https://www.funkybird.ru/policymaker

Беларусь должна стать приоритетом для Запада

Европа не будет «единой, свободной и мирной», пока белорусский народ не освободится от диктатуры, считают президент Freedom House Дэвид Кремер и директор программ Freedom House в Евразии Сьюзан Корк в журнале New Eastern Europe.

В настоящее время появилось одно из важнейших «окон возможностей» для США и ЕС для того, чтобы выработать жизнеспособную и последовательную политику по отношению к режиму и продвижению демократических перемен в Беларуси, пишут президент Freedom House Дэвид Кремер и директор программ Freedom House в Евразии Сьюзан Корк в журнале New Eastern Europe.

После почти двух десятилетий пребывания у власти к 2011 году авторитарный правитель Александр Лукашенко привел Беларусь на грань экономической катастрофы с коллапсом национальной валюты, инфляцией и сокращеним валютных резервов. Экономическая бесхозяйственность в сочетании с политическими репрессиями снизила поддержку Лукашенко среди белорусов в сентябре прошлого года до рекордно низкого уровня в 20 процентов.

Фаустовская сделка

После объявления победы на фальсифицированных президентских выборах в декабре 2010 года, результаты которых не были признаны США и Европой, Лукашенко все чаще использует жесткую тактику для сохранения контроля над страной. Когда сто тысяч людей вышли на улицы в знак протеста против нарушения на выборах, власти развязали агрессивную кампанию в отношении демократических оппозиционных групп, организаций гражданского общества и независимых СМИ. Были арестованы более 700 человек, в том числе семь из девяти оппозиционных кандидатов в президенты, многие остались в тюрьмах на длительные сроки. До сих пор 15 политических заключенных по-прежнему находятся в тюрьмах.

С помощью уголовного преследования и запугивания журналистов и правозащитников, высоких штрафов и драконовских сроков заключения Лукашенко пытается подавить народное недовольство и предотвратить возможности перемен.

Запад ответил на события 19 декабря и то, что произошло потом, путем введения значительных запретов на выдачу виз и замораживания активов в отношении белорусских чиновников, ответственных за нарушения прав человека. И США и ЕС также ввели экономические санкции, а МВФ ограничил предоставление дополнительных кредитов. Из-за кризиса и безвыходной ситуации в конце 2011 года Лукашенко решил продать жизненно важные активы страны Москве для того, чтобы сохранить свой имидж сильного политика, который не сгибается перед Западом. Россия ― непостоянный союзник Беларуси и не большой сторонник режима Лукашенко. Тем не менее, Москва решила использовать проблемы в Беларуси для возможности восстановить в ней свое влияние. Лукашенко принял сделку Фауста и продал независимость в виде ключевых государственных активов России.

Эта сделка омрачила надежды Запады на демократические преобразования в Беларуси. США и ЕС ответили на вызов России предприняли дальнейшие шаги, чтобы показать, что они останутся решительными в политике давления на белорусские власти и в требованиях демократических преобразований и соблюдения прав человека, начиная с освобождения политических заключенных. 3 января президент США Барак Обама подписал Акт о демократии в Беларуси и закон о правах человека 2011 года, который расширяет визовые и финансовые санкции в отношении белорусских чиновников и лиц, участвующих в проведении репрессий. Другой точкой давления стал призыв к Международной федерации хоккея отменить проведение в 2014 году чемпионата мира по хоккею в Минске.

Но некоторые важные истины все равно должны стать основой политики Запада. Главная реальность такова, что Европа не будет «единой, свободной и мирной», пока белорусский народ не будет иметь право выбирать правительство своей страны и пока он не освободится от диктатуры. Экономика Беларуси не является устойчивой, если государство играет доминирующую роль и контролирует большую часть активов. Несмотря на то, что сделка с Россией спасла режим Лукашенко на какое-то время за счет независимости страны, она не решит экономические проблемы Беларуси в среднесрочной перспективе, не говоря уже о долгосрочной. Запад должен убедиться, что он делает со своей стороны все возможное, чтобы не дать Лукашенко финансовую возможность вдохнуть жизнь в репрессивный режим. МВФ должен твердо выступить против новых кредитов для страны, которая не собирается проводить необходимые реформы, не говоря уже о том, что в ней есть политические заключенные.

Учитывая трудности в получении поддержки со стороны 27 стран-членов ЕС, США должны продолжить введение целевых экономических санкций, так как это оказалось единственным инструментом давления, который существенно повлиял на изменение поведения режима. В частности, США должны ввести санкции в отношении государственных и связанных с властями предприятий, снижая их привлекательность для потенциальных покупателей и блокировать новые поступления средств в казну режима. Разговоров о расширении санкций недостаточно, действовать нужно было вчера. Только политическая и практическая готовность введения новых санкций будет иметь значение в этой ситуации.

