https://www.funkybird.ru/policymaker

Круг адептов dollar’а начал сужаться

В 2011 году было объявлено, что Китай активно отстаивает создание Центрального банка для торгового блока ASEAN (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) с использованием в качестве резервной валюты юаня вместо доллара. Удивительно (иль неудивительно?), что эта сенсационная, по сути, информация не попала в главные новости мировых СМИ…

Вообще тема, о которой мы сегодня говорим, в Америке – табу. Можно вспомнить, что после того, как по российскому телевидению показали фильм «Конец эпохи доллара», в американском госдепе назвали фильм «провокацией». Там считают, никакая «свобода слова» не должна подрывать американские финансовые интересы, а любое покушение на доллар есть акт, направленный против США.

Нервная реакция объясняется и тем, что круг адептов доллара в мировой торговле начал сужаться.

От доллара в двусторонней торговле решили отказаться Япония и Китай. Одновременно Япония заключила похожие, хотя и более ограниченные, соглашения с Индией, Южной Кореей, Индонезией и Филиппинами. Япония также проявила интерес к присоединению к ASEAN.

Что это означает для американской валюты?

Это означает, что два крупнейших иностранных держателя долгов и долларов США – Китай и Япония – скоро будут в состоянии подключиться к экспортным рынком, гораздо более выгодным, чем Америка, и что вся это торговля будет происходить в валютах, отличных от доллара. Это означает конец доллара как резервной валюты в Азии.

«Теперь, когда мы уверены, что две крупнейшие экономики мира готовы отказаться от доллара, я могу сказать с полной уверенностью, что мы вступили на первый этап катастрофической фазы экономического краха», – пишет Брэндон Смит (Brandon Smith) на американском Интернет-ресурсе «Activist Post».

«Это бегство от доллара, а также от евро, от кризиса, за последствия которого Китай и Япония не хотят платить», – пишет итальянская газета «L’Occidentale». Показательно, что союзник США – Япония «предала» доллар первой по вполне понятной причине: после падения доллара ей больше, чем другим, потребуется новая мировая валюта, позволяющая экспортировать свои машины и импортировать еду.

«При дальнейшем проведении правительством Китая курса экономических реформ юань может стать резервной валютой Международного валютного фонда». С таким заявлением в Пекине выступила глава МВФ Кристина Лагард. «Лагард лоббирует юань в качестве резервной валюты МВФ», – так откликнулись на слова главы МВФ экономические эксперты.

А это Вам не просто сотрясение воздуха. Кристина Лагард должна помнить, что заявления её предшественника Доминика Стросс-Кана о необходимости новой мировой валюты вместо доллара стоили ему места главы МВФ, однако она, как профессионал, не может не видеть, что происходит…

Американцы всего этого терпеть, естественно, не желают, и на ноябрьском заседании АТЭС президент Обама жестко заявил президенту КНР Ху Цзиньтао, что Китай должен играть по правилам мировой торговли и вести себя «как взрослый».

Только вот «времена меняются», и Пекин в ответ не стал кланяться по-восточному, а предупредил «не по-детски», чтобы США не «политизировали» валютный вопрос. А некоторые китайские экономисты в ответ указали американцам на то, что Япония и Швейцария также вмешиваются в ход событий на валютных рынках, но почему-то не навлекают на себя гнев Вашингтона. И что двойные стандарты здесь не проходят.

Да-да, Швейцария тоже «отличилась» с точки зрения Вашингтона! Там желают возврата своего золота из США, где хранится его часть. Целью нового закона станет защита золотых активов Национального банка Швейцарии. Закон состоит из трех пунктов: обеспечить хранение национальных запасов золота в самой Швейцарии (т. е. вывоз всего швейцарского золота из хранилища в Форт Ноксе – С. Ф.), запретить Центробанку продажу золота за границу (дома целее будет), а также установить размер доли золота в общем объеме золотовалютных резервов страны минимум в 20%.

За Швейцарией, и Германия выступила с требованием вернуть её золото из американских запасников. Вернут ли?..

