https://www.funkybird.ru/policymaker

Не надо бояться человека без ружья

Любимая нынче тема прикормленных Кремлем политологов (Орлов, Радзиховский) — спад протестных настроений. Дескать, после «выборов» гражданская активность закономерно пошла на убыль, волна улеглась, и лишь легкая обычная рябь гуляет по нашему извечному болоту…

А, по-моему, все эти усыпляющие мантры — просто самогипноз, защитная реакция охваченного паникой сознания. И ничего у нас тут не улеглось, а ровно наоборот — набухает и набухает. Причем, противостояние между обществом и властью уже возникает по всей линии соприкосновения. Буквально на каждом участке. Будь то скандал с Pussy Riot или голодовка протеста в Астрахани. А чего стоит шквал уничтожающей критики, обрушившейся в последнее время на крупнейшую в России посредническую компанию — РПЦ. А победа в Ярославле, а «белые леточки» на Красной площади… И все больше становится людей, которым просто невыносимо унизительно сознавать, что Путин пришел еще на Бог знает сколько лет. А главное — они не собираются мириться с этим унижением. А другие, в той или иной форме поддерживающие нынешнюю власть, сотрудничающие с ней, уже понимают (а главное — ощущают), что такое их поведение напрямую ведет к репутационным издержкам (скандал на церемонии вручения премии «Ника»). Что еще чуть-чуть, и с ними перестанут здороваться приличные люди, откажут от дома…

Однако понятно, что во всей этой нашей весенней духоподъемной истории есть одна ключевая дата — 7 мая. Сразу оговорюсь — я, к сожалению, не принадлежу к числу тех оптимистов, которые верят, что мы действительно «не пустим Путина в Кремль». Боюсь, что все же пустим. Я так же не думаю, что нам действительно удастся организовать «Марш миллионов». (Понятно, что это связанные вещи. Если 6-7 мая на улицу выйдет миллион москвичей, то Путин на пушечный выстрел к Кремлю не подберется.) Но это вовсе не означает, что в указанные даты следует остаться дома. По-моему, как раз — ровно наоборот! Потому что главную битву — за чувство собственного достоинства — мы вовсе не проиграли. А это, поверьте, такая штука, за которую стоит драться. И 6-7 мая главное, что я буду делать на улицах и площадях города, в котором родился, так это отстаивать чувство собственного достоинства. Следовательно, сам факт выхода на площадь будет означать победу. Да, пока, наверное, только моральную. Но зато — совершенно безусловную. И она, эта победа, даст нам силы для дальнейшего противостояния воровской нелегитимной власти. Потому что неважно, состоится их гнусный праздник 7-го мая или не состоится, но жизнь-то не кончается, и мы с вами никуда из России не уезжаем.

Накануне этих важных дат в медийном пространстве вновь возникла дискуссия по поводу преимуществ «эволюционного» пути развития над «революционным». Как будто кто-то спорит. И все же…

Друзья мои, давайте будем честными друг с другом. Кто, скажите мне (а главное, куда), должен эволюционировать? Давайте зададимся простым вопросом — Путин во что может эволюционировать? Слушайте, даже самые ярые приверженцы теории эволюции признают, что никогда ни одна лошадка не превратилась в кошечку. «Боже упаси! — говорят мне апологеты «мирного развития». — Путину в наших раскладах места нет! Власть будет как-то так эволюционировать, что извергнет его из себя. В результате нашего, разумеется, давления». Может, оно и так, конечно… Но только давайте сначала начнем давить без остановки. А потом посмотрим, что там у них наверху будет происходить.

И пора уже перестать шарахаться от слова «революция»! А как, позвольте вас спросить, нам прикажете решать вопрос о власти в стране, в нашей стране, в которой народ лишили абсолютно всех рычагов влияния и в которой, в принципе, исключена даже возможность мирного волеизъявления граждан? И оно, это волеизъявление, сегодня в России вообще нигде и никем не учитывается! И не надо нас загонять в этот терминологический тупик! Потому что я утверждаю — мирная ненасильственная революция лучше во сто крат вооруженной кровавой эволюции! (Например, когда убивают Сергея Магнитского или Юрия Червочкина — это тоже «эволюция режима»?)

Мне представляется, что ключевые слова тут — «мирная» и «ненасильственная». Про это много раз говорила оппозиция: мы ни при каких условиях не станем применять силу и не возьмем в руки оружие. Но придет час, и мы все равно сметем эту власть…

Это случится, когда мы выйдем на площадь, нас будет много, и мы будем готовы. Готовы не в смысле наличия детального плана. Он-то как раз, я думаю, в этой ситуации не нужен. Готовы внутренне, готовы морально. Вот такие три необходимые условия.

Мы вышли на Сахарова, нас было много, но мы не были готовы. Прошло несколько месяцев. Готовы ли мы сегодня? Не знаю, посмотрим… Собственно говоря, 7 мая и посмотрим…