https://www.funkybird.ru/policymaker

Путин отправил Медведева и «ЕР» в свободное плавание

У О`Генри есть известная новелла «Дороги, которые мы выбираем». Лошадь одного из ковбоев, уходящих от погони с захваченной добычей ломает ногу, и он предлагает второму, пристрелив ее, уходить дальше на второй – Боливаре. Второй же убивает и его. Отсюда знаменитая фраза: «Боливар не вынесет двоих». Приходилось произносить ее и Владимиру Путину еще в 2005 году, когда шла речь о цене на газ для Украины.

Точнее, у героя новеллы она звучит так: «Боливар выдохся, и двоих ему не снести».

Вчера, после того, как Медведев выступил с прощальной президентской речью на Госсовете, Путин на встрече с руководителями «Единой России» внес предложение избрать бывшего президента председателем этой партии.

И очень похоже, что это своего рода контрольный выстрел, причем дуплетом: Путин политически пристрелил и Дмитрия Медведева, и «Единую Россию».

Весь прошлый год он нес на себе два эти груза, неумолимо тянувшие его рейтинг вниз. После парламентских выборов он уже максимально дистанцировался в информационном пространстве от «ЕР», равно как и от Медведева. И рейтинг стал выпрямляться. Вся президентская кампания велась уже от имени «Народного фронта». Вместо невнятного единороссовского консерватизма, Путин выступил под заменами социальной справедливости, реиндустриализации и реинтеграции постсоветского пространства. В итоге он выиграл, получив часть голосов левых партий.

Сделав Медведева лидером «Единой России», Путин в нагрузку к посту премьера, которого тот так желал, обременил его непопулярной партией. Согласившись вести на выборы «ЕР» осенью прошлого года Медведев принял на себя ответственность за ее практическое поражение 4 декабря. И даже по официальной версии партия власти тогда не набрала 50 % голосов пришедших на выборы. А с учетом явки она представляет лишь треть избирателей страны. Причем, по опросам принявших участие в голосовании, лишь 5 % избирателей голосовали за эту партию потому, что ее список возглавлял Медведев. За нее как таковую – 19 %. А остальное – это лишь голоса поддержки Путина.

Путин партии с 19 % рейтинга дал председателя с 5 % реального рейтинга. Свой остальной рейтинг он оставил у себя. Пост председателя партии он отдает Медведеву, пост лидера «Народного фронта» – оставляет за собой.

Два всадника, две лошади. Кто есть кто – может рассудить каждый.

Теперь у нас премьер с 5-процентным рейтингом, опирающийся на партию с 19-процентным рейтингом. Премьер, который уже никакой новой партии создать не может и должен держаться в рамках той, которая сломала ногу.

Теперь у нас партия власти, еще имеющая большинство мандатов в парламенте, но практически лишенная шансов подняться и обновиться. Она только начала говорить о необходимости ребрендинга и о левой идентификации, как ей сверху спустили человека либерально-рыночной ориентации.

Конечно, на эмблеме «Единой России» издавна был медведь. Но никто не полагал, что это будет так буквально.

Причем, поскольку авторитетом Путина в этой партии Медведев обладать естественно не будет, и при желании руководители партии всегда напомнят ему о его роли в их поражении 4 декабря, то и управлять «ЕР» ему будет не так просто. При этом за Медведевым всегда будет некий флер человека, чуть было не взбунтовавшегося против Путина.

Медведев неоднократно говорил, что, по его мнению, «Единой России» нужно реформирование. Оно нужно, если не запоздало. Но поскольку Медведев ничего вразумительного сам организовывать не может, он и «Единую Россию» сможет только дезорганизовать. В свою очередь, «Единая Россия» будет злиться на него, саботировать его предложения и постоянно жаловаться на него Путину.

«ЕР» будет тянуть вниз рейтинг Медведева, не давая перейти на более близкие ему идеологические позиции, дискредитируя его в глазах «оранжевых» и прохоровцев. Медведев будет тянуть вниз рейтинг «Единой России», не давая ей привести себя в соответствие с требованиями общества.

Медведев не сможет пойти направо. «Единая Россия» не сможет повернуться налево. Они будут тонуть, взявшись за руки.

При этом нужно иметь в виду, что у «Единой России» в Думе большинства по сути нет. Треть мест в составе своего списка она по требованию Путина отдала «Народному фронту». То есть, грубо говоря, треть мест в ее думской фракции – не ее. Если две трети собственно ее депутатов в рамках партийной дисциплины и должны будут поддерживать Медведева, то остальные будут ориентироваться лично на Путина. И к Медведеву будут настроены, как минимум, очень скептично.

То есть полный контроль за думским голосованием будет лично в руках Путина. И Медведев по любым вопросам сможет даже с формальной точки зрения распоряжаться лишь третью думских голосов.

«Единая Россия» в такой ситуации полностью лишается субъектности. Лишается самостоятельного большинства. Несет груз раздражения общества в адрес Медведева. Ведь если говорить прямо, настроения в пользу возвращения Путина на пост президента были в основном рождены раздражением против Медведева. «ЕР» лишается возможности хотя бы относительной автономии. Лишается статуса «партии Путина», становясь в общественном сознании «Партией сторожей Медведева».

И главное – она лишается последних шансов на реальное обновление и обретение качеств полноценной политической партии, не служащей власти, а ориентированной на борьбу за реальную поддержку граждан. Это как если бы роту мушкетеров короля преобразовали в отряд охраны младшего принца, о котором идет слава, что он мечтает захватить корону, но при этом в народе предельно непопулярен.

Путин снял с себя два обременявших его груза, связал вместе и кинул в реку – может и поплывут. Чудеса действительно бывают, но, похоже, с таким довеском «Единой России» уже не выплыть.

Партия меньшинства, возглавляемая лидером абсолютного меньшинства, отвечающая за политику страны, большая часть граждан которой ни одной, ни другому не доверяет. Причем, партия, не умеющая завоевывать поддержку народа, а умеющая лишь имитировать ее. И премьер-министр, не умеющий ставить внятные задачи и добиваться их решения. Хорошая пара.