https://www.funkybird.ru/policymaker

Навальный: сейчас нерв политической борьбы — Астрахань

Политик и блогер Алексей Навальный рассказал Firstnews, почему очаги народного недовольства начинают разгораться в регионах России, как местные жители относятся к десанту московских оппозиционеров. По его мнению, к политическим протестам вскоре присоединятся протесты социальные.

Почему в Астрахани и многих других российских городах люди не рискуют открыто протестовать?

Все привыкли, что все решается в Москве. Это идет, в том числе, от отмены выборов губернаторов, фальсификаций выборов мэров или замены их сити-менеджерами. Это приводит к политической апатии, но еще несколько месяцев назад такая же ситуация была и в Москве. Митинг даже в несколько сотен человек казался из ряда вон выходящим событием. Однако многое меняется: сейчас нерв политической борьбы переместился в Астрахань.

Куда он может переместиться потом?

Сложно сказать, но в этой политической системе мы обречены на появление горячих точек. Она давит на независимых кандидатов. С одной стороны власть приоткрывает щели: упрощает регистрацию партий, возвращает выборы губернаторов, но она будет делать все, чтобы контролировать высокие посты. Беспредельщики на местах будут продолжать беспредел, люди будут продолжать протесты.

Московские десанты оппозиционеров могут пробудить эти протесты?

Могут пробудить, главное, чтобы они не были политтехнологическими. Люди понимают, что в Москве их поддерживают, готовы приехать к ним за свои деньги. Из разговоров видно, что астраханцы думают, что о ситуации с выборами мэра у них в городе никто не знает. Поэтому важно, чтобы они увидели мифических москвичей, мифическую политику, показать, что ситуация в Астрахани всех волнует.

Судя по тому, что активисты Наших прилетели в Астрахань на самолете, ситуация взволновала и власть.

Видимо, в центре решили таким образом укрепить кадры, поддержать местных Наших более тренированным федеральным десантом: они поняли, что снимать на айпад, как это делают астраханские наши, неудобно, поэтому снимают на видеокамеры.

В арсенале власти не так много инструментов, прокремлевские движения один из них. Почему-то преследование одного оппозиционера, задавание ему глупых, однотипных вопросов считается эффективной работой. Но власть не формирует этим повестку дня…

Возможно ли повторение московских многотысячных митингов?

Что-то должно произойти. Пока никто не понимает, как двигается этот протест, скорее всего, он волнообразный. Эти волны никто не контролирует, никто не организовывает, а значит, никто не может предсказать. Разве кто-то рассчитывал, что на первый митинг на Болотной придет столько людей? Протест – это вышедшая из берегов река, в каких-то местах она бурлит больше, в каких-то меньше, но ее уже не остановить.

Но протесты в Москве называли элитными?

В Астрахани протест не более элитарен, чем в Москве: это не хипстеры, и вряд ли человека, читающего интернет, блоги можно только на основании этого отнести к элите.

Молодых тоже много. Это поколение советского беби-бума – людей 25-30 лет, это новое явление. До этого на митинги ходили люди 50-60 лет.

Осенью после повышения тарифов ЖКХ могут начаться социальные протесты. Каковы перспективы их соединения с протестами политическими?

Протесты, которые идут с начала декабря не несли никакой социально-экономической подоплеки, это чистые, голые протесты. Посмотрим, сможет ли социальный протест соединиться с политическим. Мне кажется, это случится. Социологи уже прогнозируют протесты в малых городах.

Оппозицию упрекают в отсутствии политической программы, так ли это?

Шеин шел с позитивной программой, люди понимали это. Так же было и в Ярославле. Так что позитивная повестка есть, есть люди, которые специализируются в конкретных направлениях, знают, что делать. За позитивной повесткой дело не станет.