https://www.funkybird.ru/policymaker

Медведев отправит бюджетников куда подальше

Президент предложил направлять российских врачей и учителей на учебу за рубеж.

Несмотря на приближающуюся развязку водевиля с элементами фарса под названием «президентство Дмитрия Медведева», который в течение последних четырех лет разыгрывался участниками российского властного дуумвирата, но, вопреки законам жанра, почему-то так и не вызвал положительных эмоций у здравомыслящих российских зрителей, его главное действующее лицо явно не горит желанием поскорее раскланяться и уступить политическую авансцену. Вопреки известному правилу хорошего тона, которое предписывает «уходя – уходить», без пяти минут экс-глава государства продолжает буквально фонтанировать инициативами «на посошок», видимо, рассчитывая на полном серьезе стяжать славу выдающегося реформатора и «прописаться» в отечественной истории на одной странице с Александром II, Столыпиным и прочими действительно неординарными государственными мужами.

При этом, если учитывать, откровенно говоря, спорный характер многих нововведений, модерируемых г-ном Медведевым, затянувшееся прощание с высоким креслом может грозить стране самыми непредсказуемыми последствиями. Выступая на последнем для себя в качестве президента заседании Госсовета, Дмитрий Анатольевич решил походя примерить на себя лавры «главного российского западника всех времен» в лице Петра I, который, как известно, отправлял боярских детей постигать научные премудрости за границу. Несмотря на то, что за истекшие 300 лет российская, а позже советская системы образования явно переросли стадию ученичества у «просвещенного Запада», действующий президент явно вознамерился повернуть реку истории вспять.

Как заявил Дмитрий Медведев, значительную часть российских врачей и учителей в целях повышения квалификации и подготовки необходимо направлять на учебу за рубеж. Из чего напрашивается вывод, что, по мнению президента, российская образовательная система (которая, не следует забывать, в течение последних нескольких лет находилась под его «чутким руководством») уже не в состоянии готовить кадры для осуществления широко декларируемого властями модернизационного рывка посредством пресловутых «инвестиций в человеческий капитал». Впрочем, г-н Медведев, видимо, вовсе не отдает себе отчет в том, что данная инициатива во многом является красноречивым свидетельством провала разрекламированной им реформы системы образования, включая введение одиозного ЕГЭ, присоединение к «болонскому процессу» и двухуровневое обучение в высшей школе. Для того, чтобы избежать упреков в содействии процессу утечки мозгов за рубеж (наряду со сколковским проектом, который призван функционировать в режиме технологического «пылесоса» в пользу транснациональных компаний), он, правда, уточнил, что условием отправки преподавателей и медиков должно быть возвращение их на родину с грузом новых знаний, однако при этом так и не пояснил, каким образом он предполагает решить эту задачу. Принимая во внимание известный трюизм от г-на Медведева о том, что «свобода лучше, чем несвобода», взятие заложников и прочие репрессивные акции при этом априори исключаются…

Одну из последних инициатив Дмитрия Медведева в качестве главы государства в беседе с корреспондентом KM.RU прокомментировал эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев:

– Прежде чем говорить о необходимости повышения квалификации, следует определить, в чем именно мы отстали. Как известно, в России принята и реализуется программа «Наша новая школа». В ее рамках как раз и делается ставка на повышение квалификации учителей. Однако эта программа исходит из т. н. нормативно-подушевого финансирования, т. е. в зависимости от количества учеников. Получается, что совершенствовать свои педагогические навыки и умения за рубеж поедут лишь представители наиболее продвинутых учебных заведений, которые и так признаны во всем мире.

Теперь к разговору о том, чему они там будут учиться. Не стоит забывать, что образовательные стандарты в России и на Западе до сих пор сильно разнятся. Допустим, наши педагоги начнут перенимать передовой немецкий опыт, но как его применить в российской образовательной среде, ориентированной на другие стандарты? Первым делом на ум приходит предположение, что Медведев, опять-таки, хочет подогнать российские стандарты под западные, однако, скорее всего, это не так. Дело в том, что современные образовательные стандарты РФ отличны не только от европейских аналогов, но и от нашего прошлого советского опыта.

То, что новые стандарты для старшей школы с позором провалились, – это, как говорится, у всех на слуху. А сегодня наши власти активно принялись за стандарты для младшей школы, обучение в которой пытаются компьютеризовать чуть ли не с первого класса, когда ученик еще не умеет ни читать, ни писать, а его уже начинают обучать компьютерной грамотности. Притом, что в той же Германии очень осторожно подходят к этому процессу: безусловно, у каждого ученика дома есть свой персональный компьютер, но в образовательном процессе он имеет ограниченное применение. Однако в этом вопросе Европа нам не указ: наши руководители от образования считают, что компьютер может обучить человека. Хотя, как известно, человеческий мозг устроен гораздо сложнее, чем любая компьютерная программа. В соответствии с законом необходимого разнообразия, который сформулирован в кибернетике, управляющая система обязательно должна быть сложнее системы управляемой. В советское время я работал в секторе эргономики образования, и этот факт был доподлинно установлен. Сегодня же у нас все получается с точностью до наоборот. К счастью, у нас пока сохраняется система подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации. Она сопротивляется подобным сомнительным нововведениям.

Медведев при каждом удобном случае подчеркивает, что он остается сторонником ЕГЭ. Но дело в том, что от подобного метода аттестации знаний на Западе, включая США, уже отказались. Получается, что мы перенимаем не самый прогрессивный, а напротив, самый архаичный опыт. Конечно, есть прорывные методики по изучению естественных наук, с которыми можно ознакомиться, но для этого необязательно отправлять избранных, как при Петре I, дворян на Запад. Напомню, что, как правило, экзамены вместо них сдавали тогда крепостные крестьяне, а дворяне возвращались недорослями… Это – не более чем пиар-акция, и серьезно к этому относиться нельзя. Вообще говоря, наше руководство – это, по сути, «голые короли». Как известно, короля играет свита. То же касается Медведева: окружение подсказывает ему подобные сомнительные инициативы вроде предложения объединить слабые школы с сильными. В итоге мы получаем нечто из серии «ложка дегтя в бочке меда», хотя здравый смысл подсказывает, что этого нельзя делать. Или вот взяли и сократили педагогический состав пенсионного возраста, вроде как уступая дорогу молодым, а в итоге получили дефицит педагогических кадров в 40% по целому ряду предметов.

Медведев – это чиновник, пусть и высокого ранга. Соответственно, речи для него готовят спичрайтеры, а предложения – многочисленные советники. Я даже знаю, кто конкретно. У нас есть целая Высшая школа экономики и Национальный исследовательский университет… Это – совершенно безграмотные ребята, гранты которым предоставляют Банк Америки и тот же МВФ. Тот же Ясин или Кузьминов – никакие не «титаны мысли». Они – вообще не специалисты в той области, в которую они лезут. Они завалили монетизацию льгот, административную реформу и подушевое финансирование школ, после чего продолжают подсказывать президенту, «вкладывая в клювик справочку». То объединяют слабые и сильные школы, а теперь говорят: «Давайте отправлять на переподготовку за рубеж». Наверное, на большее у них уже просто не хватает извилин.