https://www.funkybird.ru/policymaker

О чем Путин не захотел говорить в своем отчете в Думе

Буквально на дняхМинэкономики опубликовало отчёт, согласно которому только в 2011г. объём заказов, размещённых государственными ведомствами без конкурентной борьбы,превысил отметку в 3,4 трлн. рублей.

Другими словами, более 41,4% из 8,3 трлн.рублей, выделенных государством на реализацию закупок и выполнение подрядных работ, было потрачено на совершение крайне непрозрачных и коррупиогенных сделокс одной единственной фирмой, участвовавшей в процедуре конкурсного отбора. Согласноотчёту Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), половинасделок общей стоимостью свыше 1 млрд. рублей осуществляется с нарушением законао конкуренции.

В глаза бросается лавинообразный рост потенциально коррупциогенных сделок — если в 2010г.,согласно официальным данным Министерства экономики, объём неконкурентныхгосзакупок не превышал 336 млрд. рублей, а его доля в госзаказе не поднималасьвыше 13,5%, то по итогам 2011г. объём такого рода сделок вырос более чем в 10раз. Одновременно с этим даже крайне политкорректная Счётная Палата былавынуждена признать скачкообразный рост нецелевого расходования бюджетныхсредств с 484 млрд. рублей в 2010г. до 718 млрд. рублей по итогам 2011г.

И это минимальнаяоценка воровства и казнокрадства — по экспертным оценкам ежегодные потери российскойэкономики от коррупции превышают отметку в 3,5-7% ВВП или 2-4 трлн. рублей. Неслучайно доля теневого сектора превышает по официальной статистике 17% ВВП, а вдействительности зашкаливает за 35-40%. При этом ежегодный объём рынкалегализации преступных доходов и «обналичивания» превышает 5 трлн. рублей или10% ВВП. Ежегодные темпы роста рынка «обналичивания» и вывоза капитала воффшорные гавани со стороны сырьевых олигархов и коррупционеров превышают25-30%. Только за последние 2,5 года количество фирм-однодневок, попавших вполе зрения крайне нерасторопных правоохранительных органов, увеличилось в 2раза. Не вызывает никакого удивления ситуация, когда вице-премьер Зубковоценивает незаконный вывоз капитала в 1 трлн. рублей, премьер говорит о системнойкоррупции, президент негодует многолетним срывом гособоронзаказа, а противвице-премьера Шувалов, обвиняемого в злоупотреблении служебными полномочиями иинсайдерской торговлей ценными бумагами, даже не проводят следственнуюпроверку. Точно также удалось уйти от ответственности либеральным«реформаторам», в 1990-е годы окунувших страну в нищету и уничтоживших всюпромышленность.

В условиях, когда41% совокупного государственного заказа и 90% гособоронзаказа размещаются узаранее определённых коммерческих структур, зачастую аффилированных счиновниками, с нарушением всех возможных процедур конкурсного отбора, то впринципе не стоит удивлятьсябеспрецедентному бегству капитала из России и усиливающейся социальнойполяризации населения. Уже сегодня более 70% населения России согласно даннымРосстата живут менее чем на 15 тыс. рублей, а 50% населения, согласноисследованию Института Социологии, находятся в зоне бедности. При этом разрыв вуровне доходов 10% самых обеспеченных и 10% малоимущих слоёв населениянеуклонно нарастет и согласно официальной статистике превышает 16,5 раз, а сучётом прочих доходов (дивидендов, ренты, процентов и т.д.) разрыв превышает 40раз по России и 85 раз по Москве.

Только запоследние 3,5 года российскими сырьевыми монополистами и коррумпированнымичиновниками было выведено из России более $340 млрд. — 100% федеральногобюджета и 18% ВВП России в 2011г. При этом только в первом квартале 2012г. подразговоры о привлечении иностранного капитала и при полном попустительстве властейиз страны в спешном порядке было выведено более $35,1 млрд. Это практически в 2раза превышает показатель 2011г. ($19,8 млрд.) исопоставимо с уровнем января-марта кризисного 2009г. ($35млрд.), когда российские госбанки увели на валютный рынок 4,6 трлн. рублейбюджетных средств.

Однако наибольшие опасения вызывает тотфакт, что на протяжении 2007-2011гг. ежегодный статистически учтённый БанкомРоссии незаконный вывоз капитала зарубеж варьируется в диапазоне $27-35 млрд. и с ним никто даже не думаетбороться. Только в 2011г. из России коррумпированными чиновниками, криминалом,а также сырьевыми и инфраструктурными монополиями было вывезено за рубеж посомнительным операциям более $32,2 млрд.Это огромная сумма, превысившая суммарные расходы федерального правительства РФв 2011г. на науку (553 млрд. рублей) и здравоохранение (499,6 млрд.). Её вполнедостаточно, чтобы в 4 раза нарастить крайне низкие расходы на ЖКХ (279 млрд.рублей), модернизировать изношенную на 75-85% жилищно-коммунальную инфраструктуруи расселить как минимум миллион человек из аварийного и ветхого жилья.

