https://www.funkybird.ru/policymaker

Единороссы захотели контролировать власть

ЕР подготовила Закон «О парламентском контроле», хотя подобные инициативы оппозиции ранее «зарубались».

Не позавидуешь нынче идеологам единороссов: заявления первых лиц государства в последнее время все чаще и все резче расходятся с теми или иными тезисами самих «медведей». Представители оппозиционных фракций живут с перманентным чувством «се ля ви»: Кремль и Белый дом как-то вдруг прониклись запоздалыми чувствами к инициативам своих противников.

Законопроект о парламентских расследованиях – яркий тому пример. Сколько уже раз пытались парламентские оппозиционеры провести его через жернова слушаний и получали отпор «Единой России»: мол, нет такой надобности – власть контролировать, все движется правильным курсом. Однако что-то очень серьезно надломилось в, казалось бы, незыблемом монолите, в который некогда слились исполнительная власть и та самая партия. И вот уже единороссы оказались готовы наступить на горло собственной песне, признав правоту справедливороссов и коммунистов, которые еще в 2010 году внесли на суд коллег проект Закона «О парламентском контроле в РФ». Тогда правительство прислало на него отрицательный отзыв, что было болезненно воспринято даже не столько авторами-депутатами, сколько их соавторами – светилами юриспруденции. Многие из них сами учили тех юристов, которые, уже работая в правительстве, вынесли вердикт их труду. Ученые даже написали открытое письмо на имя президента с рекомендацией присмотреться внимательнее к компетенции его младших коллег (сам Дмитрий Медведев, как мы помним, юрист) в правительстве. На том и порешили. Скандал погас, едва развившись: еще, видать, не время было браться за столь тонкие материи.

Но пытливый ум отнюдь не дремал: инициативы об учреждении института парламентского контроля сыпались одна за другой. В связи с этим особенно примечательным выглядит демарш единороссов, когда сперва полсотни депутатов фракции подписались под ним, а после, как судачат злые языки, по окрику все оттуда же, из Белого дома, потихоньку, один за одним, отозвали. Да, получилось как-то некрасиво… но что уж поделать? «Реал политик» во всей красе. Принципы приходят и уходят, а вкусно кушать хочется всегда.

Наконец, последняя попытка внесения столь важного (говорим без всякой иронии) документа была предпринята год назад, на излете пятого созыва Госдумы. Тогда авторам законопроекта даже удалось убедить профильный комитет в нужности своей инициативы и получить положительный отзыв, что открыло наконец документу двери на слушания. Но… вмешалось думское руководство, настоятельно рекомендовав отложить рассмотрение проекта на потом. Наивные, они полагали, что очередные парламентские выборы станут лишь формальностью и не повлекут за собой события, на которые не сможет не откликнуться власть. Вероятно, полагали, что новый созыв сможет столь же просто «закудахтать» эту инициативу изощренной демагогией. Но… не случилось. Произошло то, что произошло, и соответствующий закон теперь, очевидно, будет принят.

Так, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила на этой неделе о том, что «Единая Россия» подготовила свой законопроект об организации парламентского контроля. При этом руководствовалась фракция, что неудивительно, вовсе не наработками юристов, нашедшими место в «оппозиционном» проекте закона, а т. н. «дорожной картой» – своеобразным партийным конспектом, написанным вслед за озвученными тезисами двух первых лиц государства. Надо ли говорить, что в реальности эта карта есть не что иное как конспект оппозиционных инициатив – от стародавних до самых свежих?

Интересным в данном свете представляется другое – насколько рабочим окажется новый закон. Ведь пока что политическая иерархия в нашей стране выглядит так, что парламент находится в зависимом положении от правительства, законодательная власть на деле не то что не формирует исполнительную, а в принципе, по большому счету, никак на нее не влияет. Что есть 450 депутатов с их «парламентским контролем» против толпы «рассерженных горожан» с забавными транспарантами?..

В беседе с обозревателем KM.RU известный общественно-политический деятель и публицист, председатель партии «Великая Россия» Андрей Савельев скептически отнесся к перспективе учреждения института «парламентских расследований»:

– В наших условиях трудно найти какой-либо социальный или правовой институт, который действовал бы должным образом. Деятельность «Единой России» в Государственной Думе совершенно бесплодна и скорее даже вредна. Это мнение, я думаю, разделяет подавляющее большинство граждан. Что касается парламентского контроля как такового, то он абсолютно невозможен и не будет эффективным, если пользоваться догмой о разделении властей и если судебные аспекты власти не будут также присущи народным представителям. В странах, где к принципу разделения властей подходят проще, парламентское расследование может быть очень серьезным, и там фактически речь идет о расследовательской и судебной процедурах, и ложь чиновника, уличенная парламентской комиссией, может стоить ему очень дорого. А случай, чтобы он не явился на такую комиссию, представляется чем-то из разряда фантастики.

У нас же законопроект о парламентском расследовании впервые пыталась внести еще фракция «Родина». Он был, кажется, даже не допущен до рассмотрения. Вместо него рассматривался похожий проект «Единой России», но и он тоже не прошел. Фактически возможности для парламентских расследований у нас есть, но их эффективность стремится к нулю. Я припоминаю созданную парламентскую комиссию по событиям в Кондопоге, когда комиссия ездить-то туда ездила, а вот расследовать отказалась. Единственный положительный пример на моей памяти – создание парламентской комиссии по событиям в Беслане. Была проведена действительно серьезная работа, но, опять же, был подготовлен доклад, который депутатам не представили: мол, он содержал некую «секретную информацию».