https://www.funkybird.ru/policymaker

Новый призыв в политику

Помимо надоевших за последние 10-15 лет лиц в российской политике должно появиться много «молодых и дерзких». «ДП» познакомился с отцами-основателями новых партий, чтобы ответить на вопрос, кто эти люди и насколько у них серьезные намерения.

Субтропическая Россия

«Всенародное политическое движение «Субтропическая Россия», которому Министерство юстиции РФ уже однажды (22.08.1994) отказало в регистрации, полно решимости вновь наступить на те же грабли!» — эта запись с заголовком «Рамамба хару мамбуру» присутствует не где-нибудь, а на сайте самого движения. Требование у «теплой» партии одно — температура окружающей среды — 20°C круглый год. При всей несерьезности и невыполнимости подобных лозунгов намерения сделать партию у «Субтропиков» серьезные — в начале года они подали в Министерство юстиции уведомление о намерении создать партию.

Партия стала и одним из участников встречи Дмитрия Медведева на прошлой неделе с «руководителями инициативных групп по созданию политических партий». «У меня двоякое чувство — часть этих людей я совершенно не знал. А часть были такими замшелыми пнями, которых достали из шкафа, пахнущего нафталином, и я не знаю, что они сегодня делают и что они хотят, — рассказывает о своих впечатления Павел Рассудов, председатель Пираццкой партии. — Вот либертарианцы на этой встрече говорили, что детская проституция — это нормальное явление, если сам ребенок желает этим заниматься, чтобы зарабатывать деньги. На мой взгляд, это достаточно экстремальное заявление».

«Вообще, на сайте у президента странный список, — говорит президент Центра политической аналитики Михаил Тульский. — Одно дело, если бы это был список партий, поданных в Минюст. А другое — когда это список людей, которых пригласили к президенту. Это означает, что Кремль сознательно именно такой список и формирует и именно такие партии ему нужны».

Отличить в этом списке серьезных игроков от несерьезных пока действительно нельзя. Тем более что некоторые из «шутников» даже не скрывают своих целей. Так, создатель Партии любви бывший мэр Архангельска Александр Донской журналистам напрямую заявил, что хочет «зарегистрировать партию, стать депутатом Госдумы, привести туда своих родственников и зарабатывать на этом». «Все политики действуют так, но я хочу заниматься этим открыто», — заявил Александр Донской.

Монархическая

Создатель другой партии, Монархической, Антон Баков не скрывает своих целей. Раньше Антон прославился тем, что на атолле Суворова в Тихом океане провозгласил в 2011 году создание Российской империи. Теперь создает Монархическую партию. Вопрос — для чего.

«Я создаю партию не для чего, а для кого. Для себя. Я не собираюсь участвовать в выборах — ни в региональных, ни в думских, ничего ни выигрывать, ни проигрывать. Я был депутатом 14 лет — в Госдуме, в Законодательном собрании Свердловской области. Я наелся», — утверждает Антон.

При этом сам Антон Баков также был на той самой встрече с Медведевым: на ней присутствовали «в основном фейки богдановские… и назвать-то некого… Никаких новых партий я там не увидел. Всех тех, кого я встретил, — я их знаю лет десять, пятнадцать, двадцать. Ни одного нового лица».

Национал-демократическая

Для Владимира Тора, члена оргкомитета Национально-демократической партии, партийное строительство впервой. «На самом деле националисты неоднократно предпринимали попытки создавать партию. Так, предыдущей мощной попыткой было создание партии «Великая Россия», которую формально возглавлял Андрей Савельев, а по факту она создавалась на базе Конгресса русских общин», — рассказывает Владимир Тор. Тогда попытка провалилась: по мнению националистов, им намеренно не давали ее сделать.

Намерения национал-демократов вполне серьезны. «Наша партия отражает серьезный пласт общественного мнения — идеи русского национализма в той или иной мере поддерживает не менее 50% населения страны. Это не значит, что все они бросятся записываться именно в нашу партию. Просто мы опираемся на интересы масс. Они должны быть представлены в легальной политической жизни», — заявляет Владимир Тор.

Цифры, приведенные Тором, коррелируют с опросом «Левада-центра»: в 2011 г. 38-45% россиян «на себе ощущают враждебные настроения со стороны людей других национальностей». Настроения эти активно выплескиваются на улицы — примеров тому масса. Все это позволяет политологам говорить о том, что националисты могли бы потенциально стать второй крупной партией в России.

Сам Владимир Тор известен с середины нулевых как участник широко известного Движения против нелегальной иммиграции и один из организаторов «Русских маршей». Среди оппонентов и сторонников он известен умением налаживать контакты и взаимодействие — ему обычно приписывают тесное знакомство с Навальным и Ильей Пономаревым из «Справедливой России».

