https://www.funkybird.ru/policymaker

За 20 лет массовой миграции легче не стало никому

Недавно на Качаловском рынке в Москве заживо сгорели 17 иностранных граждан. Сгорели, не имея возможности выйти из помещения, в котором были заперты на ночь как домашний скот — как рабы. А на следующий день после пожара в столице состоялся IV международный форум Федерации мигрантов России. Тема — «Миграция в России: сотрудничество и безопасность».

Участие в нем приняли видные ученые, представители органов власти, мигрантских и общественных организаций, религиозные деятели. В материалах форума сообщалось, что федерация представляет интересы примерно 10 миллионов иммигрантов, находящихся в нашей стране. О погибших накануне мигрантах мигрантский форум не вспомнил.

Он проходил в «Президент отеле», что, конечно, подчеркивало уровень мероприятия. Высокий уровень, высокие гости, государственная политика… С этой, изначально заданной высоты, не ко времени сгоревшая вместе с людьми бытовка, видимо, показалась организаторам досадным недоразумением. Поэтому, очевидно, и не была объявлена минута молчания.

Осмелюсь предположить, что случись подобное несчастье не с гастарбайтерами, а с жителями в любом регионе России, был бы объявлен траур, и, возможно, не только в регионе.

Но дело не в формальностях, а в том, что, по заведенному у нас обычаю общественные организации, за очень редким исключением, теми делами, ради которых они созданы, не занимаются. И поэтому молодые мужики в оранжевых жилетках, подметавшие под утренним солнышком Большую Якиманку, очень бы удивились, узнав, что очень похожие на них люди, но при пиджаках и галстуках, вальяжно проходящие в «Президент отель», собираются для обсуждения проблем людей в рабочих безрукавках. Просто параллельные миры, в которых котлеты и мухи никогда не воссоединяются.

Неправительственные организации – вроде этого объединения — просто не выживут, если не будут максимально деятельны. Но вся их работа, по большому счету, сводится лишь к добыванию денег — бюджетных, спонсорских, любых. На проведение звонких масштабных мероприятий: «круглых столов», конференций, презентаций. Все это — с достойным фуршетом и раздачей папочек, набитых буклетами на мелованной бумаге. Когда по причине кризиса правительство Москвы вынужденно сократило финансирование бурной деятельности организованной в НПО общественности, обидам не было конца. Привыкли, и вдруг – облом.

Весь цивилизованный мир живет иначе. Прежде, чем обратиться за материальной помощью к государству или спонсорам, принято убедительно обосновать свои добрые намерения. Для этого всего-то и требуется, что вложить в дело от 30 до 50 процентов своих «кровных».

А иначе все это похоже на заработок теток в метро, которые просят у прохожих деньги на будущего малютку, оставаясь пятый год на восьмом месяце беременности.

Форум ни на йоту не отступил от заявленного регламента: единогласно переизбрал на ближайшую пятилетку руководство и проанализировал состояние основных миграционных проблем. Были при этом указаны слабые места в управлении миграционными процессами и высказаны пожелания по улучшению ситуации. Так, об изъянах миграционной политики и практики ее претворения в жизнь в проекте решения форума говорится: «В стране практически не проводится работа по адаптации и интеграции мигрантов, фактически отсутствует широкое информирование российского общества о вкладе мигрантов в социально-экономическое развитие России».

В аналитической части материалов форума рассматривались и причины закабаления работодателями иностранных работников, доведения их до рабского состояния. А заблаговременно подготовленный проект решения собрания содержал, по сути, поручения, адресованные высшим органам исполнительной и законодательной власти, министерствам и ведомствам. И вот аналитика особенно диссонировала с обращением форума к Совету Федерации и Государственной Думе. Поскольку наказы «ускорить разработку и принятие закона о частных агентствах занятости, в котором предусмотреть возможность осуществления ими лизинга иностранных работников, проработать механизмы развития частно-государственного партнерства в миграционной сфере, особенно в части создания и развития сети легальных организаций, оказывающих мигрантам востребованные ими услуги – «мигрантские сервисы», и есть не что иное, как просьба узаконить рабство. Каким образом?

Механизм предельно прост и общедоступен. Регистрируйте рекрутинговое агентство и принимайте временно на работу гастарбайтеров. Временно – значит, всего на три месяца. В этом случае вы фактически не несете за них никакой ответственности.

В том положении, в котором большинство из них пребывает, люди соглашаются на зарплату в 10–12 тысяч рублей. А «уступаете» вы их по договору реальному работодателю за 18–20 тысяч.

И разница в размере порядка 10 тысяч рублей с человека – ваша. Через три месяца всех временно принятых работников смело увольняете и принимаете следующую партию. Итого, со ста облагодетельствованных вами тружеников получаете один миллион рублей в месяц. Но так работают только самые ленивые и бестолковые рекрутеры, а у «нормальных» агентств занятости в обычае обзаводиться удовлетворенной заявкой на привлечение тысяч эдак пяти иностранных работников. Вот тут уже есть с чем развернуться. А что? Не хлопотно, не накладно, и весьма прибыльно. И особенно приятно, что заботу о здоровье ваших кормильцев, возникни такая нужда, возьмет на себя государство. Оно же их еще и «отадаптирует».

Мы третий десяток лет спорим, нужны ли нам мигранты, какие беды и напасти приходят вместе с ними, выгодно ли нам их присутствие – и у каждого на сей счет свои примеры, аргументы и позиция. Но! За это время легче не стало никому – ни местным, ни приезжим. Прозрачных механизмов взаимодействия или противостояния тоже нет. А вот в необходимости создания таковых заинтересованы обе стороны. Одним из них, которое, думаю, не вызвало бы возражений, может стать простое, опробованное давно в мировой практике, правило: общественная организация возникает как помощник социуму, предлагает часть нерешенных проблем взять на себя. И следует установить норму – 30, 40 или 50 процентов, это уж как решат законодатели — бюджета любого проекта НПО должна внести самостоятельно.

Только в этом случае государство готово выделить из своей казны недостающее, и только тогда будет способствовать развитию подобных объединений граждан. Тогда сразу стала бы ясна картина: чьи интересы НПО и в каком объеме представляет, и представляет ли вообще. Отдадут ли тогда миллионы приезжих свои, так трудно зарабатываемые здесь рубли Федерации мигрантов России, пересекутся ли параллельные миры?