https://www.funkybird.ru/policymaker

Нургалиев выставит «органы» на продажу?

Приказ о «поручительстве» при приеме на работу в министерство внутренних дел может обеспечить питательную почву для коррупции.

Записаться в ряды «представителей власти» – полицейских – «по звонку»? Совсем скоро это будет не просто возможно, но и даже вполне официально осуществимо. На сайте МВД появился проект приказа главы ведомства, который регламентирует порядок оформления поручительства за кандидатов на работу со стороны действующих сотрудников системы внутренних дел.

Мотивация предельно ясна. Утомившись читать неустанно поступающие из разных уголков страны новости о «проделках» полицейских, в главке решили разрубить гордиев узел нетривиальным образом. И придумали как будто очень даже ловко. Хитрое ли дело – подставить своего начальника, который тебе по жизни никто? А вот если за тебя поручился брат-сват-тесть или просто друг детства – уже как-то не забалуешь, или забалуешь, но не так. Надо полагать, что полицейские верхи пребывают от собственной идеи в тихом восторге: воистину все гениальное просто!

Но российские реалии диктуют свои законы, которые зачастую вступают в непреодолимое противоречие с рукотворными нормативными актами. И действительно, давно ли в недрах министерств (не только МВД, но и прочих) рождались заведомо плохие инициативы? Все как одна на вид – замечательные, полезные, нужные и, что важно, появившиеся в самый подходящий момент. Проблема ведь не в словах (на бумаге-то все гладко), а в том, что слова эти по неслыханно популярному в бюрократической среде принципу испорченного телефона доводятся до конечных ушей в предельно извращенной версии, а уж исполняются и подавно как Бог на душу положит.

Вот и в данном случае предлагаемая Нургалиевым новая-старая схема приема на работу по рекомендациям вряд ли станет счастливым исключением. С чего вдруг? Понятное дело, что опубликованный на сайте ведомства проект приказа – это именно что проект. Конечно, его общественное обсуждение предполагается, но тут в большей степени важны даже не какие-то привходящие нюансы, а сама суть. Насколько в принципе можно прописать ответственность того, кто рекомендует кого-либо на ответственную должность? Вы искренне ручаетесь за своего родственника, который во всех отношениях молодец: не курит, не пьет, женщин не бьет, налево не ходит, в карты не играет, дорогу переходит всегда в строго отведенном месте и только на зеленый свет. Внутриведомственная проверка также показывает: чист перед законом, как младенец. И вот проверенный выходит на работу… и через неделю пьяный на авто насмерть сбивает на «зебре» двух детей и скрывается. Скажете, нереальная ситуация? А вспомним, как бывший начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин «ручался» за майора Евсюкова! Да и мало ли было случаев и до, и после той трагедии, когда не только начальство (это как раз логично), но и подчиненные меж собой недоумевали: «как это он так?»…

Проект приказа как будто предусматривает варианты злоупотреблений со стороны ручающихся и требует, чтобы у того, кто берет будущего сотрудника «на поруки», были личная превосходная репутация на службе и достаточный стаж работы. С одной стороны, это придает всей инициативе несколько забавный оттенок, т. к. делает, в общем-то, будничную процедуру найма на службу в органы очень уж похожей на процедуру принятия в творческий союз, когда требуется рекомендация действующих членов, имеющих определенные заслуги. С другой стороны, такое «ограничение» видится, опять же, бессмысленным: репутация ручающегося тут, увы, никак не может быть определяющей.

Ведь и родители нередко очень ошибаются в своих детях, и Иуда, как известно, был одним из учеников Христа. Людям сегодня и в себе-то разобраться порой бывает невозможно, что уж говорить о других. Можно вспомнить практику поручительства при оформлении дорогих банковских кредитов. На общий процент невозвратов такой подход влияет мало. Добросовестные получатели кредита платят по нему исправно, недобросовестные – перекладывают на несчастные плечи поручившегося.

В случае с МВД в явном выигрыше при новой схеме могут оказаться начальники, которые до сих пор, как правило, слетали со своих мест вслед за проштрафившимся «рядовым». Теперь, видимо, случись чего, места лишатся и тот, за кого поручились, и тот, кто взял проштрафившегося на поруки – совсем необязательно его начальник.

Вряд ли стоит сбрасывать со счетов и коррупционный момент: он тут видится не просто явным, но предельно выраженным. По сути, приказ министра (по крайней мере в том виде, в каком он сформулирован сейчас) предполагает интересную и абсолютно легальную практику продажи должностей по схеме «Ты заплати – я поручусь». Дело, конечно, весьма рискованное для карьеры, но ведь и ручаться, скорее всего, будут не за коробку шоколадных конфет и даже не за коллекционный коньяк…

Перспективу приема на работу в органы внутренних дел «по знакомству» в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировала заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы, глава Общественного совета при ГУ МВД по г. Москве Ольга Костина:

– Мне думается, что эта инициатива вряд ли имеет отношение к дисциплине как таковой, это – скорее лишь один из способов формирования рядов ведомства. Ранее внутри МВД уже проходила инициатива с поручительством, и я бы не сказала, что она в конечном счете привела к качественным изменениям в рядах правоохранительных органов. На мой взгляд, если говорить о дисциплине, то нам нужно возвращаться к тому, необходимость чего выявила казанская ситуация, – к полному изменению регламента работы службы собственной безопасности, потому что на сегодняшний день их выводы носят сугубо рекомендательный характер, а не обязательный к исполнению. Соответственно, это предполагает и более низкий уровень ответственности, что в конечном счете сказывается соответствующим образом и на качестве всей работы.

Так что в данном случае скорее решается технический вопрос кадровой политики ведомства. Если сотрудник органов на хорошем счету, то он действительно может порекомендовать кого-то на службу, но это, повторюсь, вовсе не панацея от проблем с дисциплиной в полиции. Нужно в первую очередь укреплять службы, отслеживающие работу сотрудников, в т. ч. службу психологического сопровождения, которые, безусловно, должны «вести» сотрудника в процессе его работы, а не ограничиваться лишь собеседованиями при приеме на работу. Подчиняться они должны при этом не руководству подразделения, а минимум заместителю министра.

– Не кажется ли Вам, что таким образом создается еще и питательная среда для банальной коррупции?

– В любом подобном кадровом подходе, когда речь идет о приеме на работу по рекомендации, разумеется, может присутствовать коррупционная составляющая. И потому контрольные службы обязаны перепроверять сотрудников, невзирая на все рекомендации и поручительства, какими бы хорошими они ни были. Вообще этот вопрос очень тонкий: каждый из нас наверняка когда-нибудь в жизни оказывался в ситуации, когда нужно было за кого-то поручиться. Как бы вы ни знали, казалось бы, неплохо своего знакомого, все же чистосердечно поручиться за него совсем непросто, потому что, как говорится, чужая душа – потемки.

Но и совсем не доверять людям тоже нельзя. Совсем неправильно было бы явно демонстрировать полицейским, что если они советуют на работу в органы кого-то из своих друзей, то уже этим вызывают недоверие. Ряды МВД сейчас настолько «наэлектризованы», расшатаны, что такая атмосфера явно не приведет в конечном итоге к качественной работе.