https://www.funkybird.ru/policymaker

Фол Макфола

Еще в 2000 г. Госдеп США взял на вооружение рекомендации специальной группы экспертов на усиление американской публичной дипломатии, нацеленной на завоевание умов и сердец иностранной общественности. В частности, там было и такое предложение: «Госдепартамент и посольства должны расширять свои контакты: консультироваться и заключать соглашения с неправительственными организациями и научной общественностью. Необходимо поощрять послов завязывать активный диалог с масс-медиа и общественностью». Позднее в инструкции послам прямо вменили обязанность «провоцировать дискуссии по самым актуальным вопросам в стране пребывания».

Справедливости ради следует сказать, что американские послы в России не бросились рьяно выполнять инструкцию. Ну, разве что загнуть могли по случаю что-нибудь глупое, но не шибко опасное – например, Александр Вершбоу, помнится, уверял аудиторию в МГИМО, что, дескать, именно Вашингтон в свое время сформировал антигитлеровскую коалицию… Наверное, прислушивались к советам своих «агентов влияния». Тот же Гайдар уверял, «что прямое вмешательство США в российскую политику стало бы контрпродуктивным, но что США в качестве одного из способов косвенного содействия российской демократии следует усилить поддержку столпов гражданского общества, таких, как независимые организации». Деньги шли (только официально через Агентство международного развития США около 70 млн долларов в год), а денежный вопрос, знамо дело, портил российское гражданское общество — в прошлом году уже Каспаров потребовал в Вашингтоне «прозрачности» в этом вопросе, поскольку, по его наблюдениям, львиная доля этой помощи попадает «к правительственным чиновникам и посредникам»…

Россия, в свою очередь, нарастила свой ресурс публичной дипломатии на территории США – телеканал «Russia Today», к которому американцы льнут все больше и больше. Понятно, что телеканал вовсе не о «России сегодня», а как раз об Америке сегодня, и его главная «фишка» – доступ в эфир американским диссидентам – исследователям и публицистам, кого на пушечный выстрел не подпускают к американским медиа по причине «неполиткорректности», «анти-американизма и анти-израилизма», «речей ненависти» и т.д. Но они весьма популярны и притягательны для американской аудитории своими интернет-страницами и интернет-радиостанциями, поскольку режут правду-матку о развязанных Вашингтоном войнах, об алчных банкирах и т.д.

И вот прибыл в Москву новый посол – Майкл Макфол. Ничто не предвещало ему неприятностей, благо и реноме было позитивным – как-никак, а автор известной «перезагрузки». Макфол с самого начала новой карьеры в Москве жаждал публичности. Прибыл 14 января и сразу же взялся не только встречаться с оппозицией, но и твиттерить и живожурналить, вещать на «Эхе Москвы» и у Познера… Отмечу, что ничего предосудительного по части Венских конвенций в этом нет, все в рамках упомянутой инструкции Госдепа и личного эго. Но очень быстро у посла просто стали сдавать нервы: то ли от климатической «перезагрузки», то ли беспробудного сидения у экрана компьютера, то ли ужастиков, рассказанных оппозиционерами, то ли от обиды, что на митинг оппозиции 4 февраля пришло меньше народу, чем на митинг за Путина… То ли все посольство охватил психоз после того, как два сотрудника политического отдела, попавшись во время «болотной» акции на камеру НТВ, усиленно разыгрывали дурачков-туристов, вышедших накупить матрешек…

7 февраля на сайте «RT» профессор Игорь Панарин опубликовал заметку об этом «первом провале» Макфола с упоминанием, что, будучи еще сотрудником «Национального фонда демократии», тот давал деньги Навальному и Маше Гайдар. Днем позже Макфол натвиттерил, что его оболгали в эфире. Он возмутился, мол, Навального учиться «в Ель» не посылал, а вот о деньгах почему-то умолчал. Тут же ответила не менее активная в сетях Маргарита Симоньян, главный редактор «RT», указавшая, что то был не эфир, а публикация на сайте с традиционным примечанием, что «редакция может не разделять…» И тут Макфола совсем понесло, будто он никогда не слышал даже об американском «Билле о правах» – и он прямо ляпнул: «Почему доктору Панарину дано право говорить, что угодно?» О том, что можно и нельзя говорить, послу было предложено обсудить на телевидении, но он не захотел, на что с ехидством ему попеняла посредством твиттера госпожа Симоньян: «А мы Вас не дождались на программе ‘Госдеп’, куда шли специально, чтобы с Вами подискутировать. И было нам от этого не класс(«.

Уж не знаю, был ли заказ из Кремля телевизионщикам, пардон за недипломатическое выражение, чморить посла своей камерой и микрофоном, или сам Макфол к тому времени превратился в ходячий информационный повод, но его запечатленная на видео истеричная тирада о «дикой стране», рассказы о взломанном почтовом ящике и раскрытой какими-то плохишами американской военной тайне — графике передвижений посла по Москве, ознаменовали провал американской публичной дипломатии в России на этом этапе. Вряд ли посол-невротик способен теперь продолжить борьбу за умы и сердца россиян своими публичными презентациями.

А задачи впереди весьма серьезные. Близится май, и не секрет, что в списке приоритетов Госдепа – проведение гей-парадов в Москве и Киеве. Права секс-меньшинств – это любимая фишка самой Хиллари Клинтон. Коллега Макфола в Киеве Джон Теффт уже разродился заявлением: «Как посол США в Киеве, я хотел бы выразить свою поддержку и поддержку моей страны всем, кто примет участие в первом Прайд-марше лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (ЛГБТ) на Украине 20 мая 2012 года… Я желаю всем вам успешного и мирного празднования».

Пожелание «мирного празднования» весьма уместно, поэтому послу бы стоило лично об этом позаботиться, возглавив колонну, обеспечивая, таким образом, ей дипломатическую неприкосновенность. Стоит дать Теффту и Макфолу по стрингам со стразами…