https://www.funkybird.ru/policymaker

Азаров обвинил Москву в бедственном положении украинской медицины

«Кабальный» газовый контракт, по его словам, якобы мешает увеличить расходы на здравоохранение.

Тема «кабального газового контракта» на Украине скоро будет звучать уже, видимо, в музыкальных и кулинарных шоу: все прочие поля ею уже, кажется, прочно заняты. Голь на выдумки хитра: кто бы мог подумать, что данная уже как будто изрядно поднадоевшая обеим сторонам тема вдруг будет снова развита, да не абы как, а в контексте украинской медицины!

Тем не менее это случилось. В ходе визита в Центр радиационной медицины премьер-министр Украины Николай Азаров, как и положено государственному мужу, от медицинской науки далекому, завел речь о деньгах. Все те расходы, которые несет украинский бюджет на здравоохранение, несопоставимы с теми деньгами, которые страна платит России за газ, отметил глава кабинета министров. «Мы могли бы в два-три раза увеличить расходы на здравоохранение, если бы мы не несли это бремя», – приводит слова Николая Азарова Интерфакс. Премьер, к слову, не соврал: согласно данным по бюджетным расходам на текущий год, на медицину предусмотрено выделение $887,5 млн, в то время как за потребление газа в I квартале текущего года России уже перечислено около $3 млрд.

Безусловно, премьер-министр любой страны вправе гласно сравнивать статьи расходов бюджета, в т. ч. и сопоставляя их с расходами по внешнеполитическим обязательствам, однако с Украиной случай особый: газовый вопрос – это ее крест. Практически любой украино-российский диалог непременно сводится все к тому же: Украина заключила с Россией по «преступной халатности» экс-премьер-министра Украины Юлии Тимошенко крайне невыгодный контракт. За всем этим как будто так и сквозит: «И не стыдно вам?».

Но слезам Москва и правда не верит. Есть договоренности – они и выполняются. Более того, они и без того уже были частично пересмотрены, формула была подкорректирована, и Россия поставляет на Украину газ со скидкой. Однако недремлющая украинская оппозиция грозит добиться денонсации Харьковского соглашения, которое предусматривает скидку на газ в обмен на продление пребывания Черноморского флота в Севастополе. Пока что для этого не хватает голосов и, видимо, банальной смелости. Да и запущенный не так давно по дну Балтики «Северный поток», а также строящийся, несмотря на все трудности, «Южный поток» тоже диктуют Киеву новую реальность, с которой приходится считаться. В конце концов, проснуться в один не самый прекрасный день и обнаружить, что собственная газотранспортная система теперь годится разве что в качестве детского аттракциона, надо понимать, не очень приятно.

Продолжающийся долгое время украино-российский газовый конфликт в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный политолог, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов:

– Тут впору вспомнить старую пословицу и признать, что Украина хочет «и честь соблюсти, и капитал приобрести». В этой ситуации, с одной стороны, украинское руководство отказывается выполнять предварительные договоренности политического и культурно-социального плана, которые были достигнуты в предвыборный период, когда Янукович приезжал в Россию. С другой стороны, они хотят получать дешевое, практически халявное топливо. В этой ситуации понятно, что такой подход вряд ли может вызвать должное понимание у Москвы. Россия достаточно четко придерживается достигнутых дипломатических договоренностей. Если Украина отказывается идти навстречу нашим предложениям, то непонятно, почему, собственно, мы должны идти на односторонние уступки, спонсировать украинскую медицину, социальную сферу и прочее. Т. е. в этой ситуации украинское руководство ведет себя деструктивно.

Логика здесь, как мне кажется, полностью соответствует логике многих постсоветских государств: не вступать в глубокие интеграционные отношения с Российской Федерацией и при этом стремиться под обещания широкого партнерства получать от России бонусы и преференции. Дружить с Западом, одновременно демонстрируя формальное расположение к России, и действовать по принципу «ласковое теля двух маток сосет». Другое дело, что все это совсем уж шито белыми нитками, и российское руководство видит, что руководство «братской» республики водит его за нос, и в ответ закручивает гайки (вернее, газовый кран).

По сути, любой представитель украинской элиты, за исключением отдельных откровенно пророссийских политиков вроде Витренко, будет также вести эту двойную игру, и здесь отношения между двумя государствами в любом случае будут выстраиваться на рациональной основе – по крайней мере, со стороны Москвы. И в этой ситуации непонятно, почему украинское руководство рассчитывает на какие-то понимание и поддержку со стороны России, если оно не предпринимает каких-то шагов навстречу.

Янукович – политик условно пророссийский. Он много чего обещал в ходе предвыборной кампании, но сейчас украинское руководство демонстрирует тактику мелкого фола в отношении России, начиная от требований пересмотра газовых контрактов и кончая запретом патриотических фильмов. Тот же самый фильм «Матч», насчет которого сейчас идут дискуссии, показывать его на Украине или нет, хотя это – украино-русский совместный проект. Проблема в том, что нет доброй воли со стороны украинского руководства, со стороны якобы пророссийской команды Януковича.