Окно возможностей

Сделка с Россией обеспечила Лукашенко выживание и некоторое пространство для маневра. Сейчас появилось одно из важнейших «окон возможностей» для США и ЕС для того, чтобы выработать жизнеспособную и последовательную политику по отношению к режиму и к продвижению демократических перемен в стране. При том, что поддержка Лукашенко среди белорусов, которые пострадали от экономического кризиса, остается на низком уровне, всенародное восстание является отдаленной перспективой для Беларуси, учитывая текущее состоянии дел. С приближением «парламентских выборов», которые пройдут в сентябре 2012 года, режим пытается снова манипулировать общественным договором и вернуть поддержку и доверие. И Лукашенко и премьер-министр Михаил Мясникович сделали смелые обещания улучшения экономической ситуации и возвращения размеров зарплат к докризисному уровню.

Белорусский народ заслуживает того, чтобы жить в условиях свободы и больше не должен оставаться в изоляции под властью диктатора, бессильно противостоящего всему миру. Цена этого ― человеческие жизни: многие ведущие активисты заключены в тюрьму или вынуждены находитьсяза рубежом. Их здоровье и жизнь находятся в опасности. Алесь Беляцкий, председатель правозащитного центра «Вясна» и вице-президент Международной федерации прав человека, обвиненный в уклонении от уплаты налогов, в настоящее время находится за решеткой. Андрей Санников, недавно освобожденный кандидат в президенты на выборах 2010 года, подвергался жестокому обращению за решеткой, в течение нескольких месяцев его семье и адвокатам было отказано в доступе к нему. Алесь Михалевич, белорусский политический деятель, который сам был заключен в тюрьму и подвергался пыткам, рассказал о злоупотреблениях в своих показаниях, данных 15 ноября 2011 года Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он заявил, что «был доставлен в СИЗО КГБ, где он провел следующие два месяца и подвергался постоянным психическим и физическим пыткам».

Запад должен оказывать неослабевающее давление на режим Лукашенко, чтобы заставить освободить и полностью реабилитировать всех политических заключенных. Это единственная возможность добиться их освобождения и обеспечения полной социальной интеграции.

Очень важно, чтобы белорусские граждане знали, что санкции направлены только против режима, что цель наших усилий — прекращение их страданий от репрессий Лукашенко. В стране, где власть жестко ограничивает свободу слова и манипулирует средствами массовой информации, это будет сложной, но необходимой задачей для Запада. Мы также должны продолжать оказывать помощь населению и гражданскому обществу для содействия демократическим переменам.

Следующий шаг

Но мы не должны останавливаться на достигнутом. Сейчас необходима координация международных доноров и ускорение помощи населению и субъектам гражданского общества, которые нуждаются в ней, но не могут ею воспользоваться до того, как Лукашенко уйдет со сцены. Подготовка к значительному пакету помощи в настоящее время важна, потому что белорусы должны знать, что есть свет в конце туннеля Лукашенко. При том, что ЕС расширяет визовые запреты в отношении чиновников, он должен упростить визовый режим для простых белорусов, чтобы дать сигнал, что в Европе ждут их, а не диктатора. Запад также должен подготовить пакет экономической и политической помощи для страны после отстранения Лукашенко от власти. Это очень важно для демонстрации демократической альтернативы народу Беларуси. После отставки Лукашенко Беларусь будут приветствовать в Европе. С приближением этого дня ЕС должен будет пересмотреть перспективы партнерского соглашения с Беларусью.

Запад должен четко понимать, что Беларусь и ее народ являются приоритетом. В конце концов, Беларусь — часть Европы. Россия повысила ставки. Запад должен ответить солидарными усилиями, принимая меры для стимулирования демократических преобразований и перемен. Смена режима, основанного на репрессивной политической системе и нереформаированной экономике на границе ЕС, с учетом угрозы поглощения со стороны России, должна быть главным приоритетом для Запада. Если мы будем ждать, то можем опоздать.

Запад использовал призрак России в качестве причины для того, чтобы идти на компромисс с Лукашенко в прошлом, опасаясь, что жесткая политика в отношении Беларуси толкнет ее к России. Рассматривать Беларусь через российскую призму ошибочно. Нужно учитывать, что у России есть свои внутренние политические и экономические вызовы, и вряд-ли ее поддержки будет достаточно, чтобы сохранить режим Лукашенко. Настало время для Запада, чтобы сделать следующий шаг.