Дальше – больше. Денежная политика США, которая призвана стимулировать экономический рост внутри страны, вредна для развивающихся стран, считает президент Бразилии Дилма Руссеф. «Монетарная политика американских властей препятствует экономическому росту в развивающихся странах», – заявила Дилма Руссеф во время своего визита в США 10 апреля. Министр финансов Бразилии Гвидо Мантега в связи с этим повторил своё высказывание о начале «валютной войны», сделанное впервые в 2009 году. Он добавил, что Бразилия будет защищаться всеми доступными методами.

«Демарш руководства Бразилии показывает, что осталось не так уж и много времени, чтобы начать выработку новых международных финансовых правил. Старые уже мало кого устраивают», – пишет Михаил Хазин.

Инициативы вынужденные и осознанные

Интересная история разворачивается вокруг санкций США против Ирана. Как сквозь асфальт пробиваются ростки молодого кустарника, так и через американские запреты пробиваются новые формы и методы ведения международной торговли.

Чем давят США на Иран в финансовом плане? Блокировкой банковских трансакций. Международная межбанковская процессинговая система SWIFT перестала обслуживать иранские банки.

США хотят отрезать иранские банки от этой системы, что по существу делает невозможным для кого-либо в Иране и за его пределами посылать и получать денежные средства. У Ирана деньги есть, но перевести их в зарубежный банк в счет оплаты за покупку даже еды и медикаментов Иран не может – каналы межбанковских переводов для него заблокированы. Что ему делать?

Создавать новые финансовые связи, не попадающие под западный контроль! Эти запреты уже объединяют некоторые страны для создания альтернативы SWIFT, что, в конце концов, подорвет западный контроль над мировыми финансами.

Единственный способ предотвратить нежелательное для Запада развитие событий – это война. Саддам Хусейн и Каддафи задумывали выскользнуть из-под финансового контроля Запада и поплатились за это своими жизнями и разрушением собственных стран.

Но «времена меняются»! Иран, а уж тем более страны-участницы БРИКС, с которыми у Ирана остаются нормальные деловые отношения, на испуг не взять, войной не подчинить.

Запад в замешательстве… А в это время разворачиваются совсем не «духоподъемные» для него события.

Вот один из сценариев разыгрываемого у нас на глазах действа под названием «Ирану санкции не страшны!»

В начале января 2012 года информационные агентства распространили сообщения о том, что Тегеран и Москва отказались во взаиморасчетах от долларов и евро и переходят на рубли и риалы.

Новое торговое соглашение, заключённое между Ираном и Индией, гарантирует оплату 45% иранского импорта нефти в рупиях, остаток средств остаётся в индийских банках в качестве оплаты экспорта в Исламскую республику.

Иран закупил около 1,1 млн. тонн зерновых и пшеницы на международных рынках – в том числе продукции, произведённой в Германии, Канаде, Бразилии и Аргентине – за которую было заплачено целиком в валютах, отличных от доллара.

Иран начинает вести внешнюю торговлю новыми методами. Комбинация осуществляемых действий Ирана для обхода режима санкций уже открывает неожиданные возможности, которые были за рамками воображения всего лишь несколько лет назад!

Только представим себе, пишет китайское издание «4th Media», возникновение, скажем, региональных экономических центров, на базе валют региональных держав, где бартерная торговля природными ресурсами, товарами и услугами становится таким же обычным явлением, как трансакции, связанные с переводом валюты.

И где тут место для доллара? А вот для юаня в этой ситуации место есть – да ещё, какое комфортное!

Теперь добавьте к иранским вынужденным инициативам осознанные инициативы России.

Китай и Россия отказались от доллара в двухсторонней торговле.

Индия и Россия обсуждают переход на торговлю в рублях.

Россия договорилась с Белоруссией об оплате в рублях российских нефти и газа.

Соглашение об использовании национальных валют при взаиморасчетах достигнуто между Россией и Вьетнамом.

И, наконец, Событие, которое почему-то прошло мимо внимания ведущих СМИ. 16 августа 2011 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже была заключена первая сделка по продаже сырой нефти за рубли. На бирже планируют по мере роста торгов нефтью «приступить к расчету ценовых индексов стоимости российской нефти на основе биржевых и внебиржевых сделок, а также запустить производные инструменты на нефть», – сообщили «Аргументы Недели».

Проще говоря, Россия расширяет международные торговые операции с использованием национальной валюты – рубля. А продажа нефть за рубли – это вообще новое слово в нефтяной торговле! При всех сложностях и противодействии, которые, естественно, возникли на первых порах.

