https://www.funkybird.ru/policymaker

Европу ждет «демократическая инквизиция»?

Скандал вокруг высказываний Гюнтера Грасса показывает, что «охота на ведьм» выходит на новый уровень.

Помнится, во времена т. н. застоя все «прогрессивное» человечество немедленно поднимало шум, когда какого-нибудь советского деятеля культуры – поэта, писателя и пр. – «зажимали» в СССР. В адрес советских властей щедро сыпались проклятия и неизменные обвинения в отсутствии демократии. Но вот СССР уже 20 лет как нет, а деятелей культуры по-прежнему «зажимают». Да что там «зажимают» – травят! Причем травля происходит не на просторах бывшего СССР, а в Германии и Израиле – самых что ни на есть, казалось бы, демократических странах.

На сей раз жертвой травли стал немецкий писатель и нобелевский лауреат Гюнтер Грасс, который всего-навсего написал стихотворение «О чем необходимо сказать», в котором просто высказал свою точку зрения по некоторым беспокоящим его проблемам современного мира. И вот именно за это, за собственную точку зрения, его подвергли обструкции – как в Германии, так и в Израиле. Грасса моментально обозвали фашистом и антисемитом, потребовали лишить его Нобелевской премии, попутно запретив въезжать в Израиль…

Что же такого сказал Грасс, что моментально стал врагом израильского народа, ноги которого никогда больше не будет на земле обетованной? Нобелевский лауреат воспевал фашизм, восхищался Гитлером, ставил под сомнение количество жертв Холокоста? Вовсе нет. Темы фашизма Гюнтер Грасс вообще не касался, а лишь высказался по иранскому вопросу, назвав Израиль источником нестабильности в регионе и усомнившись в наличии иранской ядерной программы. Грасс также раскритиковал германские власти за продажу Израилю подводных лодок, способных нести крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Правда, здесь Грасс слегка ошибся: Германия не продает Израилю подводные лодки, а дарит. Причем не только лодки, но и некоторые другие образцы оружия, компенсируя таким образом «моральный ущерб» за Холокост.

Но речь не об этом. Стихотворение «О чем необходимо сказать» заканчивается и вовсе на мажорной, пацифистской ноте: Грасс призывает Иран и Израиль отказаться от насилия, дабы избежать очередного конфликта в и без того нестабильном регионе. Вроде бы ничего криминального в стихотворении Грасса нет – только лишь озабоченность возникновением новой войны, которая, по мнению нобелевского лауреата, во многом может начаться благодаря Израилю, что, в общем-то, соответствует истине. Но Грасс, на свою беду, допустил непростительный промах, упомянув в негативном свете «священную корову» – Израиль, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Ведь, как известно, в мире существуют всего две страны, которые нельзя не только критиковать, но и вообще упоминать о них с малейшим негативным оттенком. Иначе можно сразу же получить пожизненное клеймо махрового антисемита, врага свободы, а то и террориста. Не имеет смысла называть эти страны: всем и так прекрасно известно, о ком идет речь. Один косой взгляд в их сторону – и потом долго можно доказывать, что ты – не реакционный верблюд, а законопослушный либеральный осел. И при этом ты можешь быть хоть трижды нобелевским лауреатом. В качестве примера можно упомянуть другого нобелевского лауреата – колумбийского писателя Г.Г. Маркеса. Автор «Ста лет одиночества» имел очень нехорошую привычку критиковать «светоч демократии» – США, за что и получил на орехи, причем с весьма неожиданной стороны. Советско-американско-российский писатель В.Аксенов был настолько возмущен нападками Маркеса на любимую им Америку, что не удержался и назвал его «другом мирового концлагеря». Ни много ни мало.

Грассу повезло меньше: его «приложили» очень капитально, назвав фашистом, эсэсовцем и антисемитом. Жить с таким «джентльменским набором» в демократическом Евросоюзе ох как непросто, особенно если на тебя ополчились еврейская община Германии и израильские официальные лица. Да и некоторые немецкие политики и журналисты поспешили пнуть Грасса лишь за то, что он нарушил табу: об Израиле в Германии можно говорить либо только хорошее, либо очень хорошее, либо вообще ничего. Все остальное расценивается как криминал – со всеми вытекающими последствиями. Ведь все же знают, что именно Израиль понес во Второй мировой войне самые чудовищные потери, и немцы до сих пор посыпают голову пеплом и от стыда за содеянное дарят Израилю подводные лодки и еще много чего по мелочи.

Припомнили Грассу и службу в войсках СС, куда он был призван в 17-летнем возрасте. Израильская газета Maariv вообще заявила, что Грасс заслуживает наказания за свое стихотворение, а также назвала его виновным в «исторических грехах, которым нет и не может быть прощения». Самое удивительное, что когда в Прибалтике проходят эсэсовские марши, израильские газеты и политики делают вид, будто ничего крамольного в этом нет, а то и попросту их «не замечают». Но стоило Грассу написать одно-единственное стихотворение, как его чуть не линчевали. Министр внутренних дел Израиля Эли Ишай предложил лишить Грасса Нобелевской премии, а министр иностранных дел Авигдор Либерман затянул старую песню о том, что «западная интеллигенция опять готова положить евреев на алтарь безумных антисемитов».

Вся эта омерзительная либеральная свистопляска закончилась и вовсе дикой выходкой: израильская сторона ПОТРЕБОВАЛА от немецкой стороны занять «четкую позицию» по поводу стихотворения Грасса. Пришлось германскому министру иностранных дел Гвидо Вестервелле давать ОБЪЯСНЕНИЯ своим израильским коллегам. Он заявил, что сам лично «не согласен со стихотворением, т. к. нельзя сравнивать Израиль и Иран по уровню исходящей от них угрозы». Вряд ли это удовлетворило израильский МИД, который был бы явно не прочь судить Грасса как нацистского преступника. Не исключено, что Германии опять придется подарить Израилю очередную субмарину, дабы «партнеры» поумерили свой праведный гнев.

Рискует навлечь на себя гнев Израиля и пресс-секретарь федерального правительства Штеффен Зиберт, который указал на то, что «в ФРГ существует свобода слова, поэтому комментировать стихотворение герра Грасса федеральное правительство не собирается». Можно не сомневаться, что после такого дерзкого и «неполиткорректного» заявления Зиберта и самого запишут в антисемиты и «друзья мирового концлагеря». Не исключено, что достанется на орехи и представителям Шведской академии, которые сразу же заявили, что не будут лишать Грасса Нобелевской премии, т. к. награда присуждена ему заслуженно.

Сам же Грасс заявил, что прекрасно знал, какую реакцию вызовет его стихотворение, знал, что ему припомнят его прошлое и назовут антисемитом. Вместе с тем методы израильских чиновников, запретивших ему въезд в страну, он назвал недемократичными и «свойственными диктаторским режимам». И добавил, что ни о чем не сожалеет.

Вся эта история была бы похожа на скверный анекдот, если бы не один момент: игра в «демократию и либеральные ценности» уже откровенно пованивает инквизицией. Случай с Грассом очень наглядно показывает, что «охота на ведьм» выходит на новый, пугающий уровень. Если уже сейчас нобелевского лауреата травят всего лишь за собственную точку зрения, причем достаточно корректную, то что же ожидает либеральную систему в недалеком будущем? Костры инквизиции опять запылают по всей Европе? Похоже, все к этому идет…