Только за период 2007-2011гг. из России врамках сомнительных операций было выведено более $163,7 млрд. — 10% ВВП и 50%федерального бюджета России в 2011г. На эти средства можно было при желаниипровести комплексную модернизацию всей экономики, осуществить капитальныйремонт изношенной на 75-85% транспортной, энергетической и жилищно-коммунальнойинфраструктуры на При этом объём потерь от несвоевременно полученнойэкспортной выручки и предоплаты по импортным контрактам превысил $58,6 млрд.(1,72 трлн. рублей), что эквивалентно суммарным расходам правительства наподдержку экономики в 2011г. Ещё $27 млрд. или 1 трлн. рублей потерялароссийская экономика за последние 5 лет от неполученных услуг в счёт переводасредств по импортным контрактам.

Однако наибольшие масштабы хищений,легализации преступных доходов и незаконного вывоза капитала наблюдаются врамках трансграничного перевода средств по фиктивным операциям с ценнымибумагами — только в 2011г. чистые потери от финансовых преступлений превысили $15,8млрд. (превышает расходы на медицину), а за период 2007-2011гг. перевалили заотметку в $82,5 млрд.или 2,4 трлн. рублей. Если бы нынешние власти всё-таки решились наступить накарман финансовым спекулянтам, коррумпированным чиновникам и сырьевымолигархам, ежегодно выводящим в оффшоры до 5% ВВП, то этих средств вполнехватило бы, чтобы 3 года покрывать дефицит Пенсионного фонда, без повышенияпенсионного возраста, пролонгации рабочего дня до 10 часов и увеличения налоговогобремени на несырьевые производительные секторы экономики.

Совершенно удручающим является масштабфиксируемого, но нераспознаваемого незаконного вывоза капитала по статье«чистые пропуски и ошибки» платёжного баланса России, который по идее долженсводиться с нулевым сальдо, но в России уже много лет сводится с хроническидефицитом в $8-13 млрд. или 250-410 млрд. рублей. Только по итогам 1-го кв. поэтой статье из России было вывезено более $6 млрд. или 180 млрд. рублей, чтолишь немногим меньше итогового результата 2010г. в $8,3 млрд. и превышаетсовокупные расходы федерального бюджета на спорт, культуру и молодёжнуюполитику.

За последние 5 лет совокупный объёмнезаконно утекшего в фешенебельные страны капитала только по этой статье превысилотметку в $44,6 млрд. или 1,3 трлн. рублей. Вкупе с незаконным выводом капиталачерез фиктивные внешнеторговые операции, а также мошеннические сделки с ценнымибумагами из России за последние 5 лет при полном попустительстве властей утеклоболее $208 млрд. Именно эту цену заплатила российская экономика только запоследние 5 лет за хроническое нежелание властей бороться с коррупцией,ограничивать беспредел монополий и сокращать масштабы незаконного вывоза«нефтедолларов» в оффшорные юрисдикции.

За период 2000-2011г. только официальныемасштабы незаконного вывоза капитала из страны превысили отметку в $355,9 млрд.или 10,6 трлн. рублей. Это превышает 18% ВВП России и сопоставимо с величинойфедерального бюджета России в 2011г. и совокупными капитальными вложениями всехсекторов экономики в основные фонды в 2011г. На эти средства можно было удвоитьнорму накопления основного капитала с нынешних 17% до критически необходимых36% ВВП, провести комплексную модернизацию изношенной на 75% инфраструктуры и возродить наукоёмкиепроизводства, объёмы выпуска которых недотягивают до 30% 1990г., а загрузка мощностей не поднимается выше 40%.

Лишь благодаря ограничению незаконноговывоза капитала можно было бы нарастить расходы на науку с нынешних 1,2% ВВП досопоставимых с США и Японией 3,5-4% ВВП, увеличить поддержку сельскогохозяйства с мизерных 0,6% до общеевропейских 1,5-2% и способствоватькомплексному техническому перевооружению обрабатывающей промышленности на базетехнологий нового и новейшего технологических укладов.

Однако сверхприбыли от распродажи природныхнедр утекают на оффшорные счета российских сырьевых монополистов икоррумпированных чиновников и направляются на демонстративное потребление,тогда как несырьевые секторы экономики задыхаются от неподъёмных тарифовмонополий, коррупционных поборов, неконтролируемого наплыва дешёвого импорта икрайне высоких ставок по кредитам, превышающим в 1,5-2 раза уровеньоперационной рентабельности в обрабатывающих производствах.

Для того, чтобы остановить бесконтрольныйвывоз в фешенебельные страны природной ренты узким кругом сырьевых монополистови коррумпированными чиновниками, а также перестать проедать национальноебогатство необходимо в кратчайшие сроки возродить валютное регулировании иконтроль, восстановить принудительную продажу экспортной выручки (до 75%валютных поступлений) и ввести разрешительный характер открытия счетовроссийскими юридическими и физическими лицами в зарубежных банках. Такженеобходимо ввести обязательное резервирование до 75% от суммы предоплаты иавансов по импортным операциям, наложить ограничения на трансграничное движениекапитала (особенно спекулятивного) и ввести жёсткий контроль над расходами иимуществом чиновников, а также их родственников и деловых партнёров.