https://www.funkybird.ru/policymaker

Египетская революция сегодня

Директор Центра партнерства цивилизаций ИМИ Вениамин Попов считает, что в египетском обществе начинается очень драматический этап. Первый тур президентских выборов назначен на 23 мая, и за президентское кресло ведут борьбу кандидаты от Высшего совета вооруженных сил, «Братьев-мусульман» и ценристов.

Египтяне, как известно, считают основной точкой отсчета революционных действий 25 января 2011 года. Между тем, египетская революция, как и другие классические революции, проходит несколько стадий в своем развитии.

Нынешний этап характеризуется, прежде всего, активизацией действий «Братьев-мусульман», которые фактически стали главной парламентской силой Египта, получив в обеих палатах почти половину депутатских мест. Вначале они ставили в качестве основной задачи не получение власти, а реформу общества; сейчас «Братья-мусульмане»изменили свой подход. Они не только создали свою политическую партию «Свободы и справедливости», но и вступили в президентскую кампанию, хотя ранее заявляли, что не будут выдвигать своего кандидата. Это представляет собой отход от стратегических установок основателя организации «Братьев-мусульман» Хасена Аль Банна. По его мнению, эти фазы продвижения к заветной цели должны проходить в несколько этапов — мусульманин как индивид; мусульманская семья; мусульманское общество; мусульманское правительство; мусульманское государство, и, наконец, — халифат.

Как считают сами египетские наблюдатели, такой сдвиг в позиции «Братьев-мусульман» произошел в связи с эскалацией напряженности между Высшим советом вооруженных сил и «Братьями» из-за отказа Высшего совета уволить нынешний кабинет премьер-министра Камаля Аль Ганзури. «Братья» расценили это как попытку военной хунты обеспечить на президенстких выборах успех своего кандидата. Именно поэтому «Братья» хотели добиться доминирования в Конституционой Ассамблее, расчитывая сделать обсуждение состава ее участников предметом торга по реорганизации правительства.

Партия «Свободы и справедливости» фактически навязывает себя в качестве основной силы, противостоящей армии, игнорируя молодежь и ее организации, которые были застрельщиками революции, и рабочие профсоюзы, которые считают себя, и не без основания, «прародителями революционного движения».

По существу, ныне в египетском обществе начинается весьма драматический этап — первый тур президентских выборов назначен на 23 мая, хотя многие и не исключают его переноса.

Вероятнее всего, уже сейчас можно говорить о своего рода двоевластии — противостояние армии и «Братьев-мусульман» становится все более откровенным. Здесь, пожалуй, уместно провести параллель с нашей революцией 1917 года, хотя все исторические сравнения условны. Для понимания реальной картины происходящего в сегодняшнем Египте нужно обязательно обратить внимание на экономическую ситуацию. По мнению российского исследователя А. Филоника, все больше ощущаются признаки драматического ухудшения положения дел: быстро иссякают как валютные резервы, так и стратегические запасы зерна. И это при том, что национальные проблемы обостряются: безработица растет, а доходы от туризма — одного из главных источников валюты -сократились на треть.

В сложившихся обстоятельствах, когда предпринимаются активные попытки отстранить от участия в выборах как кандидатов от военных, так и от «Братьев-мусульман», возрастают шансы центристских деятелей, в частности, бывшего Генерального секретаря Лиги арабских государств Амра Мусы и бывшего активного деятеля «Братьев» Абдель Монейма Абу Аль-Футуха.