https://www.funkybird.ru/policymaker

Партия власти решила «убить» выборы

Введение единого дня голосования именно в сентябре профанирует саму идею народного волеизъявления как такового.

Взяв российскую власть за «болотно-сахаровские грудки» и буквально вытряхнув из нее вожделенную политическую реформу, российская оппозиция теперь имеет возможность на собственном опыте убедиться в справедливости и непреходящей истинности народной мудрости, гласящей, что любая инициатива наказуема. В результате вместо ожидавшегося почивания на лаврах ей досталась гораздо менее приятная работенка: подобно заправскому саперу, она вынуждена разминировать многочисленные «политтехнологические фугасы», заботливо расставленные «тандемократами» на пути претворения в жизнь широковещательных деклараций о либерализации общественной жизни.

Вслед за пресловутым «двойным фильтром» (президентско-муниципальным) на губернаторских выборах оппозиция углядела еще один тонкий подвох, замаскированный под долгожданную демократизацию политического процесса. На этот раз речь идет о едином дне голосования, законопроект о введении которого Дума сегодня рассмотрит в первом чтении. Как это часто бывает, данный законодательный «вброс» в пользу партии власти был еще пару лет назад произведен ЛДПР. Однако все это время он протомился под бюрократическим сукном в профильном комитете, чтобы усилиями единороссов быть реанимированным в новой Думе.

Справедливости ради отметим, что либерал-демократы изначально планировали предоставить российским избирателям не размениваться по мелочам, а совершить единый акт волеизъявления (на региональных, местных и федеральных выборах) в последний вторник марта, объявив его выходным. Однако партия власти «творчески переосмыслила» данное нововведение, предложив в этом качестве второе воскресенье сентября, что вызвало целую бурю негодования в оппозиционных кругах – как думских, так и несистемных. Так, в интервью «Независимой газете» глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев назвал данную инициативу «смертью выборов». «Избирательная кампания в этом случае сужается до одного летнего месяца, и мы не можем проводить полноценную гонку», – посетовал партийный «законник», явно забыв о том, что «хорошим электоральным танцорам» ни отпускная пора, ни последующая некоторая расслабленность избирателей в осеннюю пору помехами не являются.

Больше всего коммунистов беспокоит неудобоваримость данного формата для рядового обывателя, который останется один на один с нечитабельными бюллетенями «портянкообразной» формы в случае, если в один день будут проводиться выборы сразу всех уровней. «Оппозиция должна концентрировать огромные ресурсы, чтобы везде поучаствовать, задействовать массу кандидатов… Можно себе представить, как «интересуется» электорат темой волеизъявления в августе, во время массовых отпусков», – не уставал обличать коварство конкурентов из рядов партии власти Вадим Соловьев. «Эту кампанию надо провести так, как нужно партии власти, т. е. по максимуму усложнить ее проведение для оппозиции. Если власти потеряют контроль над губернаторами, они разрушат всю ту систему выборов, которая была создана ранее. Ведь именно губернаторы дают федеральному центру результаты, приятные партии власти», – считает представитель КПРФ

С этим мнением солидаризировался его коллега из несистемной оппозиции – лидер Республиканской партии Владимир Рыжков, который назвал данный законопроект «безумием»: «Это – свидетельство снижающегося профессионализма власти». Рыжков напомнил, что в России – 22 000 муниципалитетов, где проводятся выборы депутатов и мэров, глав районов и поселков, а также 83 региона, где проводятся выборы в региональные парламенты и губернаторов. Кроме того, заявил Рыжков, в России в ближайшее время ожидается возникновение нескольких десятков партий, и все они будут загнаны в узкое горлышко бутылки – в один день в году! Это означает, что на руках у голосующих граждан будет по 10-12 бюллетеней. Листы окажутся как простыни».

Недовольство оппозиционных сил новым электоральным форматом в интервью KM.RU прокомментировал заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов:

– В принципе, опасения оппозиции не лишены оснований. О многом говорит уже тот факт, что предложение о введении единого дня голосования в свое время исходило от ЛДПР. Как известно, власть зачастую использует эту политическую силу в качестве своего дублера для вброса собственных инициатив, так что околовластные «уши» могут торчать и в данном случае. Впрочем, с другой стороны, не все так трагично, и оппозиция отчасти тоже сгущает краски.

Понятно, что каждые новые выборы – это определенная политическая встряска для страны, которую наши власти пытаются удержать от дестабилизации. Сегодня, как мы видим, не только Россия, но и весь мир находится в зоне турбулентности. Желание объединить все выборы в один день может объясняться нежеланием давать повод для очередного разгула политических страстей, потому что последние зачастую работают не столько против власти, сколько против страны.

Нынешнее время напоминает конец 1980-х гг. Если власть не прочувствует опасность охлократического развития ситуации, то боюсь, как бы Россия не пошла по пути позднего Советского Союза. Такими «терапевтическими средствами», как единый день голосования, руководство страны пытается минимизировать проблему излишнего политического ажиотажа и не дать оппозиции возможность два раза в год будировать общественное мнение. Так что определенный смысл в этом есть.

Следует иметь в виду, что в сентябре, когда люди возвращаются из отпусков после мирного и благополучного отдыха, они настроены более благодушно и голосуют за власть более активно, чем по весне, когда они более решительные, голодные до эмоций и злые. Зачастую весенний протест даже не имеет осознанных форм. Теперь предвыборная кампания будет начинаться в августе, когда большинство населения находится на природе и не особо следит за политическими событиями. В такой ситуации у оппозиции практически отсутствует возможность отмобилизовать протестный электорат, что, конечно, играет на руку власти.

Вообще политические реформы изначально были заявлены лишь для того, чтобы сбить градус общественного недовольства и протеста. А когда эта проблема ушла на второй план и уличные акции сошли на нет, руководство получило хорошую возможность спустить реформы на тормозах. С другой стороны, я считаю, что полномасштабная либерализация политической жизни в России может привести к краху, причем не только власти, но также и страны. В такой ситуации общество может в очередной раз с водой выплеснуть и ребенка, как это уже произошло в начале 1990-х гг. Если из России вытащить стержень в виде властной вертикали (как бы ни относиться к этому явлению), то вся страна может пойти вразнос.