https://www.funkybird.ru/policymaker

В стране идет массовая кампания по замене слабых глав регионов

В стране идет массовая кампания по замене слабых глав регионов.

После неудачного выступления «Единой России» на последних думских выборах, спровоцировавших политический кризис и пробудивших общественную активность, в повестку дня очень быстро вошло проведение политической реформы. Точнее, она была обещана президентом, и включает в себя несколько основных пунктов, одним из которых стало возвращение к выборности губернаторов – несмотря на то, что еще прошлой осенью, т.е. всего полгода назад, Дмитрий Медведев говорил о том, что их назначаемость, возможно, продержится еще сто лет.

Но в современной России верить обещаниям нельзя – такова, увы, ее политическая культура. И почти сразу после сенсационного заявления о том, что снова будут выборы губернаторов, Кремль начал обставлять их такими условиями и поправками, что налицо явное стремление выхолостить суть самого понятия «выборы». Чего стоит одно только предложение собирать в каждом районе области необходимое число подписей муниципальных депутатов для выдвижения своей кандидатуры. Желание вставить в закон всевозможные барьеры и фильтры ясно показывает истинные намерения кремлевской администрации и ее отношение к ею же инициированным реформам.

Более того, пока в нижней палате парламента идет обсуждение закона, администрация президента начала кампанию по срочной замене слабых губернаторов, поскольку по закону назначаемые сейчас главы регионов могут следующие пять лет не волноваться за свою судьбу. Все сделано для того, чтобы по максимуму оттянуть приход в регионы избираемых руководителей.

Список отставников впечатляет своей географией: Приморский край на востоке, Архангельская, Вологодская и Мурманская области – на севере, Кострома и Смоленск – в центральной России, Волгоград и Саратов – в Поволжье.

Кроме того, президент провел, так сказать, плановые замены, когда были назначены на смену отработавшим свой срок губернаторам новые руководители – на следующие пять лет. Если бы Кремль захотел реально воплощать в жизнь политреформу, он мог бы до окончательного принятия закона назначать исполняющих обязанности, а уже осенью народ избрал бы тех, кого хочет видеть. Это относится, например к Томской, Омской и Московской областям. В Пермской области также сохраняется неясная ситуация после противоречивых заявлений губернатора Чиркунова о своем грядущем уходе.

Как мы видим, после поражений на мэрских выборах в Тольятти и Ярославле, после отмены итогов муниципальных выборов в Лермонтове Кремль вовсе не уверен в своей способности провести нужную кандидатуру. Поэтому с величайшей поспешностью отставки следуют одна за другой – вопреки собственным же уверениям, что их больше не будет.

Власть руководствуется одним только инстинктом самосохранения. Свои же собственные избиратели представляются ей недостойными доверия, способными на непредсказуемое голосование. Кроме того, она спешит выиграть время – пока не начала подниматься волна протеста в регионах. А в том, что она обязательно последует, можно не сомневаться, Астрахань это уже показала. Кстати, именно беспардонное проталкивание своей кандидатуры на пост мэра и послужило поводом для небывалых для данного города волнений.

На кого же делает ставку Кремль? С какими целями приводит их во власть? Симптоматично в этом смысле интервью «Комсомольской правде» нового омского губернатора Виктора Назарова, в котором он рассказал о разговоре с главой правительства Владимиром Путиным:

– Он спросил: «Готов»?
– Готов! – отвечаю я.
– Тогда – вперед! И не отступать назад.

Смысл премьерских пожеланий вполне понятен – не обращать внимания ни на какую оппозицию, выполнять, что велит центр. Именно исходя из таких критериев послушности и глухоты к критике и общественному мнению подбирает Кремль кандидатов в губернаторы.

Фактически, все кроме одного из вновь назначенных не имеют никакого отношения к публичной политике. Они – типичные аполитичные управленцы, в лучшем случае – сильные менеджеры. Но пост губернатора в демократической стране – пост политический, как, впрочем, и должность мэра – вопреки дурацкой российской традиции считать и того, и другого «хозяйственниками». Это особенно актуально в наступившую эпоху политического оживления.

Губернатор должен плотно работать с различными партиями, общественными движениями, депутатами, добиваться их поддержки, разъяснять им и избирателям свою позицию, вносить в заксобрание законопроекты и добиваться их принятия. Он должен взаимодействовать с представителями федерального центра, с бизнесом, масс-медиа. Чисто же хозяйственные вопросы – это функция назначенных им чиновников и уполномоченных компаний.

Взгляды новой генерации губернаторов на местное самоуправление ярко выразил тот же Назаров. Он сказал, что новый мэр Омска должен быть его «помощником». И это при том, что по конституции местное самоуправление в России отделено от госуправления. То есть и новые кадры готовы продолжать линию своих предшественников – давить муниципалитеты, и без того придавленные, не давая им подняться. Последний пример – Рязань, где 23 апреля после жесткой критики губернатора подал в отставку тамошний глава города, что совершенно абсурдно с формальной точки зрения.

Возникает вполне закономерный вопрос – зачем же Кремль делает ставку на таких руководителей? Ответ вполне ясен – там полагают, что только такие «крепкие хозяйственники» смогут удержать ситуацию под контролем, не допустить смуты во вверенных им владениях. И это при том, что те, кого меняют, в свое время тоже приходили к власти как «крепкие хозяйственники». Отставленные губернаторы в Волгограде, Мурманске, Архангельске, Костроме принадлежали именно к таковым.

Единственным исключением стал Смоленск, куда Кремль утвердил неожиданную кандидатуру – депутата Госдумы от ЛДПР Алексея Островского. Скорее всего, такой ход означает одно – поощрение лояльной партии. Ставки сегодня непрерывно растут, и политические услуги все время дорожают. Но в своем стремлении дать пряник лоялистам власть дошла до совершенной бессмыслицы – «Единая Россия» была вынуждена внести кандидатуру Островского, хотя абсурдность такого шага была очевидна даже ее функционерам. Молодой, никому неизвестный депутат-москвич назначается губернатором области! Смоленская история лишний раз показала, что «ЕР» как партия не существует, а является механизмом по выполнению тех или иных поручений Кремля.

Но на какие бы ухищрения ни шла власть, ясно, что при нарастании общественного гнева никакие «сильные менеджеры» на местах ей не помогут. Очевидно, что в той же Астрахани губернатор был явно не способен разрешить кризис. А едва назначенный глава Волгоградской области тут же подставил назначивший его федеральный центр, оказавшись в центре громкого скандала.

Только ясные, простые и честные выборы губернаторов, без цензуры и административного давления, способны разрядить накаляющуюся атмосферу.