Считается, что Владимир Тор не только выступает переговорщиком с другими политическими силами, но и представляет интересы националистов перед официальными властями.

Слова «националист» сам он в отличие от многих не избегает. На вопрос, позволит ли легализация улучшить имидж националистов, отвечает, тщательно подбирая слова: «Послушайте, мы создаем партию не для того, чтобы избежать ответственности. Мы не бежим от ответственности, а идем к ней. Мы последовательно выступаем за реализацию следующих принципов: прежде всего Россия должна стать домом для всех русских; интересы русской нации для нас являются приоритетными; мы считаем, что ведущим национальным интересом русских является сейчас построение национального демократического государства».

Альянс зеленых

Другой мощный фланг политических сил, который не был представлен на политическом поле, — это зеленые.

В России экологические организации успешно работают около двух десятков лет. На их инициативы стала обращать внимание власть — у всех на слуху Химкинский лес, Байкальский бумажный комбинат и амурские тигры. В целом же, по оценке самих властей, 15% территории России находится в критическом состоянии. То, что их основной электорат — жители больших и крупных городов, по мнению зеленых, не помешает им преодолеть 5%-ный барьер уже к следующим парламентским выборам.

В списке новых потенциальных партий таких как минимум пять. Одна из них — «Альянс зеленых — народная партия». Ее лидер Олег Митволь известен как бывший префект Северного административного округа Москвы. Кроме того, с 2004 по 2009 г. он работал заместителем руководителя Росприроднадзора, а с 2009 г. возглавлял комитет по координации деятельности экологических организаций, выступал против вырубки Химкинского леса, а чуть позже создал организацию в защиту конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду»Зеленая альтернатива». Настоящую славу Митволь снискал себе «дачной войной» — ликвидацией коттеджей, которые были построены в водоохранной зоне. Однако на политической сцене он так и не смог найти союзников: он мигрировал от «Яблока» к «Единой России», а в декабре пришел на митинг на пр. Сахарова, возмутившись «валом фальсификаций на последних выборах».

Существующие партии Митволя не удовлетворяют. «Вы мне можете подсказать, кто у нас занимается вопросами экологии из ныне существующих партий? — вопрошает он. — Вообще, у нас есть проблема полного невидения вопросов экологического равновесия со стороны муниципальных образований поселков, городов. Местные власти массово вырубают леса, загрязняют реки. Точнее, способствуют этому».

Своей целью Митволь ставит объединить всех экологов. К работе будут подключены движение «Экозащита» в Калининграде и Экологический союз в Красноярске. К участию в партии Олег Митволь приглашал и Евгению Чирикову, но она отказалась — решила создавать собственное политическое движение.

Пираццкая

Российская пиратская партия неофициально была создана 2 года назад. Политические требования пиратов — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов, копирайта. Коротко говоря, они выступают за свободный обмен информацией, в первую очередь в Интернете.

Сами пираты говорят, что в партии состоит 4000 человек. Однако количество пользователей Интернета, которые так или иначе разделяют ее цели, значительно больше. В январе 2012 г. ее заседание неожиданно посетил министр связи Игорь Щеголев. Члены партии потом спорили, является ли министр их сторонником.

Вообще, сами пираты не любят, когда их называют пиратами: «Слово «пираты» применительно к сторонникам свободного распространения информации не только красивое и броское название. Это свидетельство порочности и несправедливости сложившейся системы. В ст. 29, п. 4 Конституции РФ черным по белому написано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», — указано в разделе F.A.Q. на их сайте.

Название партии сыграло с ней злую шутку. Мало того что членам партии постоянно приходится объяснять, что они не те пираты, которые продают контрафакт, так более того, когда в позапрошлом году партия подавала в Минюст уведомление о регистрации новой политической силы, тот отказался принимать документы, указав, что пиратство является уголовным преступлением, а именно «нападением на морское или речное судно». В итоге появилась Пираццкая партия России. Именно под таким названием они участвовали во встрече с президентом Дмитрием Медведевым.

Есть точка зрения, что новые маленькие партии просто не смогут потянуть необходимые расходы. Павел Рассудов предлагает сократить расходы на партстроительство вполне в духе своих политических взглядов: «Сейчас у партий есть проблема — необходимость проведения физических съездов. Дело в том, что провести онлайн-съезд дешевле. Когда мы проводили 1 апреля съезд по видеоконференц-связи, он нам обошелся в $50. А чтобы провести настоящий, нужно 1 млн рублей».