https://www.funkybird.ru/policymaker

Военным некуда девать выделенные средства

Военным некуда девать выделенные средства: российская «оборонка» не справляется.

Игра слов про «ГОЗ и ныне там» стала уже общим местом. Сколько бы ни угрожали военным и производителям первые лица государства, выполнить рутинную, казалось бы, задачу — вовремя разместить весь оборонный заказ армии так и не удается. Сколько было по этому поводу истерик и в прошлом, и в позапрошлом году, сколько бы предварительных договоренностей не было достигнуто — опять похвастаться можно лишь тремя четвертями необходимого результата.

Во время своего отчетного выступления в Госдуме на прошлой неделе премьер Владимир Путин потребовал разместить весь ГОЗ до 15 апреля. В минувший четверг первый замминистра обороны Александр Сухоруков вынужден был проинформировать общественность: установленный премьером крайний срок пропущен, из запланированных 677,4 млрд. рублей, контрактов заключено на 520,7 млрд., то есть 77% (при соответствующих показателях за 2010 и 2011 годы в 50% и 47% соответственно). Правда, замминистра тут же пообещал, что до 30 мая ведомство успешно разберется с оставшейся частью ГОЗа и будет чисто перед правительством и народом.

Сухоруков также подчеркнул, что не удалось пока заключить контракты, по которым необходимо проведение торгов — это долгая и трудозатратная процедура. Однако цифры представленные им, позволяют подсчитать, что до лета по результатам торгов будет распределено лишь 84 миллиарда. Не совсем ясно, почему «подвисли» еще 73 млрд.? Видимо, столь небольшая по нынешним временам сумма не требует отдельных пояснений.

В то же время Сухоруков выразил свое недоумение тем, что на многие торги, в том числе и по продукции двойного назначения, не подано ни одной заявки. Для примера: из 4 тендеров на поставку основных танковых и артиллерийских боеприпасов состоялось три. В отношении танковых выстрелов произошла вообще анекдотичная история: в единственной заявке от ФГУП «НИМИ» объем предлагаемой поставки и ее цена были выше описанных в тендере.

Было бы странным предположить, что ответственные сотрудники Машиностроительного института не знают требований 94-ФЗ о госзакупках. Единственным разумным объяснением, которое можно предположить, может быть только намеренный срыв торгов поставщиком.

Из слов первого замминистра можно понять, что в Минобороны всячески пытаются учесть опыт прошлых лет и больше не попадать под огонь критики и не слышать обвинений в срыве ГОЗа. Благодаря распространению практики 100%-ного авансирования (несмотря на сопротивление многих поставщиков, опасающихся увеличенных штрафных санкций) уже сейчас предприятиям выплачено 386,5 млрд. рублей (57% от всей суммы оборонзаказа-2012). Также значительно выросла доля долгосрочных контрактов (с 25% в 2009 году до 53% в 2012-м).

Интересно отметить, что, говоря о долгосрочных контрактах, Сухоруков пообещал ужесточение контроля за производством со стороны заказчика — военные представители теперь будут очень внимательно следить за качеством товара. Очевидно, что этот момент тревожит руководство военного ведомства.

По итогам трехлетней эпопеи с ГОЗом становится ясно: какие бы дополнительные возможности ни изыскивали в Министерстве обороны, как бы грозно ни требовал выполнения заказа выбранный президент и лидер нации, реальной возможности выполнить эту задачу просто нет.

Военным просто некуда девать выделяемые им деньги. Ничего иностранного они закупать не могут, а российская оборонка просто столько не стоит (если, конечно, не покупать втридорога). Очевиден стратегический просчет: прежде чем «накачивать» армию деньгами, надо было навести порядок в ВПК.