https://www.funkybird.ru/policymaker

Нургалиев отчитался о стеклянных туалетах

Глава МВД Рашид Нургалиев отчитался в пятницу перед депутатами Госдумы в рамках «парламентского часа». Правда, «Справедливая Россия» попыталась отправить министра в отставку, но ее не поддержали коллеги («за» – 126 депутатов, « против» – 184). Эсер Геннадий Гудков взял реванш, пламенно обвинив господина Нургалаева в провале реформы МВД. Он пообещал, что партия обратится к премьеру Владимиру Путину и президенту Дмитрию Медведеву с просьбой не включать Нургалиева в состав нового правительства.

Было видно, что такая оценка господину Нургалиеву неприятна, и он категорически с ней не согласен. Министр признал, что недостатки в работе ведомства есть, однако подчеркнул, что реформа не завершена. По его словам, на нее могут уйти годы. «Мы только сделали первый шаг, приняли три закона, и теперь — самая основная кропотливая работа», – заявил Рашид Нургалиев.

Нургалиев отверг обвинения, что работу полиции до сих пор оценивают «палочной системой».

«Я должен вам официально сказать: в министерстве нет такого приказа или распоряжения, и мы давно уже пересмотрели прежние концептуальные положения о порядке и механизме оценки, которая дается сегодня подразделениям различного уровня», — сказал Нургалиев.

Министр уверяет, что одним из основных критериев оценки деятельности полиции является общественное мнение, но пояснил, что «во внимание принимаются только социологические исследования, проведенные независимыми специализированными организациями».

Глава МВД пообещал увольнять полицейских начальников за проступки подчиненных. «Уже введено и действует правило, согласно которому за допущенное чрезвычайное происшествие, как минимум, прямой и непосредственный начальник, а вместе с ним сотрудник, рекомендовавший нарушителя на работу, освобождаются от должности и увольняются из органов внутренних дел», — сказал он.

По словам господина Нургалиева, МВД в ходе реформы сделало пока только первый шаг по очистке своих рядов – «создало базис». «И нам еще есть куда стремиться и какие вопросы решать… Мы все ждем дисциплинированную, сплоченную и, в то же время, открытую организацию, действенно защищающую права и интересы человека, общества и государства», — заверил министр.

Как самом деле выглядят итоги реформы в МВД, рассуждает председатель Координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин.

«СП»: – Михаил, как вы считаете, Нургалиев провалил реформу или нет?

– Естественно, провалил. Переименование милиции в полицию – не реформа, системных изменений не произошло. Изменение к лучшему одно – это возросшее денежное довольствие. Кроме того, теперь сотрудника не могут лишить зарплаты по указанию начальника. Но все это, думаю, заслуга не Нургалиева, а президента.

Что предлагает менять глава МВД? Строить в отделениях полиции стеклянные перегородки? Если вы строите новые помещения, это можно довольно легко сделать, но для переделки имеющихся зданий придется сносить стены. Как это сделать, и главное – зачем? Вопрос-то тут один: туалет вы тоже стеклянным построите? Если нет – задержанного отведут в туалет, и сделают с ним то же самое, что делают сейчас в кабинете следователя.

Этот показывает, что у Нургалиева нет системных предложений, которые бы позволили МВД пойти по пути реформ.

«СП»: – Глава МВД уверяет, что палочной системы сейчас нет. Это так?

– Сотрудники полиции сталкиваются с палочной системой ежедневно. Им каждый день говорят: почему ты не задержал, почему не составил протокол? Если бы Нургалиев инкогнито прошел по подразделениями, он все бы это увидел и услышал. Он мог просто прийти к нам в профсоюз – мы бы ему дали записи таких указаний, а члены профсоюза все рассказали в лицо.

Но Нургалиев до общения с личным составом не нисходит. Он – Бог, зачем ему опускаться до таких мелочей. Он общается с генералами, или со специально подогнанными сотрудниками. А вот неформально пообщаться, узнать, чем же дышит настоящие полицейские, не хочет.

«СП»: – Нургалиев говорит, сейчас полиция реагирует на общественное мнение, и любая критика является поводом для проверки…

– В «Законе о полиции» сказано, что критерием оценки деятельности полиции является общественное мнение. Нургалиев издал приказ, что ведомство будет проводить социологические опросы, и на их основании решать, – где плохо, где хорошо. Проблема в том, что такие опросы должны быть независимыми, их не должно проводить само МВД. Кроме того, в законе – или в указе президента – должно быть прописано: если мнение граждан отрицательное, конкретный начальник территориального отдела должен в недельный срок оставить свою должность.

Вот тогда будет обратная связь, реальное влияние людей на руководство полицией. А пока этого нет, пока не сделано реальных шагов к общественному контролю, о реформе говорить не приходится.

«СП»: – Кстати, по поводу общественного контроля. Министра спросили, почему население не выбирает участковых? Он ответил, что к таким выборам наши граждане пока не готовы…

— Получается, Нургалиев боится собственного народа, который призван защищать. Если бы граждане выбирали участкового, они бы точно знали, что такой полицейский не обманет, он от них зависит.

«СП»: – Нургалиев сказал, что сейчас участковые раз в месяц отчитываются перед населением – и этого достаточно. Участковые отчитываются, ведь так?

– Ну, три бабушки приходят – участковый отчитывается. Все это – показуха. Вы найдите хотя бы один реальный отчет: чтобы собрались жители, чтобы перед ними отчитались – и не только участковый, но и его начальник. Чтобы они отвечали на острые вопросы, чтобы присутствовала местная пресса. Я знаю только единичные случаи таких собраний – это не система.

Кроме того, покажите хотя бы один приказ по результатам отчетов: например, поскольку участковые не отчитались перед гражданами, уволен начальник участковых, или получил выговор. Ничего этого нет в помине.

«СП»: – Депутат Хинштейн спросил главу МВД, почему повсеместно сократили оперативников, работающих «на земле». Нургалиев ответил, что сократили, но меньше, чем тыловиков, и что оставшиеся оперативники хорошо оснащены технически, что позволяет компенсировать снизившуюся численность. Это правда?

– Приведу только один пример. Около года назад, в разгар реформы, в Подмосковье избили граждан. Полиция ехала к месту ЧП полтора часа. Сейчас московские районы – скажем, Таганский – вместо шести машин патрулируют две. От этого растет преступность. Не секрет, что 80% грабежей раскрываются по горячим следам. Для этого должна быть плотная дислокация сотрудников полиции. А ее нет.

Итог – в Москве увеличилось количество грабежей и нераскрытых преступлений. Здесь, в Москве, крутится больше денег, чем в любом другом городе России, здесь совершается больше всего преступлений. И на этом фоне московскую полицию сокращают на 22% – это нормально?!

«СП»: – Жириновский сказал, что проблема неуспехов в том, что Нургалиев – выходец из ФСБ. Было бы лучше, если бы МВД возглавлял «свой» человек?

– Полицией должен руководить человек, который знаком с ее структурой, прошел ее с низов. Думаю, удачным был бы такой вариант: министром Игоря Сечина, а первым замом – начальника ГУВД Москвы Владимира Колокольцева. Этот тандем мог бы привести в порядок полицию…