https://www.funkybird.ru/policymaker

«Торговля за Бута начнется через год-два»

Госдума отказалась обращаться в международный суд по делу Виктора Бута, приговоренного в США к 25 годам тюрьмы за якобы незаконную торговлю оружием. «Есть вещи, которые, на наш взгляд, не стоит делать», – робко заявили парламентарии. Эта ситуация подтверждает правоту слов Бута: история с ним показала, кто в мире хозяин. Между тем, сейчас есть несколько способов возврата Бута, и нужны решительные действия. В частности, Россия могла бы начать ловить американских летчиков, перевозящих наркотики из Афганистана, считает эксперт Накануне.RU. В противном случае — ждать торга, который начнется через год-два.

Ранее Виктор Бут, приговоренный в США к 25 годам тюрьмы за незаконную торговлю оружием и пособничество терроризму, попросил депутатов Государственной думы России подать от его имени иск в международный суд на США и Таиланд. «Хочу обратиться к депутатам Госдумы РФ с тем, чтобы Россия от моего имени подала иск в международные суды по поводу того, что случилось в США и Таиланде»,- сказал Бут в ходе видеомоста с Москвой.

В ответ думцы заявили, что «это не является предметом деятельности Госдумы». «Есть вещи, которые, на наш взгляд, не стоит делать», — заявил первый зампред комитета по международным делам Андрей Климов.

В Госдуме считают полезным и, видимо, достаточным «и для Бута, и для России, и для российско-американских отношений» принятое заявление «в связи с вынесением американским судом несправедливого приговора гражданину России Виктору Буту».

Между тем, стало известно, что Бута могут перевести в тюрьму уже через месяц. Об этом в ходе видео-моста Москва — Нью-Йорк заявил его адвокат Альберт Даян. «Перед тем, как он там окажется, может пройти от 30 до 60 дней. Это будет строгий режим в связи с тем, что ему вынесен срок в 25 лет», — пояснил защитник. По словам Даяна, условия в тюрьме не похожи на те, в которых он находился в течение последних 15 месяцев — в одиночной камере.

Виктор Бут направил также четыре обращения министру иностранных дел России Сергею Лаврову по поводу подачи его иска в Международный суд. По о реакции на них ничего неизвестно.

О том, что стоит за решением депутатов – трусость или осознание того, что уже ничего нельзя сделать, – Накануне.RU рассказал военный обозреватель Владислав Шурыгин.

Владислав Шурыгин: Во-первых, депутаты отлично понимают, что влиять на американское правосудие, тем более состоявшееся, через российскую Госдуму невозможно. Американская юрисдикция существует сама по себе, абсолютно отдельно от каких-либо попыток, предпринимаемых в России. Во-вторых, в сегодняшней ситуации междуцарствия никто не берет на себя смелость что-то решать за Кремль. Ну, и, в-третьих, судьба Бута будет решаться совершенно по-другому. Я в этом случае не вижу причин упрекать Госдуму в отсутствии патриотизма, но понимаю, что трусости при этом Думе хватает.

Вопрос: Вы говорите, что по-другому будет решаться судьба Бута, а каким образом?

Владислав Шурыгин: Есть политический торг, когда Бута обменяют на какие-то преференции, например, на смягчение позиции по Сирии. Или, при проведении переговоров с США, например, по вооружениям, возможны варианты, когда «вопросом №6» ставится еще вопрос о судьбе Бута.

Есть второй вариант, наиболее простой и предпочтительный. Сейчас во многом американский транзит в Афганистан зависит от нас. Нужно просто больше уделить внимания транзиту наркотиков через Россию. Я нисколько не сомневаюсь, что за короткое время можно будет задержать достаточное количество американских военных пилотов, которые перевозят наркотики. И пилоты, оказавшись в наших тюрьмах, станут прекрасной разменной монетой.

Вопрос: А чтобы заманить еще больше пилотов, мы, стало быть, открываем «перевалочный пункт».

Владислав Шурыгин: А их не надо заманивать – они и так летят через нас. В том, что часть этих самолетов используется для транзита наркотиков, я тоже не сомневаюсь. Вопрос в более внимательном подходе.

Вопрос: Когда Бута только экстрадировали в США, высказывались предположения, что он нужен американцам для выбивания преференций по Афганистану. Преференции мы увидели. А Бута на Родине нет. Эти предположения не оправдались?

Владислав Шурыгин: Я не думаю, что тогда это было так, поскольку еще не состоялся суд. Пройдет как минимум год-два, пока эта тема перестанет быть темой новостей.

Вопрос: А срок, к которому он приговорен, как оценивать?

Владислав Шурыгин: Да никак не расценивать. Просто они понимали, что доказательств для пожизненного срока недостаточно.

Вопрос: Бут заявил, что процесс над ним показал, кто в мире хозяин. Как оцениваете заявление?

Владислав Шурыгин: Я с этим полностью согласен. Бут был арестован на территории третьей страны и выдан американцам для суда против него за словесное выражение нелюбви к США.

Справка: 11 октября 2011 года был начат судебный процесс «США против Бута». Дело рассматривалось Южным окружным судом штата Нью-Йорк. В ходе заседаний выступили семь свидетелей обвинения. Защита не предоставляла своих свидетелей, а Бут отказался от участия в даче показаний. Бут был обвинён по четырём пунктам: преступный сговор с целью убийства граждан США; преступный сговор с целью убийства лиц, находящихся на госслужбе; преступный сговор с целью приобретения и продажи переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК); преступный сговор с целью поставок оружия террористическим группировкам. Ни по одному из пунктов обвиняемый виновным себя не признал. Поскольку Бут также не пошёл на сделку с правосудием, то — в случае признания присяжными его вины — россиянину по каждому пункту обвинения грозит минимум 25 лет заключения. Бут был признан присяжными виновным в «сговоре с целью убийства американских граждан, сговоре с целью убийства американских должностных лиц, сговоре с целью продажи ракет и сговоре с целью поддержки терроризма через сотрудничество с колумбийской группировкой FARC»