https://www.funkybird.ru/policymaker

Несколько высших руководителей КПК замешаны в скандале

Мир узнал о драматических событиях в основном из японской прессы. Неверная жена, британский любовник, отравление цианистым калием, подозрения в шпионаже, отставка и домашний арест члена политбюро — где слухи, а где правда?

Еще недавно казалось, что политическая жизнь Китая однообразна и скучна, вроде советских времен эпохи застоя. Но после сообщений о начале расследования в отношении Чжоу Юнкана так уже никто не думает. Чжоу Юнкан — член постоянного комитета политбюро ЦК, отвечающий в стране за госбезопасность и юстицию. Его подозревают, как здесь говорят, в неподобающих контактах с другим партийным бонзой — Бо Силаем, бывшим главой парторганизации крупнейшего мегаполиса КНР — Чунцина. Сам же товарищ Бо уже месяц как сидит под домашним арестом по обвинению в коррупции и организации убийства английского бизнесмена Нила Хэйвуда.

Журналист Ван — одна из ключевых фигур скандального дела. По его сведениям, Чжоу Юнкан регулярно знакомил чунцинского секретаря с секретной информацией, получаемой на британца китайскими спецслужбами. В то время как сам Хэйвуд помогал Бо Силаю выводить из Китая крупные суммы за рубеж. Англичанин в прошлом году обманул своего доверителя — присвоил часть денег, за что и поплатился. Убийцы просчитались только в одном. Официальная версии о причине смерти — злоупотребление алкоголем. Английские дипломаты не поверили и потребовали нового расследования. Выяснилось, что британский бизнесмен был отравлен цианистым калием. Также стало известно, что совместный бизнес с Хэйвудом вела жена Бо Силая, которая, по некоторым данным, была его любовницей.

«Впервые на примере Бо Силая стало известно, что китайское партийное руководство является отнюдь не бедными людьми. И пример тому — арест жены Бо Силая — Гу Кайлай, которая, как ее называли часто, гламурный адвокат. И которая, как официально считается, была задержана за попытку перемещения за границу больших денежных средств», — рассказывает заведующий отделением Востоковедения Высшей Школы Экономики, директор Центра стратегических исследований Китая Алексей Маслов.

Что же касается Чжоу Юнкана, то о нем известно, что после получения доклада об убийстве британца он открыто выступил в поддержку Бо Силая. А это — уже самоуправство, отход от единой линии партии и явный перегиб влево. Так здесь называют методы руководства времен «культурной революции», которых придерживался председатель Мао.

Несмотря на то, что с эпохой Мао Цзэдуна в КНР давно покончено, некоторые идеи великого кормчего все еще популярны в этой стране, а его портрет даже выставляется в центре Пекина — на главной торговой улице. Китайцы нередко вспоминают председателя, когда нуждаются в защите и справедливости.

«При Мао Цзэдуне мы были бедны. Зато не было ни бандитов, ни коррупции, ни разложения, ни этой истории в Чунцине. Да и таких слухов, как о кураторе наших спецслужб и Бо Силае, тоже не было», — говорит Сюй Сэньсэнь.

А ведь еще совсем недавно китайцы называли Чжоу Юнкана и Бо Силая главными борцами со злом. При них были казнены или отправлены за решетку лидеры многих преступных группировок. О товарищах Чжоу и Бо говорили как о руководителях, способных быстро и жестко навести порядок в обществе и экономике.

«Западные эксперты склонны считать, что это обострение внутрипартийной борьбы перед XVIII съездом КПК. В то время как китайская пресса считает, что это — личная нескромность, обычное дело, зарвавшийся руководитель, которого поставили на место, который заигрался в бизнес с иностранными партнерами, нарушив тем самым основные правила поведения члена КПК, тем более на такой высокой должности, когда все на него смотрят», — говорит доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.

Следствие в отношении Чжоу Юнкана, члена Постоянного комитета Политбюро, куда входит всего 9 человек, можно назвать беспрецедентным. Более того, эксперты не исключат новых арестов.