https://www.funkybird.ru/policymaker

Астраханский прецедент

Шеин считает, что его голодовка принесла политическую пользу.

В минувшую субботу глава Астраханского отделения партии «Справедливая Россия», депутат областной Думы Олег Шеин заявил о возможном прекращении голодовки, которую он проводит с 16 марта в знак протеста против системных нарушений на выборах мэра Астрахани.

По словам Шеина, выход из голодовки начнется сразу же после того, как будут отпущены на свободу арестованные участники акции «Похороны свободы слова», попытавшиеся возложить траурный венок у здания государственной телекомпании «Лотос», которая полностью игнорировала происходящие в городе и в стране события, связанные с политической голодовкой. (Напомним, что протестную голодовку начали больше месяца назад 12 человек, некоторые из них по состоянию здоровья прекращали ее, но на их место приходили новые участники. На сегодняшний день число голодающих значительно увеличилось).

Шеин считает, что голодовка, как политический инструмент, принесла максимальную пользу. Он написал в своем блоге, что «благодаря общероссийский кампании сопротивления, объединившей всех порядочных людей», удалось добиться: заявлений Совета по правам человека при президенте РФ и рабочей комиссии Госдумы о массовых подтасовках на выборах в Астрахани; заявления Уполномоченного по правам человека России Владимира Лукина о том, что если российский суд не вынесет справедливого решения, то протестующим следует обратиться в Страсбургский суд; просмотра видеозаписей с 90 % избирательных участков и признания председателя ЦИК Владимира Чурова о том, что процедура выборов в Астрахани была нарушена на 128 участках из 203. Неделей раньше замглавы ЦИК, представитель «Единой России» Леонид Ивлев утверждал, что закон был нарушен только на пяти избирательных участках.

Ситуацию в Астрахани и реакцию на нее со стороны властных структур нельзя назвать уникальной. Ну что нового в том, что «Единая Россия» не желает играть по правилам, даже несмотря на собственные заверения о проведении честных выборов? Что нового в том, что чиновники и депутаты от партии власти в очередной раз хором отрицают массовые нарушения закона и поливают грязью тех, кто пытается с этим бороться? Все эти действия и агрессивные заявления в адрес Шеина отнюдь не являются оригинальными. Единороссы всегда прибегают к таким методам «защиты» самих себя, когда возникает угроза их публичного разоблачения.

И голодовка, как метод привлечения внимания власти и общества к тем или иным проявлениям беззакония, тоже не является из ряда вон выходящим событием в стране. Так, с 27 января по сегодняшний день проводит голодовку большая группа граждан в Омске, протестуя, по их заявлениям, «против произвола правоохранительных органов, несправедливости местной исполнительной и судебной власти». Несколько дней тому назад голодающие заняли омскую общественную приемную Дмитрия Медведева, пытаясь таким способом добиться от властей хоть какой-то реакции. Пока безрезультатно.

Но события в Астрахани, где, по словам Шеина, «столкнулись две России – Россия жуликов и воров, и Россия честных людей», по праву можно назвать политическим прецедентом. Это наглядный пример, доказывающий, что с привычным уже беззаконием на выборах и с цинизмом власти можно и нужно бороться. Однако эффективность этой борьбы зависит не только от мужества и стойкости самих людей, совершающих серьезный гражданский поступок, но и от решительной их поддержки со стороны общества и политической оппозиции. В данном случае речь идет о «Справедливой России», занявшей в «астраханском противостоянии» четкую и бескомпромиссную позицию.

Что бы там ни говорили активисты-единороссы о «политических играх» «эсеров», как бы ни пытались они обвинить лидеров оппозиционной партии в шантаже власти, но именно их настойчивость привела к тому, что ЦИК, в конце концов, тоже вынужден был пойти на беспрецедентный для себя поступок – посмотреть все записи с веб-камер, установленных на астраханских избирательных участках.

Чуров тоже совершил поступок: несмотря на сделанное уже от имени всего ЦИКа заявление Ивлева о том, что нарушения были обнаружены только на пяти избирательных участках, он вместе с лидером «Справедливой России» Сергеем Мироновым и голодающим Шеиным много часов кряду просматривал астраханские видео. Затем глава ЦИК заявил журналистам, что многочисленные нарушения на выборах мэра Астрахани были допущены на 60 % участков, лишь 74 избирательных участка из 202-х оказались «чистыми».

Однако, то ли испугавшись собственного «подвига», то ли пытаясь отстоять честь мундира власти, Чуров назвал голодовку Шеина «бессмысленной и бесполезной» и подчеркнул при этом, что все нарушения «процедурные», и на результаты голосования они «не влияют». Но данное утверждение Чурова опровергают эксперты. Они считают, что все зафиксированные нарушения были связаны именно с процедурой подсчета голосов – наблюдателям и членам комиссии не давали возможности ознакомиться с отметками в бюллетенях, значит, и доверия этим протоколам быть не может.

Странные замечания Чурова по поводу астраханских выборов вызвали недоумение и у Миронова. «Несоблюдение установленных законом процедур превращает подсчет голосов, да и все выборы в целом в некую фикцию и торжество произвола, – полагает лидер «Справедливой России». – Если люди творят такое в силу непрофессионализма, возникает вопрос, как они вообще оказались в составе избиркомов?». Миронов напомнил представителям власти, что в судах могут отменить любой приговор, если при рассмотрении дела не соблюдалась должным образом судебная процедура. К правовой оценке итогов выборов, убежден он, должно быть такое же отношение.

Глава ЦИК заявил, что голодовка Шеина – это больше политическая акция, чем способ устранить недочеты избирательной кампании. Верно, это политическая акция, причем, вынужденная. Но не будь ее, разве обратили бы власти внимание на то, как проводят выборы в Астрахани? Разве настаивал бы сегодня Центризбирком на том, чтобы веб-камеры записывали происходящее и на выборах мэров Омска и Красноярска, которые состоятся в июне? Ведь камеры планировали вообще убрать с избирательных участков, полагая, что «прозрачность» выборов должна быть обеспечена только при голосовании за президента Путина. А теперь оказывается, что видеотехника «играет очень важную роль» в избирательном процессе. Осталось только, чтобы эту роль, как законное доказательство, приняли во внимание и суды.

Наконец, не будь этой скандальной голодовки, разве было бы принято решение о том, чтобы отправить в Омск и Красноярск специальные бригады Центризбиркома, которые будут следить за качеством подготовки к выборам? Правда, эти бригады будет курировать замглавы ЦИК Леонид Ивлев, и поэтому следует ожидать не улучшения качества работы местных избиркомов, а дополнительной мобилизации «Единой России» к важным региональным выборам.

На 26 апреля Кировский районный суд Астрахани назначил первое судебное заседание, на котором будет рассмотрен иск Шеина об отмене результатов выборов мэра. Видимо, к этому моменту главный возмутитель «избирательного спокойствия» уже начнет постепенный выход из своей длительной голодовки. Ведь ему потребуется еще очень много сил – в том же суде находятся на рассмотрении уже десять дел в отношении Шеина: УВД Астрахани обвиняет его в нарушении установленного порядка организации массовых акций. Так местная власть пытается наказать «эсера» за то, что его поддерживали соратники по партии и простые граждане. Как пояснил газете «Коммерсант» руководитель правового отдела Конфедерации труда России Олег Бабич, сегодня любая прогулка с Шеиным объявляется демонстрацией.