https://www.funkybird.ru/policymaker

На что надеется Турция, отрицая Геноцид армян

24 апреля – день памяти жертв Геноцида армян в Османской империи и Турция, верная себе, спешно пытается что-то сделать, чтобы доказать миру, армянам, а может и самой себе, что она все же не является наследницей Османской империи. Получается это с трудом, почти никак, но турки стараются. По решению Совета фондов Турции армянской общине Турции были возвращены школа при стамбульской церкви Святого Григория Просветителя, армянское кладбище и фонд «Сурб Хач Дпреванк».

Возвращение армянского имущества само по себе дело хорошее, но сделанное Анкарой является всего лишь возвращением награбленного в 1915-1923 гг. Эти шаги ни в коем случае нельзя рассматривать как выполнение резолюции Конгресса США о возвращении имущества христианских народов, подвергшихся истреблению в Османской империи.

Увеличивается число представителей турецкой интеллигенции, призывающих власти признать, наконец, Геноцид армян и постараться стать полноправным членом цивилизованного общества. Однако пока эти голоса остаются гласом вопиющего в пустыне и 301 статья УК Турции действует.

Более того, читая статьи в турецкой прессе, создается впечатление, что они пишутся не для того, чтобы действительно признать Геноцид армян, а пытаются просто «усыпить бдительность» армян и заставить их поверить, что дела в современной Турции обстоят именно так, как преподносится со страниц СМИ. Восторг умиления у армянских СМИ должен вызвать, по этой логике, факт покупки турецким премьером Реджепом Эрдоганом книги «Турки и армяне»…

За исключением Танера Акчама, Рагипа Зараколу и еще нескольких профессоров, все остальные публикации — обман. Но правда и то, что с каждым годом Турция тратит все больше средств на политику отрицания. Скажем прямо – такую политику не каждый бюджет выдержит и турецкий не исключение. Что бы там ни говорил Эрдоган о небывалом подъеме турецкой экономики, все же она может не справиться с ежегодной, если не ежедневной потребностью выделять сотни миллионов на заведомо проигрышное дело.

Уж сколько денег уходит на турецкое лобби США и Франции – одному Богу известно. Результат же почти нулевой. Более того, накануне 24 апреля конгрессмены, которых в Турции и Азербайджане называют «проармянскими», а на самом деле для них моральные ценности выше сиюминутной выгоды, призывают очередного президента США назвать вещи своими именами и вместо «Мец Егерн» говорить «Геноцид армян». Грубо говоря, эти выражения тождественны, однако в данном случае важна именно терминология, потому что в этом случае Османская империя и современная Турция, как правопреемница, подлежат ответственности за убийства мирных детей, женщин и стариков.

Конгрессмен от Мэриленда Джон Сарбанес выступил в Палате представителей США в поддержку полного и официального признания Америкой Геноцида армян. В своем выступлении 18 апреля, конгрессмен Сарбанес подчеркнул, что отказ правительства США противостоять отрицанию Турцией этого преступления «сыплет соль на раны армянского народа. Но не только это, эта политика разъедает моральное состояние нашей страны в целом». Он также объяснил своим коллегам по Палате представителей: «Когда они сталкиваются с убедительными научными исследованиями и свидетельствами Геноцида армян, совершенно несостоятельно утверждать, что Геноцида не было. Вместо этого многие в Конгрессе уверяют, что признание может повредить нашим отношениям с Турцией и подрывает наши геостратегические интересы. Другие полагают, что сейчас просто не время, чтобы выдвигать вопрос о признании». Отметим, что это время для некоторых американских конгрессменов никогда не придет, но их становится все меньше и меньше.

Выше мы упомянули об Азербайджане. Судя по всему, Турция решила задействовать режим Ильхама Алиева в своей политике отрицания, полагая, что если для официального Баку армяне – враг номер один, то лучшего союзника ей не найти. Но здесь есть подводные рифы, на которые рано или поздно налетят два «братских народа». Все дело в том, что в основе тюркской политики лежит обман и кто кого долго будет водить за нос, тот и выиграет. Выигрывает же, как правило, третья сторона, которой нужно быть всегда наготове. Третья сторона в данном случае Армения и армянская Диаспора.