https://www.funkybird.ru/policymaker

Первый звонок новой экономической политики обнадеживает

Самое неприятное в предвыборных обещаниях, что их надо выполнять. Хотя бы частично. А для этого требуются деньги и довольно немалые. Источник поиска средств лучше любых разговоров и деклараций показывает направление будущей экономической политики. Путин еще не вступил в должность, но предложения, активно подготавливаемые Федеральной Налоговой Службой, говорят о многом.

20 лет современной российской экономики это 20 лет бегства от налогов. В разные периоды использовались более или менее криминальные схемы, но процесс практически не прекращался ни на минуту. И одной из главных черт этого «национального спорта» были и остаются оффшоры. Через них идут импортные и экспортные контракты, через них идет кредитование, через них уходят из страны капиталы. Все эти схемы прекрасно известны. В том числе и налоговикам. Однако, они мало что могли сделать до сегодняшнего дня в практическом плане. И вот сейчас, видимо, мы становимся свидетелями заката эры оффшорных трансакций.

Федеральная Налоговая Служба подготовила предложения по дополнительному налогообложению операций с оффшорами. Главное из них – вычет из налоговой базы при расчете налога на прибыль всех платежей на оффшоры из списка Минфина. А это практически все применяемые сегодня оффшорные юрисдикции. Некоторые из них выглядят вполне респектабельно, если не вникать в детали, например, США, Канада.

Значение этого предложения, которое почти наверняка пройдет Думу «на ура», сложно переоценить. Лишь 25% сегодняшнего импорта проходит по прямым контрактам с производителями. Более половины иностранных кредитов российским компаниям оффшорного происхождения. Почти все иностранные портфельные инвестиции на российском фондовом рынке сделаны оффшорами.

Для людей, далеких от экономических реалий, видимо, стоит пояснить, о чем идет речь. Представим себе какую-нибудь нефтяную компанию. Мы как-то привыкли и спокойно воспринимаем тот факт, что экспортная выручка поступает в страну через 2-3, а то и 6 месяцев после поставок нефти на экспорт. А ведь речь идет о биржевом товаре, расчеты за который происходят в большинстве случаев мгновенно. Добавим к этому, что никакая компания не может позволить себе работать несколько месяцев без денег. Впрочем, она и не работает. Та самая выручка, которая «застряла в пути», на самом деле пришла компании своевременно. Но под видом кредита. За который надо платить проценты. Допустим от 6-8 процентов годовых. Умножаем это на сумму 2-3-х месячной выручки и получаем размер «накрученных» расходов, не подпадающих под налог на прибыль. И ведь это всего лишь одна из самых юридически чистых и легальных схем. Есть и гораздо худшие. И вот теперь все это заканчивается. А заодно заканчивается и миф о том, что наша экономика жива только благодаря западным кредитам. Ведь сейчас все реальные владельцы будут просто вынуждены до принятия указанного законопроекта срочно погасить все кредиты, чтобы не попасть под «оброк».

Но самое интересное начнется потом. Бизнес не может функционировать без денег. А, значит, все «сбежавшие» псевдокредиты должны быть заменены реальными – в России. Или же убежавшие деньги должны вернуться уже не в виде кредитов, а в виде прямых инвестиций. То есть навсегда. Интересно, кто и какой путь выберет. А заодно увидим, кто сколько «накопил» за десятилетия национального ограбления.