https://www.funkybird.ru/policymaker

Ядерная программа Ирана: доказательств нет — только подозрения

Ядерная программа Ирана по-прежнему остается в фокусе пристального и, скажем прямо, враждебного внимания США, их западных союзников, Израиля и арабских стран Персидского залива. Однако ЦРУ пока не обнаружило никаких свидетельств, указывающих на развитие программы создания ядерного оружия. Как выяснилось, нет данных на этот счет и у израильского «Моссада».

В стремление своего руководства создать атомную бомбу иранцы не верят и отметают обвинения Запада. Они просто не видят врага, против которого могло бы быть использовано злополучное атомное оружие. Опыт более чем 30-летнего противостояния Исламской Республики с одной из ведущих ядерных держав — Соединенными Штатами убедил иранское общество в том, что обладание ядерным оружием не дает гарантий, ибо вероятность его применения сведена до минимума. Иранцы считают, что «атомные страшилки» нужны, скорее, Вашингтону для сдерживания России и Китая.

Заявления иранских официальных лиц о том, что никакие санкции не заставят их страну отказаться от продолжения исследований в ядерной сфере, не вызывают отторжения в иранском обществе. Овладение ядерной энергией — атрибут национальной гордости. В Тегеране любят подчеркивать, что количество стран, способных освоить ядерный цикл, в мире ограничено. В среде правящего духовенства успехи в развитии ядерной энергетики, также как и прогресс в космической программе, высоко оцениваются ещё и потому, что это не только поднимает международный престиж государства, но и доказывает эффективность исламских режимов в мусульманских странах вообще.

Изменить что-либо в таком подходе смогли бы неопровержимые доказательства наличия военной составляющей атомных исследований Ирана. Несколько дней назад глава МИД России Сергей Лавров в интервью афганскому телеканалу «Толо» совершенно определено указал на то, что «какие-либо доказательства проведения Ираном работ по созданию ядерного оружия отсутствуют».

Газета The New York Times в это же время отмечала, что ЦРУ отслеживает с помощью различных технологических средств иранские действия по обогащению урана и разработке ракетных технологий. Среди этих мер — электронное наблюдение, прослушивание телефонных разговоров, анализ радиолокационных и цифровых изображений ядерных объектов, размещение датчиков вблизи подозреваемых объектов и использование беспилотных летательных аппаратов над секретными объектами. Однако пока не обнаружено никаких свидетельств, указывающих на развитие программы создания ядерного оружия. Как выяснилось, нет данных на этот счет и у израильского «Моссада». Несмотря на всё это, американские и израильские политики по-прежнему заявляют о возможности превентивного удара по Исламской республике — в наказание за желание заполучить атомную бомбу, а также за спонсорство международного терроризма (что, впрочем, тоже не доказано).

«Перекрыть кислород» на участке SWIFT

На этот раз в качестве «кислорода», перекрытие которого наконец-то должно «удушить» исламский режим, избрана, казалось бы, не имеющая никакого отношения к геополитике, стратегии и межгосударственным противостояниям международная межбанковская система передачи данных СВИФТ (SWIFT — Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications). Эта сугубо специализированная процессинговая компания 17 марта этого года ввела в действие запрет на использование своих услуг финансовыми учреждениями Ирана. Банки ИРИ по решению Евросоюза были отключены от системы глобальных взаиморасчетов. «Отключение банков — чрезвычайный и беспрецедентный шаг для СВИФТ», — признает исполнительный директор системы Лазаро Кампос. Безусловно, это — шаг, целиком и полностью компрометирующий солидную межбанковскую систему. Сегодня – Иран, а завтра – любая другая национальная банковская система неугодного Евросоюзу государства.

Через систему СВИФТ ежедневно проходит в среднем 18 млн. платежных поручений между банками и другими финансовыми учреждениями по всему миру. Сейчас сложно найти банк или другой финансовый институт, который бы не был подключен к этой системе. Каждый день объем платежей с использованием кодов СВИФТ, которые фигурируют в 80-90% всех глобальных взаиморасчетов, превышает $6 трлн.

В Евросоюзе уточняют, что от системы будут отключены те иранские банки, которые попали в «черный список» ЕС за финансовое пособничество предполагаемой ядерной деятельности Тегерана. Решение было принято после того, как в Брюсселе постановили ужесточить действие санкций в отношении лиц и организаций, связанных с возможным созданием Тегераном ядерного оружия. Евросоюз в январе объявил о заморозке активов Центробанка Исламской Республики. Кроме того, власти ЕС официально внесли иранскую банковскую организацию Bank Tejerat в «черный список» организаций, с которыми запрещено вести совместный бизнес, а также размещать на его счетах депозиты либо привлекать заемные средства.

Всего в 2011 году около 19 банков и 25 финансовых институтов Ирана обменялись примерно 2 млн. сообщений через СВИФТ. Казалось бы, исключение из СВИФТ коснулось только Центрального банка ИРИ и Банка «Теджарат», которые включены ранее в «черный список». Однако это совсем не так: права выхода на внешние финансовые потоки лишается практически вся банковская система Ирана.

На практике пока это привело к тому, что выезжающие за рубеж на новогодние каникулы иранцы не смогли перевести деньги за оплату гостиниц, авиабилетов, и пр. Одним словом, настоящий новогодний сюрприз от старой и доброй бабушки по имени Европа. Протестный потенциал – налицо, недовольных иранцев, чьи планы так беспардонно и несвоевременно были нарушены, — десятки тысяч. Но «гнев народа» в таком случае только помогает усилению позиций режима внутри страны.

Нельзя игнорировать и того, что жители страны стали конвертировать свои сбережения в твердую валюту, и курс иранского риала упал на черном рынке на 25-30 %, достигнув нового минимума. А поскольку страна в значительной степени полагается на импорт, который на фоне обесценивания национальной валюты сильно подорожал, то стоит ожидать ускорения инфляции, которая и без того достигает 20 %.

Конечно же, понижение уровня жизни вызывает у населения недовольство, но это не сказывается на лояльности режиму.