https://www.funkybird.ru/policymaker

Может ли лидер Грузии удержать власть и поддержку США?

Поскольку президент Грузии Михаил Саакашвили «расправляется» с мощными соперниками, он рискует по двум важнейшим направлениям: грузинские избиратели и американские политики.

Прошло шесть месяцев с того момента, как Бидзина Иванишвили, единственный миллиардер в Грузии, объявил о создании новой политической партии, которая по его словам, выиграет большинство в парламенте Грузии в октябре 2012 года, которое он будет использовать для импичмента нынешнего президента Михаила Саакашвили. Иванишвили, который заработал свои деньги на металле и банковском деле имеет личное состояние равное половине валового внутреннего продукта Грузии.

Саакашвили, видимо, признавая угрозу со стороны Иванишвили, ответил на нее, аннулировав грузинское гражданство соперника. Оказавшись вдруг не в состоянии юридически сформировать свою партию, Иванишвили запросил ре-натурализацию, собрав несколько видных оппозиционных групп вокруг партии «Бидзина Иванишвили-грузинская мечта» (Bidzina Ivanishvili-Georgian Dream), попросил сына Бера сочинять гимн кампании, и нанял лоббистов, чтобы распространять Евангелие «анти-Саакашвили» в Вашингтоне.

Но американская столица – это сфера влияния Саакашвили — он развил тесные связи с рядом политических лидеров, особенно в республиканской партии, как проамериканский демократ во «взрывоопасном» Кавказском регионе, и как оплот борьбы против России Владимира Путина, с которым он вел короткую войну в 2008 году. Та война стала вопросом внешней политики в ходе президентской кампании в США, губернатор Сара Пэйлин (Sarah Palin) выдвинула предложение, чтобы Грузии было позволено вступить в НАТО (в соответствии с чем, технически США были бы вынуждены объявить войну России), а сенатор Джон Маккейн заявил: «Мы все грузины». До войны августа 2008 года, было практически невозможно ни для кого, включая миллиардеров, настроить Вашингтон против его любимого постсоветского главы государства. Но война 2008 года изменила положение дел. В настоящее время его кампания за власть может поставить под угрозу его наиценнейший актив перед Вашингтоном — его демократичность. Другими словами, если Саакашвили хочет победить в Грузии, ему, возможно, придется проиграть в США.

4 апреля, день, когда грузинское правительство должно было выработать решения по апелляции Иванишвили о предоставлении ему гражданства, а также день, с которого останется шесть месяцев до парламентских выборов. Не правда ли?! Вместе с этим Агентство гражданского реестра рекомендовало отклонить апелляцию, пояснив, что Иванишвилли имеет французское гражданство (лица с двойным гражданством не могут создавать политических партий). Но Иванишвили не может отказаться от французского гражданства до повторной натурализации, так что объяснение агентства кажется подозрительным. Решение о гражданстве формально принимается правительством, однако Сакашвили не дал никаких намеков, будет ли он принимать во внимание или отклонит рекомендации агентства.

В опросе, проведенном Национальным демократическим институтом в феврале, 70% грузин сказали, что они думали, что Иванишвили должно быть возвращено его гражданство. Саакашвили сам загнал себя в угол. Если он даст Иванишвили гражданство, проигнорировав рекомендации агентства, то все будет выглядеть так, что заявление агентства – это просто пиар-ход, в результате которого Саакашвили любезно и уверенно дает гражданство своему сопернику. Поддерживая решение агентства, то он продемонстрирует, что боится конкуренции и готов на все, чтобы сохранить власть, даже на злоупотребления ею.

Саакашвили, скорее всего, пострадает с политической точки зрения, из-за блокировки гражданства Иванишвили и повысит и без того существенную популярность Иванишвили в этом процессе. «Спонсируемая» государством несправедливость может улучшить имидж олигарха, даже в стране, которая ненавидит их. За рубежом, недемократическое поведение Саакашвили не останется незамеченным, особенно среди его союзников на Западе. Что опасно для Саакашвили так это то, что эти внутренние и международные реакции могут быть взаимодополняющими.

Это не первое препятствие, которое правительство Саакашвили чинит перед Иванишвили. Грузинский парламент пересмотрел свои законы финансирования избирательной кампании сразу после того как Иванишвили объявил, что он входит в политику. С тех пор, Палата контроля (агентство аудита) использовала свои расширенные полномочия, чтобы оштрафовать его и допросить его сторонников. Эти и другие преступления, перечислены в законопроекте «Республика Грузия. Акт о демократии в 2012 году» (законопроект, внесенный в Палату представителей США 26 марта). Новый законопроект, является частью растущей тенденции западного интереса к предстоящим парламентским выборам.

Неодобрение со стороны США это больше, чем просто внешняя помощь — это может помочь направить грузинское общественное мнение в нужное русло. Большая часть доверия Саакашвили дома основывается на его имидже лидера, который будет продвигать интеграцию Грузии с Западом, при помощи соглашений о свободной торговле и принятии в НАТО. Его всеобъемлющая цель заключается в уходе Грузии, далеко за «орбиту» России, насколько это возможно. Это станет более трудным, если начнется отчуждение западных лидеров, которых он с таким трудом «культивировал» и грузины это знают.

Отношения США с Грузией, которые были достаточно сильны в 2008 году дали Саакашвили надежду — хотя и ложную, что США будут поддерживать его против России, так и не вернулись к «довоенному» уровню. Частично из очевидного разочарования в Саакашвили, частично из того, что, кажется, что «перезагрузка» с Россией важнее, чем продвижение демократии на границе России, и поэтому американское внимание к Грузии несколько снизилось. Саакашвили не был приглашен посетить Обаму в Овальном кабинете до январе этого года (к этому времени Сакаашвили был уже три года на посту президента).

В это время Конгресс продолжает порождать устойчивый шум в поддержку Грузии, который все больше напоминает русофобию, чем любовь к Грузии.

Грузинские государственные телеканалы, кажется, направлены на сохранение веры грузин в Саакашвили. «Рустави-2» изображает законопроект «Республика Грузия. Акт о демократии в 2012 году» как результат предательской кампании Иванишвили, направленной на то, чтобы положить конец американской помощи Грузии. Но Иванишвили имеет ресурсы, чтобы показать недемократические действия Саакашвили как в, так и за пределами Грузии. Однако, пока Саакашвили теряет позиции в мировом рейтинге, он будет терять гораздо больше очков дома. Если он становится непопулярным у себя дома, он может также столкнуться с протестами, которые, если будут жестоко подавлены (как это было в недавнем прошлом) скорее всего, привлекут еще больше критики со стороны Запада.

Саакашвили по-прежнему позиционирует Грузию как оплот демократии перед западными лидерами и хвастается доверием грузин на родине. Но его готовность действовать недемократическими методами говорит о том, что его позиции на Западе ослаблены. Несмотря на то, что он рекламирует в международной прессе «удивительно хороший» прием, в Овальном кабинете Саакашвили, скорее всего, получил гораздо более холодный прием на самом деле. И то, что Саакашвили больше не видит необходимости демонстрировать демократическую Грузию говорит о том, что он знает, что находится в весьма сложном положении.