https://www.funkybird.ru/policymaker

Дерипаска сознался в «порочащих связях»

В преддверии суда в Лондоне «алюминиевый король» озвучил пикантные подробности становления своей бизнес-империи.

Если российская олигархия и останется чем-то полезной для мировой цивилизации, то как минимум своим вкладом в англосаксонскую лингвистику. Пусть и небольшим, но весьма ярким. Хотя сами англичане и не падки на иноземные заимствования, но как пройти мимо загадочного слова «krysha», которое одно объясняет весь трагический путь становления большого бизнеса в далекой России?

Вот и российский миллиардер, «алюминиевый король» Олег Дерипаска в интервью британской The Telegraph поведал слезоточивую историю о том, в каких условиях ему приходилось развивать свой бизнес в лихие 90-е. Интервью было дано в преддверии процесса в Высоком суде Лондона, где российский олигарх предстанет ответчиком по иску некоего Михаила Черного – гражданина Израиля и уроженца Узбекистана. Миллиардер Черный решил потребовать у Дерипаски выплаты за уступленный ему в 90-е пакет акций «Русского алюминия», который Дерипаска, получается, фактически присвоил себе. Речь идет о доле в 20% стоимостью 1,6 млрд фунтов (по оценке самого Черного).

По версии же, изложенной в преддверии суда самим Дерипаской, никакого «делового партнера Черного» он не знает: речь идет лишь о лидере преступной группировки, который вымогал у него деньги. Сам суд ожидается летом, однако уже сейчас Олег Владимирович начал обильно «удобрять почву» откровениями о нравах 90-х на примере своей скромной трудовой карьеры. В беседе с корреспондентом влиятельного британского издания олигарх признался, что вести дела ему приходилось под жестким криминальным прессингом. Это претило нынешнему «алюминиевому королю», однако такова была ситуация: передел сфер влияния на рынке алюминия, жесткие разговоры с серьезными людьми, первые звонки с предложениями, от которых хотелось, но нельзя было отказаться…

А какие были времена! Мы как будто бы уже всё о них знаем, и не из газеты The Telegraph. Однако вот интересное откровение из первых уст – как в те времена среди трупов ковались первые миллиарды. «Можно было купить тонну алюминия за $400 и продать по $1200. На торговых операциях можно было зарабатывать 100% прибыли. А если занимать в рублях – это 1000% за год», – рассказал Олег Владимирович. В рублях занимать было и правда выгоднее. Ставка рефинансирования была, конечно, высокой – 30%, однако и рубль обесценивался фантастически: «Ты берешь в долг $500 000, а через полгода должен отдать только $100 000. Люди сходили с ума от такого невероятного богатства, которое на них свалилось».

Но для того, чтобы «люди» совсем уж не сходили с ума и не улетали в заоблачные золотые дали, как раз и существовали те самые парни в строгих кожанках и с бритыми затылками. Они просили поделиться – настолько проникновенно, что отказать было трудно. Кто-то пытался, но неудачно. Дерипаска тоже пытался, но скоро понял и принял правила игры. «Через две недели после первой угрозы, поступившей в мой адрес, наш коммерческий директор получил два выстрела в голову. С тех пор я решил, что лучше заплатить, чтобы сохранить жизнь себе и своим людям», – признался Олег Владимирович и пустил скупую слезу: «Я ненавидел платить бандитам, но у меня не было другого выбора».

Как будто ничего особенного – время было, что и говорить, непростое. Но и в самую лихую годину нашлось место для «д’Артаньяна», коим оказался, как можно заключить из интервью, персонально Олег Дерипаска: «Я смотрел на это как на временную, неприятную необходимость. При этом я делал все, что мог, чтобы навести порядок в отрасли и обеспечить необходимую безопасность моему бизнесу и моим сотрудникам».

Что есть, то есть: в отрасли порядок был наведен, отрасль обрела хозяина, который сам себе бардак уж точно не устроит. Канонада утихла, братки перевели внимание на ларьки, жизнь пошла своим скучным чередом. Так и шла, пока не обнаружился Михаил Черный со своими требованиями доли, которая, если суд примет озвученную заявителем цифру, больно ударит по бюджету Дерипаски. Но куда интереснее прогнозов, разорит или нет «алюминиевого короля» суд Туманного Альбиона, другое – Березовский, Дерипаска… А далее как, со всеми остановками, или же экспресс промчит «акул большого бизнеса» на скорости далее при сплошном «зеленом»?

Самим «акулам» очень хотелось бы в это верить.

В беседе с обозревателем KM.RU директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин отметил, что идущие в лондонском суде процессы с участием наших олигархов – это только начало:

– Безусловно, по мере обострения политической ситуации в России олигархи, которые вывели имущество на Запад и, как им казалось, легализовали его там, начинают напоминать лягушек, сидящих в кастрюле, в которой медленно нагревают воду. Они начинают суетиться, они дергаются, они понимают, что происхождение их богатств может быть раскрыто… Я думаю, что через годик-другой вслед за откровениями олигархов мы услышим и откровения чиновников. Господа либералы будут рассказывать, откуда у них фешенебельные замки в теплых странах, о том, что им приходилось сотрудничать с бандитами-олигархами, но только ради сохранения собственной жизни и во имя спасения России от коммунизма. Ведь вся их собственность сейчас обусловлена их властью внутри страны, а развивающийся политический кризис уже сейчас ставит ее будущее под сомнение.

И все эти процессы в Лондоне – это пока только начало. Дела идут к тому, что олигархи и либералы могут лишиться своей собственности, а для того, чтобы этого не произошло или чтобы хотя бы максимально отсрочить этот день, им приходится быть откровенными. Если они будут обращаться с английским судом так же, как привыкли обращаться с российским судом, – они не просто потеряют всё, но еще и в тюрьму сядут. Это – лишь мое предположение, подчеркиваю.

Так или иначе, ответить предстоит всем, не исключая и нашего нынешнего высшего руководства. Все начинается с малого: бывшие партнеры и конкуренты наших олигархов ясно увидели и поняли, что былая незыблемость положения их политических хозяев ослабла и, соответственно, сейчас – самый удачный момент, чтобы попытаться что-то стрясти. Потом будет следующий этап, когда против российских граждан в странах, которые они сами избрали своей второй родиной, будет применяться антикоррупционное законодательство. Его принцип прост: если вы не можете показать, откуда взялось ваше баснословное состояние, – оно изымается. Вот и приходится им уже сейчас, забегая вперед, рассказывать миру всю правду, не утаивая ни одного самого неловкого факта, включая сотрудничество с бандитами.

И, наконец, дело дойдет до того, что подобную процедуру непременно будут проходить и нынешние высокие чиновники. Это будет третий этап.