https://www.funkybird.ru/policymaker

Китай стремится в Арктику

Китай придает все большее значение последствиям таяния льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата. В Поднебесной подсчитали, какие экономические выгоды сулит возможность доставки товаров в Европу в обход традиционных торговых путей, идущих через Малакский пролив и Суэцкий канал. Маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь, проходящий от Берингова пролива на востоке до Новой земли на западе, оказался бы на 6400 км короче южного:

Китай сообщает о строительстве второго ледокола и готовит пятую по счету арктическую экспедицию.

Отныне <Снежного дракона> уже мало, чтобы удовлетворить арктические амбиции Китая. 8 апреля заместитель директора полярного исследовательского центра Государственного управления по океанам Вен Лисинь сообщил о том, что КНР намерен построить второй ледокол, который обойдет по своим характеристикам предыдущий (был приобретен у Украины в 1993 году).

Новый корабль водоизмещением в 8000 тонн будет обладать дальностью плавания в 20 000 морских миль и сможет продержаться 60 дней без захода в порт. Кроме того, он будет способен проложить путь во льдах толщиной в 1,5 метра и оборудован вертолетной площадкой. Спустить на воду корабль планируется в 2014 году.

На данном этапе программа Китая выглядит незначительной в сравнении с тем, что уже сейчас делают крупнейшие арктические державы и в первую очередь Россия. В 2007 году в России был построен крупнейший в мире (водоизмещение более 23 000 тонн) ледокол <50 лет победы> на атомной тяге, которая обеспечивает судну крайне высокую автономность плавания.

Всего в распоряжении Москвы есть 12 ледоколов, в том числе семь атомных. У Канады их еще больше (21 судно, крупнейшее из которых имеет водоизмещение в 11 000 тонн). У США их всего три, причем один находится на ремонте в Сиэтле, второй уже вышел из строя, а третий попросту неспособен разбить лед большой толщины. В этой связи в мае 2011 года газета The New York Times отметила недостаточность американских ресурсов в Арктике, несмотря на принадлежность Аляски к этому северному региону: <У Китая скоро будут более крупные и современные ледоколы, чем у США и Канады>.

Так, почему Пекин так заинтересовался этим покрытым льдом океаном и вообще полярными регионами нашей планеты? В Антарктике его активность, по всей видимости, объясняется в первую очередь научными причинами: 8 апреля <Снежный дракон> вернулся на базу в Шанхае после 28-й антарктической экспедиции. Находившиеся на его борту ученые выполнили <различные исследовательские задачи, и в частности изучили состояние окружающей среды на южном полюсе>, отмечается в сообщении информагентства <Синьхуа>. Кроме того, китайские специалисты установили телескоп для наблюдения за Антарктикой.

Что касается северного полярного круга, Китай готовится ко всего лишь пятой экспедиции. Группа ученых ведет активную подготовку к ней на протяжении уже нескольких месяцев. Старт плавания, которое продлится все лето, намечен на начало июля этого года. К тому же, впервые за всю историю экспедиций корабль пройдет по Северному морскому пути вдоль побережья России.

Китайский ледокол «Снежный дракон»

Арктика, которая исторически находится под контролем США, Канады и России, сегодня становится новой игровой площадкой для китайской державы. Пекин проявляет все больший интерес к этому региону, где таяние льдов открывает одновременно как коммерческие, так и стратегические возможности. <Арктика — это центр, который выходит во все океаны.

Если однажды Китаю удастся разместить там атомную подводную лодку, он создаст условия для стратегического сдерживания Европы, России и США>, — отмечает работающий в Пекине военный эксперт.

Как ни парадоксально, но Арктика, которая является своего рода мостом между Америкой и Азией, долгое время оставалась вне поля зрения китайской внешней политики. Тем не менее, таяние ледников пробудило интерес Пекина к этому региону, на который также претендуют не только Европейский Союз, но и Япония с Южной Кореей. Последние годы лед тает буквально на глазах. По некоторым оценкам, к 2020-2040 годам Арктика будет судоходной, по крайней мере в летний период.

Энергетические ресурсы

То есть, однажды через регион могут пройти новые торговые пути. Таким образом, плавание из Шанхая в Гамбург через расположенный между Восточной Сибирью и Аляской Берингов пролив будет на 6 400 километров короче классического маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Подобные перспективы естественным образом разжигают аппетиты Китая, который стал в 2010 году мировым лидером по объемам экспорта.