БРИКС отказывается от dollar’а

К этому шло. Американцы ворчали, но надеялись на лучшее. Теперь им надо готовиться. Если не к худшему, то к чему-то совершенно новому. Как написал когда-то один коллега по поводу новой конфигурации сил в одном из регионов мира, «это – нечто совершенно иное».

Да уж. Тут не о регионе отдельном речь идет, а обо всей мировой финансовой системе, которая сама вскоре имеет шанс превратиться в «нечто совершенно иное».

Речь идет о том, что страны БРИКС уходят от доллара.

Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка подписали на последнем саммите в Нью-Дели документ о взаимном предоставлении кредитов в национальных валютах.

Важность, масштаб и ценность этого меморандума таковы, что некоторые комментаторы назвали дату его подписания днем начала новой финансовой эры.

Давайте взглянем на детали этого решения, которое открывает далекоидущие перспективы, и послушаем, каких оценок заслужили делийские договоренности глав государств БРИКС.

В Делийской декларации, принятой по итогам саммита, подчеркивается «готовность стран БРИКС находить решения глобальных проблем». Среди главных тем экономических дискуссий: укрепление позиций БРИКС в мире, а также реформа Международного валютного фонда.

Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР могут уже в ближайшие годы отказаться при взаиморасчетах от доллара и создать собственный Банк развития. Подписанное в рамках саммита БРИКС соглашение о предоставлении кредитов в нацвалютах – первый шаг к этому, подтвердил на саммите Президент России Дмитрий Медведев.

В рамках саммита было подписано два документа – Генеральное соглашение о предоставлении кредитов в национальных валютах и Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов в рамках механизма межбанковского сотрудничества БРИКС. Документы предусматривают создание базовых механизмов для осуществления расчетов и финансирования проектов в национальных валютах между уполномоченными банками государств-участников БРИКС.

Главной темой переговоров – главным пунктом, по которому мнения этих государств совпадают – было то, что через 8 лет, к 2020 году, на долю этих пяти стран, по прогнозам, будет приходиться 50% мирового ВВП. Так что это настоящий экономический альянс, и поэтому больше всего здесь обсуждали идею создания банка развития БРИКС и возможную альтернативу доллару, как мировой резервной валюте, — сообщал из Нью-Дели корреспондент телеканала Russia Today.

Банк развития Китая (CDB) намерен выдавать странам БРИКС кредиты в юанях. По условиям соглашения, CDB будет кредитовать банки стран-партнеров в юанях, а те, в свою очередь, начнут выдачу займов в национальных валютах, пишет лондонская газета «The Financial Times».

Со ссылкой на подсчеты «Morgan Stanley», газета отмечает, что в настоящее время доля юаня в торговых операциях КНР на территории Азии составляет 13%, а прогноз таков, что к 2015 году этот показатель вырастет до 50%.

«Соглашение стран БРИКС по созданию кредитных линий за пределами доллара США представляет собой дополнительный шаг в сторону от американской валюты», – отмечает «The Financial Times».

Подписанные документы – это, действительно, первый шаг на пути отказа от доллара во взаимных торговых расчетах между странами-членами саммита, подтвердил «РБК daily» помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. Минфинам поручено проработать к следующему саммиту вопрос создания Банка развития БРИКС.

На фоне остального мира, борющегося с финансовым кризисом, экономическое влияние стран БРИКС выглядит огромным, а бизнес между этими странами выглядит процветающим. «БРИКС стала важной движущей силой мировой торговли, мировой экономики. По оценкам МВФ, на нашу долю придется более половины глобального экономического роста к 2015 году – 56%», – отметила Президент Бразилии Дилма Руссеф. Вместе эти страны составляют на сегодняшний день около 40% всей мировой экономики, в них проживает почти половина всего населения земного шара. В 2011 году объём торговли внутри БРИКС вырос на 28% и сейчас составляет примерно 230 миллиардов долларов.

Как пишет в своей статье, опубликованной в газете «Hindustan Times» Брахма Челлани из Центра политических исследований, «группировка стран БРИКС представляет собой более четверти суши, более 41 процента населения, почти 25 процентов мирового ВВП, и почти половину всех валютных и золотых резервов. Блок БРИКС представляет собой первую серьёзную «не западную» инициативу в мире после холодной войны».

