 минут. «В целом потери населения от ожидания в очередях на все четыре госуслуги за год увеличились в 1,5 раза и достигли 1,5 млрд рублей» — говорится в сообщении. «По оценкам опрошенных, в 2011 году информация о порядке получения паспортов и регистрации автомобилей стала более доступной для граждан, сбор необходимых документов — более простым. А вот комфортность оказания услуг опрошенные оценили на том же уровне, что и был», — добавляют авторы.

Статистика популярности госуслуг в электронном виде, характеризующая собственно развитие электронного правительства, тоже не внушает особого оптимизма. В середине 2011 года журнал «Госменеджмент» провел исследование счетчиков посещений, установленных на различных порталах государственных и муниципальных услуг, и обнаружил, что рекорд поставила Нижегородская область, где к маю 2011-го зарегистрировалось аж 3,9% населения. Лишь «10-15 субъектов Федерации имеют порталы, посещаемость которых находится в рамках каких-то приличий», говорится в тексте статьи.

В середине 2011 года, по данным ФОМ, госуслугами в электронном виде пользовалось лишь 6% населения страны. Мало того, число желающих воспользоваться госуслугами в интернете за прошедший год даже снизилось. «На 20% выросла доля тех, кто этими возможностями не пользовался и не хотел бы», — отмечают исследователи ФОМ. Минкомсвязи возмутилось результатами этого опроса, объявив его субъективным, но его заверения, что «с начала 2011 года электронными услугами через портал Gosuslugi.ru воспользовалось больше 7% трудоспособного населения», не очень понятно, на чем основаны. К концу 2011 года «Ростелеком» планировал увеличить число пользователей портала «Госуслуги» до 2 млн человек, но реальная цифра составила 1,3 млн человек — примерно 1,5% трудоспособного населения (оцениваемого на 1 января 2010 года в 88 млн человек). И даже если принять оптимистичные оценки Минкомсвязи, то 7% все равно не выглядят впечатляющей цифрой, свидетельствующей о развитости электронного правительства.

Есть и другие досадные пятна на безупречной картине выдающихся успехов, которые в исследовании ООН отражены быть не могли: это освоение беспрецедентных бюджетных средств, отпущенных на развитие электронного правительства в России. Ситуация хорошо иллюстрируется таким примером: практически одновременно с появлением отчета ООН стало известно, что Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело по поводу мошенничества при модернизации официального интернет-портала Минобороны компанией «Систематика». Получив в конце 2010 года 36 млн рублей, компания до сих пор не выполнила работы по контракту, тогда как недоделанная работа была министерством принята, как предполагает собеседник интернет-портала Cnews, «под обещание доделать позже». Зная прекрасно, как у нас делаются такие дела, несложно пойти немного дальше и предположить, что одним только «обещанием» тут дело не обошлось. Так что можно только представить себе, насколько мы могли бы подняться, если бы отпущенные государством деньги расходовались по назначению.