https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия в ВТО: перспективы пугают аграриев

Вопросы российско-американского сотрудничества, а также последствия вступления России в ВТО были в повестке встречи руководства Торгово-промышленной палаты России с президентом Американо-Российского делового совета (АРДС) Эдом Вероной. Глава совета хотел услышать мнения противников присоединения России к ВТО, на встречу был приглашен президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин.

Руководитель «Росагромаша» считает условия вступления в ВТО невыгодными для России. Но при этом, утверждает он, проиграют не только российские производители, но и американские. В частности, «Россельмаш», обеспечивающий 60% сельхозтехники, треть своей продукции производит за рубежом. «У нас три завода в Соединенных Штатах и еще один – в Канаде, в городе Виннипег», – пояснил бизнесмен. При этом большинство техники выходит под иностранными марками, например Farm King. «Мы знаем условия работы и там, и здесь и можем сравнивать. В последние годы в российское производство мы инвестировали гораздо меньше, чем в Северную Америку. Это менее привлекательно, менее надежно и более дорого», – признается Константин Бабкин, объясняя, что в России электричество дороже, налоги не ниже, а правила игры менее предсказуемы, чем по ту сторону Атлантики. В итоге из пяти комбайновых заводов, которые работали в России в начале 90-х, сегодня остался лишь один. Перенос производства – это общая тенденция для всех российских машиностроителей, отметил он.

Вступление в ВТО наносит удар по машиностроению и по сельскому хозяйству. В Южной Америке ввозные пошлины на российскую сельхозтехнику достигают 30%. В Западной Европе другой метод – драконовские меры сертификации. В Средней Азии главенствующую роль занимает политический фактор. При этом пошлина на российское зерно, по словам Бабкина, доходит до 80%.

Вступая в ВТО, Россия отменяет меры поддержки своих производителей, но заградительные меры остаются на своих местах. Что касается сельского хозяйства, то меры господдержки в течение семи лет будут ограничены до 4,4 млрд рублей, в то время как в Швейцарии правительство выделяет на развитие сельского хозяйства 5,8 млрд долларов ежегодно.

Торгово-промышленная палата считает обеспокоенность российских производителей оправданной, но, тем не менее, не одобряет попытки приостановить процесс ратификации документов. «Нужно искать меры поддержки, не запрещенные правилами ВТО, – уверен вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. – Эту позицию мы пытаемся донести до членов ТПП. Важно понять, что после ратификации работа только начинается. И для того, чтобы мы могли отстаивать свои интересы, мы должны установить прочный канал связи бизнеса с нашими делегатами, которые будут работать с документами ВТО в Женеве», – считает Георгий Петров.

Сходную точку зрения высказал и глава АРДС Эд Верона, заявивший, что пересмотр условий присоединений России к ВТО уже невозможен. Однако по-прежнему остается важной отмена поправки Джексона-Вэника. «Вопрос об отмене поправки не обсуждался так давно, что многие конгрессмены уже забыли, чего она касается. АРДС объяснил им, почему необходимо отменить ее как можно скорее – ведь иначе США окажутся единственным партнером России в ВТО, лишенным режима наибольшего благоприятствования», – пояснил Эд Верона. «Американский бизнес осознает, насколько невыгодным будет сохранение поправки, но с конгрессом приходится много работать».

Как и в России, в Соединенных Штатах остаются противники вступления в ВТО, поэтому если процесс ратификации будет сорван, присоединение России к этой всемирной организации может растянуться еще лет на 20.

Эд Верона предложил Константину Бабкину выступить на съезде Американо-Российского делового совета в Атланте осенью этого года. Предполагается, что главной темой мероприятия станет именно вступление России в ВТО.

Однако пока успешное завершение этого многолетнего процесса все еще остается под вопросом. На этой встрече победить российский скептицизм американскому бизнесу не удалось. Уже после слов Эда Вероны о том, что пересмотр условий невозможен и у России есть лишь два варианта действий – вступить на существующих условиях или не вступить вообще, Константин Бабкин не изменил своей позиции. На вопрос корреспондента, учитывая все сказанное, быть или не быть России в ВТО, он уверенно и не раздумывая ответил: «Нет».