https://www.funkybird.ru/policymaker

Признание экс-министра полиции президенту республики

Уходящий в отставку глава МВД Татарстана поведал Рустаму Минниханову о разгуле коррупции.

Похоже, уже ставшая притчей во языцех в российской медиасфере бутылка из-под шампанского, которая фигурировала в скандальном инциденте в казанском ОВД «Дальний» (из серии «садистские будни российской полиции»), не только, фигурально выражаясь, ударила в голову опорожнившим ее извращенцам в погонах: ее эффект оказался гораздо более долгоиграющим и непредсказуемым. В частности, эта история, помимо прочего, немало способствовала «чудесному духовному прозрению» высших чинов МВД, которым по штату положено отвечать за то, чтобы в подведомственных им отделах внутренних дел пустая тара использовалась по назначению, т. е. утилизировалась сугубо цивильным способом.

Как сообщают СМИ, министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров не только посчитал себя недостойным продолжать возглавлять ведомство в ситуации, когда его подчиненные запятнали честь мундира столь непотребным образом, но и решил на прощание явить республике и стране чудо антикоррупционного прозрения. Судя по всему, полицейский чиновник не без пользы для дела провел 14 лет на посту главы МВД Татарстана, собрав настоящее досье, состоящее из компромата на республиканских бюрократов, многие из которых, как выясняется, были замечены в порочащих их коррупционных связях с бизнесом. Судя по всему, лишь «прирожденная скромность» мешала ему сделать это достоянием гласности раньше, чем он решился оставить свой пост.

Как передает ИА Regnum, в ходе очередного заседания Совета при президенте Татарстана по противодействию коррупции Асгат Сафаров не только раскрыл перед президентом Рустамом Миннихановым секрет Полишинеля о том, что коррупционный спрут уже давно и прочно удерживает в своих объятиях значительную часть республиканского истеблишмента, но и сообщил о беспрецедентных фактах взяточничества и злоупотреблений, кумовства, землячества, непотизма и прочих «прелестей» реалий республиканского закулисья. Впрочем, источник агентства не решился озвучить разного рода «пикантные подробности» вроде классического «имена, пароли, явки», ограничившись общим упоминанием схем и объемов хищений. Таким образом, компрометирующие материалы, представленные Асгатом Сафаровым, рискуют, как это подчас бывает в России, подвергнуться «выборочному усвоению», исходя из конъюнктурных политических потребностей и соображений высшего руководства республики…

Если верить экс-главе республиканского МВД, объемы отхожего коррупционного «промысла» в Татарстане исчисляются сотнями миллионов рублей (что по здравому рассуждению тянет разве что на видимую вершину коррупционного айсберга), что подтверждает нарисованный отставным министром коллективный потрет властных мздоимцев и прочих бюрократических греховодников. Обращает на себя внимание, что в черном списке г-на Сафарова практически отсутствует «крупная рыба». Складывается такое впечатление, что коррупционная ржа поразила исключительно низший (муниципальный) и средний (районный) уровни властной вертикали, практически не затронув республиканскую верхушку, поверить во что может разве что самый неисправимый оптимист и обладатель ультрамодных розовых очков.

Как и следовало ожидать, вопреки общераспространенному наблюдению, на детях татарстанских чиновников природа не только не отдохнула, но, можно сказать, напротив, трудилась над статусными отпрысками не покладая рук, поскольку сыновья целого ряда глав районных администраций демонстрируют просто выдающиеся организаторские способности и практически мертвую деловую хватку. Так, как передает ИА Regnum, 21-летнее чадо одного из районных глав оказалось владельцем шести крупных предприятий, задействованных в сферах строительства, ЖКХ и сельского хозяйства. Как нетрудно догадаться, все эти организации на безупречно прозрачных открытых и честных аукционах регулярно выигрывали тендеры на осуществление государственных заказов на капитальный ремонт зданий, поставку сжиженного газа, благоустройство и т. д. Глава администрации другого района также не смог побороть родительский инстинкт с коррупционным душком, порадев «родным человечкам» в приобретении нескольких крупных предприятий ЖКХ. Его вундеркинд 23 лет от роду стал соучредителем одного из предприятий с балансовой стоимостью имущества 28 млн руб., а также предприятий, являющихся монополистами по поставке тепловой энергии.

Неожиданное решение высокопоставленного силовика, покидающего свой пост, предать огласке факты элитной коррупции в Татарстане в интервью KM.RU прокомментировал бывший глава российского бюро Интерпола Владимир Овчинский:

– Я не думаю, что Асгат Сафаров решился озвучить данную информацию только потому, что он покидает свой пост. Просто существует такое понятие – «оперативные данные», т. е. те, которые получены в результате оперативной деятельности. Естественно, что до своей отставки он не мог озвучивать оперативные данные, которые еще только находились в разработке. Это – очень опытный и квалифицированный министр. Конечно, после скандального инцидента в казанском ОВД ему нужно уходить со своего поста. Впрочем, думаю, ему найдут работу в правительстве того же Татарстана, и он еще принесет много пользы по линии борьбы с коррупцией. Другое дело, что в целом тех усилий, которые прилагают российские власти в этом деле, явно недостаточно.

Необходимо вносить системные изменения в уголовное законодательство, в частности, назначать реальное лишение свободы вместо штрафов. Если коррупционер может откупиться штрафом, то смысл такой борьбы теряется. Во-вторых, необходимо в полном масштабе вводить институт конфискации как вид уголовного наказания. На самом деле конфискация имущества является главным средством борьбы с коррупционерами и членами организованных преступных сообществ. Например, у нас конфискация не распространяется на экономические преступления.

Наконец, нельзя не упомянуть контроль над расходами чиновников, что требует соответствующая Конвенция ООН. Вместо этого у нас вводится некий непонятный закон, по которому это все будет разрешаться в гражданско-правовом порядке, в то время как Конвенция предполагает, чтобы статья о незаконном обогащении была прописана в уголовном законодательстве. Если расходы чиновников многократно превышают их доходы, то, когда данный факт устанавливается, возбуждается уголовное дело. Если то же имущество приобретается на незаконно полученные средства, оно конфискуется. Но это можно делать только в уголовно-процессуальном порядке.

К сожалению, те меры по борьбе с коррупцией, которые у нас принимаются, являются половинчатыми, а некоторые из них, напротив, только препятствуют борьбе с ней. В Интернете можно найти массу материалов по фактам коррупции с участием крупных чиновников, однако власти на это не реагируют. По той же нашумевшей истории с первым заместителем председателя правительства Шуваловым генпрокуратура сделала заключение, что он получил все законным путем. Я не знаю, как это назвать, круговая это порука или нет, но это – точно не борьба с коррупцией. Это касается не только Шувалова, но и многих губернаторов, «гениальные» жены которых зарабатывают в год сотни миллионы долларов, и прочих крупных чиновников с детьми и целыми семейными кланами, манипулирующих миллиардными суммами в долларах. Ни в одной стране мира такого нет.

Безусловно, помимо уголовно-правовых мер, здесь должна быть проявлена политическая воля. Если просматривается конфликт интересов, то пусть чиновник уходит с госслужбы и зарабатывает деньги в бизнесе. Либо ты работаешь за достойное вознаграждение от государства, либо получаешь прибыль от всякого рода акций, трастов и офшоров. А за взятки, хищение бюджетных средств и «распилы» нужно сажать, невзирая на чины и лица.