Более того, новый путь может позволить китайским транспортным судам избежать нападений пиратов, которыми кишат воды у Малаккского пролива и Аденского залива: Как бы то ни было, эксперты советуют не забегать вперед. В среднесрочной перспективе пройти по северному пути смогут лишь ледоколы или корабли с двойной обшивкой.

Кроме того, в Арктике находятся значительные запасы энергоресурсов. Как следует из проведенного в 2008 году анализа Геологической службы США, под полярными льдами может находиться 30% неразведанных мировых резервов природного газа и 13% нефти.
Речь идет о <крупных, но не колоссальных> запасах ресурсов, отмечает профессор географии из квебекского Университета Лаваля Фредерик Ласерр (Frederic Lasserre).

Как бы то ни было, 95% из них принадлежат арктическим державам. Для того, чтобы начать разработку этих месторождений, Китаю для начала необходимо не только получить разрешение на их эксплуатацию, но и приобрести технологии добычи в открытом море, которые сегодня стали дефицитным товаром.

В поисках ледяного дракона. Их расцветка белая, так что трудновато будет заметить.

<Присутствие китайских предприятий в Арктике пока еще остается на совершенно зачаточной стадии. Они предпочитают подписывать партнерские соглашения с иностранными компаниями о совместной разработке месторождений. Кроме того, хотя льды и тают, условия все равно остаются крайне тяжелыми как для людей, так и для техники. В настоящий момент китайские предприятия предпочитают работать на уже проверенных месторождениях, где вести добычу проще>, — продолжает канадский ученый.

Тем не менее, Пекин наверстывает упущенное семимильными шагами. Помимо экспедиций и строительства ледоколов, в 2004 году у Китая появилась крупная научно-исследовательская база на арктическом архипелаге Шпицберген, который принадлежит Норвегии.

<С 2009 года Китай проявляет все больше интереса к Арктике, хотя и продвигается вперед крайне осторожно. Пекин прекрасно понимает, что у него нет никаких суверенных прав на регион>, — считает Линда Джейкобсон (Linda Jakobson) из сиднейского Института внешней политики Лоуи, автор посвященного этому вопросу исследования, которое было опубликовано Стокгольмским институтом исследования проблем мира.

Китаю, у которого попросту нет никаких территорий в Арктике, практически нечем подкрепить свои притязания. В лучшем случае у него есть права в международных водах, которые расположены вне исключительных экономических зон пяти арктических государств: США, Канады, Дании, Норвегии и России.

С другой стороны, Пекин сейчас слишком занят защитой своих интересов в Южно-Китайском море, где в отличие от Арктики ему противостоят небольшие государства, такие как Вьетнам, Филиппины, Индонезия и Малайзия. <Арктика занимает не слишком высокое место в повестке дня китайской политики, международные СМИ преувеличивают значимость этой проблемы>, — продолжает Линда Джейкобсон.

Китайская арктическая экспедиция

В то же время небольшая группа китайских ученых попыталась уговорить коммунистическое руководство страны обозначить свои притязания более решительным образом. <Тот, кто контролирует Арктику, будет контролировать мировую экономику и новый международный стратегический коридор>, — предупреждал Ли Женьфу из Морского университета Даляня в опубликованной в 2009 году статье. Однако его послание так и не было услышано. Китайское правительство предпочитает действовать с осторожностью и до сих пор не высказало какой-либо официальной позиции по Арктике.

Китай стучится в дверь

В любом случае, все это не мешает Пекину подготавливать почву. Несмотря на отказ в 2009 году, Китай вновь подал заявку на статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Такое положение позволило бы ему принимать участие в работе этой межправительственной консультативной организации и тем самым придать новый вес своей позиции (при этом для него все равно был бы закрыт доступ к голосованию, который является уделом одних лишь арктических государств).

<Решение будет принято в мае 2013 года министрами иностранных дел государств-членов совета. В настоящий момент у совета нет официальной позиции просто потому, что кандидатуру Китая пока еще даже не рассматривали, — поясняет представитель Швеции (до 2013 года именно ей принадлежит кресло председателя) в Арктическом совете Густав Линд (Gustav Lind). — Чтобы получить статус постоянного наблюдателя, кандидат должен вести активную деятельность в Арктике и проявлять настоящий интерес к региону. С этой точки зрения, Китай удовлетворяет этим критериям>. Как бы то ни было, нет гарантии, что хозяева севера с радостью распахнут перед ним двери.