https://www.funkybird.ru/policymaker

Российское руководство не намерено повторять ошибок Горбачева

Очередным заверениям о том, что ЕвроПРО не направлено против России, Москва верить не собирается.

Переговорный процесс между Россией и НАТО по поводу предоставления блоком гарантий ненаправленности ЕвроПРО против российского стратегического потенциала чем дальше, тем больше напоминает сюжет глупой латиноамериканской мелодрамы. Мы просим, казалось бы, о мелочи: строите свою ЕвроПРО – ради Бога, но дайте нам юридические гарантии, что она никак не повлияет на возможность России защитить себя от внешних ракетных ударов. И натовцы это право за нами также вроде бы признают. Но гарантии предоставлять не желают, запуская переговоры на очередной круг.

И до недавней поры ситуация казалась совсем уж безысходной. Настолько, что Россия отказалась от участия в саммите НАТО в Чикаго в середине мая: о чем говорить, когда говорить не о чем? Но так уж легли геополитические карты, что совсем уж не считаться с Россией Североатлантический альянс также не может. Понятно, что мы уже и не «шестая часть суши», и вообще не СССР, но игрок на арене серьезный и с очень серьезными аргументами. И вот некий высокопоставленный источник в НАТО поведал изданию «Коммерсантъ» новость почти сенсационную: «блоковцы» близки к тому, чтобы принять некое «политическое заявление» о ненаправленности системы ЕвроПРО и глобальной ПРО против интересов России.

Новость именно что ПОЧТИ сенсационная, поскольку нечто подобное рано или поздно должно было произойти. Должно было последовать какое-то общее успокаивающее заявление с похлопыванием по плечу в торжественной обстановке и непременно последующим банкетом. Но, увы, «политическое заявление» – это, по сути, просто слова, не имеющие юридической силы. А просто словам – из Брюсселя или из Вашингтона – мы верить отказываемся, что наших западных партнеров почему-то искренне удивляет. Вот и нам они предлагают верить на слово, что никакой опасности от ЕвроПРО для нас нет. «Система, которую мы развиваем, сможет отразить только несколько примитивных ракет, ее потенциал несопоставим с ядерным арсеналом РФ», – цитирует «Ъ» слова своего источника в Альянсе. Приятно слышать, конечно, столь бесподобную лесть, но в МИД, к сожалению, сентиментальные люди исторически не прижились, так что от требования гарантий мы и далее не откажемся.

«Мы, вообще-то, не лести ожидаем от «партнеров». Ожидаем открытого и не отретушированного обмена мнениями по проблематике ПРО в преддверии саммита НАТО в Чикаго. ПРО – тема, которая может нас либо объединить, либо создать дополнительные сложности, причем весьма серьезные», – отметил и. о. постпреда РФ при НАТО Николай Корчунов. Политическое же заявление, отметил дипломат, – это, конечно, хорошо, но этого недостаточно. Такой акт можно рассматривать разве что в качестве первого шага к искомым юридическим гарантиям, но не как решение проблемы. Гарантии, кроме того, должны быть подкреплены «соответствующими военно-техническими критериями о том, что, независимо от того, кто придет к власти в той или иной стране НАТО, ее система ПРО не будет угрожать силам ядерного сдерживания РФ».

В самом Брюсселе такой расклад пока что считают чем-то из области фантастики. Добиваться официальной гарантии, считает источник «Ъ» в НАТО, России просто бесполезно: «Соответствующий документ не получит одобрения парламентов ряда стран Альянса, прежде всего Конгресса США. Вспомните, какие сложности возникли при ратификации нового ДСНВ». Но, понимая, видимо, что общими словами о «ничтожных» возможностях ЕвроПРО супротив наших ракет русских не задобришь, источник снизошел до конкретики, попытавшись объяснить, почему России вовсе не нужно бояться ракет SM-3, которые образуют ядро европейской противоракетной обороны и, по подсчетам российских военных специалистов, смогут угрожать уже при скорости 5 км/с: «Получить подобные противоракеты типа SM-3 Block IIA и SM-3 Block IIВ планируется только на третьем-четвертом этапах развертывания ПРО, т. е. в 2018-2020 гг. Сейчас они существуют только на бумаге, и все разговоры об их технических характеристиках – не более чем спекуляции».

В заключение натовец еще на всякий случай напомнил, что работа по ЕвроПРО и глобальной ПРО ни при каких обстоятельствах остановлена не будет, ибо Европа и США вправе спать спокойно. Как будто мы возражаем против этого! Россия как раз уважает право «зарубежных партнеров» на защиту и всего лишь требует взаимности. Но пока ее не получает – как в той глупой латиноамериканской мелодраме.

Новость о возможном скором принятии НАТО «политического заявления» о ненаправленности ЕвроПРО против России в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал главный редактор журнала «Национальная оборона», председатель общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, полковник запаса Игорь Коротченко:

– Нам не нужны от НАТО никакие «политические заявления». Нам нужны практические шаги, поэтому верить мы будем юридически обязывающему документу, в котором будет прописано черным по белому, что НАТО, идя навстречу России, принимает решение о том, что стартовые позиции противоракет системы ЕвроПРО отодвигаются вглубь Европы на радиусы их боевого применения для того, чтобы не иметь возможности перехватывать российские баллистические ракеты. Вот это будет практический документ, который нас удовлетворит. А что касается деклараций устного или письменного характера, это все – не более чем декларации. Мы все это уже проходили во времена, когда НАТО обещало Михаилу Горбачеву в благодарность за объединение Германии не расширяться на Восток. Чем все это кончилось, мы прекрасно знаем.

Вне зависимости от того, кто станет ее следующим президентом, Америка не изменит своего подхода, а он заключается в том, чтобы строить европейскую, а затем и глобальную систему противоракетной обороны в качестве средства обеспечения своей стратегической неуязвимости. Поэтому принципиально ничего не меняется: они стремятся превентивно обезопасить себя от ударов российских баллистических ракет. И как США не хотят идти в этом принципиальном для обеих сторон вопросе навстречу России, так и не будут идти. И не пойдут, будь там президентом Обама, Ромни или кто-то еще.

Хлопать дверью проще всего. Есть пока некое «окно возможностей», в рамках которого мы и должны работать с НАТО и с США, чтобы все же попытаться донести нашу точку зрения и не стать самим инициаторами нового витка гонки вооружений. Если она и произойдет, то уже будет очевидно, что не по нашей вине, а по вине Запада. Потом: важно еще понимать, что реально система ЕвроПРО будет угрожать России где-то начиная с 2017 года, с запуска третьей фазы т. н. адаптивного поэтапного подхода к ЕвроПРО, который реализует США. У нас пока есть время (порядка пяти лет), чтобы пытаться вести переговоры либо выходить на какие-то новые договоренности. Если же все попытки ни к чему так и не приведут – с нашей стороны начнется реализация ответных мер, о которых Дмитрий Медведев объявил в конце прошлого года.