В итоговой декларации делийского саммита обозначена и еще одна претензия пяти стран. В документе говорится, что новый глава Всемирного банка должен быть выбран из числа представителей развивающихся стран. «Кроме того, новое руководство Всемирного банка должно трансформировать банк в многосторонний институт, действительно учитывающий мнения всех его участников, в том числе – по вопросам структуры его управления, отражающей нынешние экономические и политические реалии», – следует из текста итоговой декларации.

Лидеры БРИКС уже не просят – они требуют! Позиция пятерки от саммита к саммиту становится все более наступательной.

Что делать?

Справедливости ради, можно сказать о том, что содержание данного материала спокойно укладывается в одну фразу: «Страны мира начали отказываться от доллара». Да, лапидарность порой полезна. Да, ещё Козьма Прудков утверждал, что «краткость – сестра таланта». Да, мы знаем из редакционной жизни, что та же «краткость – теща гонорара». Но…

Представленный Вам обзор фактов и мнений на предложенную тему интересен, как минимум, тем, что в нем проЯВЛЯЮТСЯ позиции разных стран, тем, что из массы сообщений вырастает образ происходящего в мировых финансах и прообраз их будущего.

У автора есть коллеги, которые и слышать не хотят о том, что «доллар на грани». Они в него верят, хотя далеко не все из них обладают какими-то накоплениями американской валюты, чтобы опасаться потерять всё в случае неблагоприятного исхода. Они просто не могут себе представить, что доллар болен и слаб. И они совсем не одиноки в своих убеждениях.

Но те проблемы мировых финансов, что копятся и не решаются, все равно должны привести к осмыслению происходящего и поискам выхода. Уверенность в непогрешимости доллара – вещь хорошая, но, как говаривал один из литературных героев: «Вера крепка делами».

Вот к делам напоследок и вернемся. Что делать-то?.. «Куды бечь?»

«Миру нужна не новая валюта, а новая единая мера стоимости, – уверен один из блогеров. – Многие века такой мерой стоимости было золото. И это было стабильно. Потом золото заменил доллар, и настало время безумных спекуляций… Новая валюта проблемы не решит, а всего лишь её отодвинет. Нужна новая мера стоимости. Нужно что-то более широкое, чем золото/серебро, возможно, несколько десятков реальных вечных ценностей».

«Нужна твёрдая идея в мире, который отчаянно её ищет, чтобы начать скрипучий переход к новому глобальному порядку, – вторит ему коллега по блогосфере. – Развивающиеся экономики десятилетиями «подкусывают за ноги» руководящие мировые организации, требуя, чтобы их впустили в священные залы постоянных членов Совбеза ООН, добиваясь места за главным столом в МВФ, Всемирном банке, ВТО.

А когда не так давно европейские лидеры пришли на встречу G-20, умоляя подать что-нибудь «на бедность», страны БРИКС поднялись и, позевывая, произнесли коллективное «нет». Эта встреча ознаменовала перемену их судьбы, и родилось убеждение, что они могут обрести свой собственный путь. Продолжение последовало быстро – страны БРИКС впервые выступили с единым заявлением по международной тематике – в ноябре прошлого года по Сирии. У них Идея созрела! Они видят будущее!»

Несколько последних лет показали, что нет глобального финансового руководства, способного оттащить мир от пропасти. А ведь нужно сделать очень важный шаг – менять глобальный экономический порядок.

Но как это может состояться без вменяемого руководства и ясного понимания, куда идти?

Можно предполагать, что Новый глобальный экономический порядок будет неординарным, возможно, региональным, и уж точно – неожиданным.

Уже сегодня мы видим, что Иран обходится без системы SWIFT; Китай с Японией обходятся без долларов; страны БРИКС культивируют собственные деньги и требуют место руководителя Всемирного банка; Россия начала торговать нефтью за рубли; Бразилия настаивает на выработке новых мировых финансовых правил и т.д., etc.

Звучит как «нечто совершенно иное»? Возможно…

Не станем забывать, что иногда для перехода к новому достаточно двух простых вещей – стремления к переменам и… удобного переломного момента.

Кажется, звезды сходятся?..