https://www.funkybird.ru/policymaker

Правозащитники призывают закрыть процесс по жанаозенскому делу

Попытка вершить правосудие быстро превращается в пиар-катастрофу для Казахстана. Процесс по делу 37 человек, обвиняемых в причастности к кровавым массовым беспорядками, сопровождается многочисленными обвинениями в применении пыток с целью получения уличающих показаний.

Заявления о применении пыток заставляют правозащитные организации призвать приостановить процесс, открывшийся 27 марта в Актау, что в 150 км от Жанаозена. Массовые беспорядки 16 декабря в Жанаозене, когда правоохранительные органы открыли огонь по участникам акции протеста, унесли жизни по меньшей мере 16 человек. «Заявления о широкомасштабном жестоком обращении с обвиняемыми самым негативным образом сказывается на способности гарантировать подсудимым справедливое судебное разбирательство, в связи с чем рассмотрение дела в суде должно быть прекращено», – говорится в распространенном 23 апреля заявлении правозащитной организации Human Rights Watch (HRW).

Власти в Астане утверждают, что самым нетерпимым образом относятся к пыткам, и обещают тщательным образом расследовать все заявления. «Правительство серьезно относится ко всем заявлениям о жестоком обращении», – сообщил EurasiaNet.org в заявлении по электронной почте официальный представитель МИД Алтай Абибуллаев.

И все же набирающий обороты скандал может стать очередным пятном на репутации Казахстана в области демократизации. История с Жанаозеном и без того уже причинила значительный урон усилиям Астаны по формированию имиджа Казахстана как современного, стабильного и правового государства. Утверждения о пытках появились непосредственного после заявления посла Казахстана в Вашингтоне Ерлана Идрисова от 6 апреля на сайте The National Interest: жанаозенские процессы «докажут миру, что Казахстан уважает принцип верховенства закона, верит в открытую и прозрачную систему правления и не потерпит насилия по отношению к собственным гражданам».

В ходе разбирательства в Актау были озвучены утверждения о систематическом применении насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов, некоторые из которых были поименованы в суде, в том числе об избиениях, угрозах сексуального насилия, применении пыток с помощью воды и угрозы в адрес членов семьи. С помощью этих методов, по утверждению подсудимых, у них выбивались признательные и инкриминирующие других показания.

«[Следователь] не давал мне дышать с помощью пакета для мусора, душил меня: когда пакет снимают, в глазах темно, не можешь вздохнуть, начинаешь глубоко дышать, а когда глубоко дышишь, кружится голова», – показала 16 апреля Роза Тулетаева.

Второй следователь «приподнял меня и ударил по лицу, а приподнял он меня, схватив за волосы», добавила она. Аудиозапись ее показаний была тайно вынесена из зала суда, где судья, пользуясь данной ему властью, запретил записывающие устройства. Впоследствии эта запись была выложена на видеосервисе YouTube.

Роза Тулетаева является одной из 18 обвиняемых из числа бывших сотрудников энергетической компании «ОзенМунайГаз» – главного действующего лица затяжного прошлогоднего трудового конфликта: забастовка в итоге послужила катализатором кровавых беспорядков. Видную участницу забастовки, Розу Тулетаеву обвиняют в том, что она входила в число зачинщиков беспорядков, носивших, по версии обвинения, преднамеренный характер. Розе Тулетаевой грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.

По словам официального представителя внешнеполитического ведомства Абибуллаева, государство уже продемонстрировало готовность привлечь к ответственности представителей власти, превысивших свои полномочия. «Представителям местных властей уже предъявлены обвинения в связи с обращением с задержанными по следам жанаозенских событий. Новые заявления будут тщательно изучены, и если выяснится, что они соответствуют действительности, к ответственности будут привлечены и другие. Подобному поведению нет места в современном обществе», – заявил чиновник.

Представители гражданского общества Казахстана начали 16 апреля призывать закрыть процесс, требуя провести по данным фактам расследование. В распространенном активистами заявлении содержатся подробности некоторых из заявлений о применении пыток: по утверждению обвиняемого Шабдала Уткилова, ему не давали дышать, надев на голову пластиковый пакет; по утверждению Максата Досмагамбетова и Нарына Джарылгасынова, их избивали и сломали ребра; по словам Есенгельды Абдрахманова, его поливали холодной водой и следователи прыгали по его грудной клетке; Танатар Калиев показал, что его били по лицу табуретом.

По словам другого подсудимого, Парахата Дюсенбаева, отец которого был убит, когда полиция открыла огонь по демонстрантам, его били и угрожали сексуальным насилием, сообщает сайт Guljan.

«Больше всего меня вывело, что в клетке сидим мы, которые никого не избивали, а в зале сидели те, у кого руки в крови», – сказал Дюсенбаев.

Председательствующий на процессе судья Оразбай Нагашыбаев распорядился провести расследование: 16 апреля он потребовал, чтобы прокуратура г. Жанаозен в десятидневный срок проверила все факты и отчиталась. Чиновник областной прокуратуры, с которым мы связались 20 апреля, заявил, что пока не может по телефону комментировать ход расследования.

Результаты расследования еще неизвестны, но в его адрес уже раздается критика. «Абсурдно думать, что прокуратура, принимавшая участие в расследовании, в ходе которого имели место некоторые из означенных злоупотреблений, проведет непредвзятую проверку заявлений подсудимых», – приводит организация HRW в своем заявлении мнение эксперта по Центральной Азии Миры Риттманн (Mihra Rittmann).

На сегодняшний момент власти признали и предприняли определенные действия лишь по одному факту жестокого обращения с арестованным, а именно инцидент с Базарбаем Кенжебаевым, скончавшимся в заключении от избиения в декабре прошлого года. Блюстители порядка, нанесшие ему побои, не выявлены, под суд по обвинению в халатности отдан начальник изолятора временного содержания (ИВС). Он является одним из пяти сотрудников правоохранительных органов, которые 27 апреля предстанут перед судом по обвинению в преступлениях, связанных с гибелью демонстрантов.

Что же касается жанаозенских событий, то число отданных под суд участников акции протеста превышает количество привлеченных к ответственности блюстителей порядка в соотношении приблизительно 10 к 1. Помимо разбирательства над 37 подсудимыми в Актау, 17 апреля открылся процесс над 12 обвиняемыми в поселке Шетпе, куда докатилась акция протеста из Жанаозена и где 17 декабря полицейскими был застрелен один человек.

Дата другого процесса над лицами, обвиняемыми в разжигании массовых беспорядков в Жанаозене путем «разжигания социальной розни», пока не назначена. В число обвиняемых на этом судебном процессе входит лидер незарегистрированной партии «Алга!» Владимир Козлов и отстаивающие права трудящихся активисты, консультировавшие бастующих нефтяников перед тем, как трудовой конфликт вылился в кровавые массовые столкновения.