https://www.funkybird.ru/policymaker

Петербург: расплата за честность

В Василеостровском районном суде Петербурга в среду прошли предварительные слушания по иску к учительнице, отказавшейся в декабре обманывать избирателей. Иск на неё подан, правда, как бы по другому поводу — за оскорбление чести и достоинства.

Отслужив более 30 лет верой и правдой отечественному народному образованию, учитель средней школы № 575 Василеостровского района Петербурга Татьяна Иванова… угодила под суд. Сама того не ведая. Потому что ничего криминального не совершала. Более того, вплоть до увольнения минувшей зимой по собственному желанию она была на хорошем счету не только в своей школе, где помимо педагогических, выполняла также обязанности заместителя директора, но и в районе.

Парадокс, но как раз глава районного отдела народного образования Н. Ю. Назарова и подала в суд на Т. В. Иванову. Случилось это вскоре после того, как Татьяна Васильевна обнародовала скандальную историю «с вбросом нужных бюллетеней», случившуюся на декабрьских, 2011 года выборах в городское законодательное собрание и Госдуму РФ. Почему-то именно заведующая РОНО посчитала себя оскорбленной и выставила учительнице иск на сумму в 100 000 рублей.

Иванова возглавляла во время той избирательной компании участковую комиссию № 99. Педагог, что называется, «от Бога» (на её уроках русского языка всегда царила атмосфера творчества), Татьяна Васильевна слыла и хорошим организатором. Свидетельством чему — её регулярное участие в работе участковых избирательных комиссий (УИК) на выборах самого разного ранга — от муниципальных до думских. В течение 14 лет возглавляла она УИК. И всегда получала только благодарности. Ничто не предвещало, казалось бы, скандала, и в тот раз.

— На самом деле, уже в первых числах ноября, когда началась активная подготовка к выборам в ЗакС и Госдуму, я, честно сказать, напряглась, — рассказала «СП» Татьяна Иванова. — Потому что давление шло неприкрытое. Нас, председателей участковых комиссий, стали регулярно собирать на совещания. Проводил их в форме «доверительной беседы» член горизбиркома Сергей Пономарев. Учил он нас, в частности, тому, как заполнять и подписывать бюллетени тех избирателей, которые на выборы не пришли. Я, признаться, ушам своим не поверила. За те четверть века, что отработала на выборах, впервые сталкивалась с подобным!

«СП»: — Хотите сказать, что прежде на выборах в России фальсификаций не бывало?

— За всю Россию сказать не могу. Но на «моих» питерских участках я, как председатель, всегда требовала соблюдения норм и правил. Иначе бы перестала себя уважать. А тут нас просто обязывали, и кто — представитель горизбиркома! — заполнять и подписывать чужие бюллетени. Специально для этого всем выдали копии списков избирателей, базу с паспортными данными. Для меня это был шок! Я сразу заявила, что участвовать в фальсификациях не буду. За три дня до выборов меня вызвали в районную администрацию, там присутствовала заведующая РОНО, представитель районной администрации, горизбиркома Они хотели отстранить меня от руководства УИКом. Кричали на меня, топали ногами, словно на нашкодившую ученицу — это в мои-то 53 года! Ну, я и высказала, всё, что думала по этому поводу.

«СП»: — Мне в РОНО сказали, что «обложили их матом», это так?

— Несколько нецензурных слов произнесла, да, каюсь. Сегодня мне за это стыдно. Но в тот момент других слов в моем русском языке просто не нашлось, чтобы выразить все то, что чувствовала по отношению к этим людям. В итоге они то ли испугались, то ли просто заменить меня было уже некем, так как время поджимало, но мне дали доработать избирательную компанию.

«СП»: — Можно узнать, сколько получают за свою работу члены участковых избирательных комиссий?

— Рядовые сотрудники УИК получили порядка 3-6 тысяч рублей в зависимости от времени, проведенного на участке. Я как председатель 9 с небольшим тысяч.

«СП»: — Это за два-то месяца неустанной оргработы, нервотрепки и ответственности?.. Не густо, однако. Стоило туда идти?

— Мне поручили. Отказываться не привыкла…

После того, как тогда же, зимой, добропорядочная учительница Иванова обнародовала через городские СМИ все эти факты с вбросом бюллетеней (на её участке, замечу отдельно, данной «комбинации» провернуть не удалось), скандал переметнулся в её родную школу. «На ковер» в РОНО зачастила директор 375-й Людмила Денисова. Что говорила ей там заведующая Наталья Назарова, можно только догадываться. Но результат не замедлил себя ждать: почетный работник образования, учитель высшей категории Т. В. Иванова ещё до нового года, то есть, тогда же, в декабре, подала заявление об увольнении по собственному желанию.

— Мне ничего не оставалось, кроме как уволиться, — вздыхает Татьяна Васильевна. — Уже через пару недель после выборов коллеги из другой школы сообщили мне по секрету, что в РОНО на меня собирают «компромат». Пострадать могла и директор 375-й Людмила Станиславовна Денисова. Не хотела её подводить. Все-таки мы много лет отработали вместе. Школа на хорошем счету в городе.

«Криминал» Ивановой и Денисовой, как удалось выяснить, состоял в том, что «развели семейственность». В школе вместе с Татьяной Васильевной работал по совместительству её сын — рабочим, на ставке, не превышающей 2000 (две) рублей в месяц. И невестка Наталья — секретарем директора…

О директоре бывшая теперь уже её заместительница отзывается очень тепло, доброжелательно. Признается, что скучает. Что же Людмила Станиславовна? Ваш корреспондент позвонила ей за несколько часов до начала судебного заседания против её бывшей сотрудницы, точнее даже соратницы, спросила с участием:

«СП»: — Поедете на заседание, чтобы поддержать Татьяну Васильевну?

— Все вопросы только в письменном виде. Отпечатать и прислать мне вместе с официальным запросом! — Не ответила — отрапортовала, словно по команде, директор Денисова.

«СП»: — Вам за неё не обидно? Может быть, нужно было удержать её в школе? Специалистов такого уровня в нашем образовании не так уж и много…

— Гражданка Иванова уволилась по собственному желанию. Я всё сказала.

Действительно, что тут ещё скажешь? Можно разве что предположить, что кто-то сильно напугал руководителя отдельно взятого среднего учебного заведения, расположенного на Васильевском острове Петербурга. Напугал, видимо, увольнением «без выходного пособия». За пару — другую лет до «возраста наступления пенсии» обидно было бы, в самом деле, остаться без работы…

Тем же принципом, похоже, руководствовались и в Василеостровском РОНО, подавая иск в суд «о защите чести и достоинства». Чью именно честь и каким образом задела учительница Иванова, руководитель образовательного райотдела Наталья Юрьевна Назарова не объясняет. Как и то, почему именно 100 тысяч рублей (четырехмесячный оклад учителей Петербурга или полугодовая пенсия среднестатистического петербуржца) затребовала она от теперь уже экс-педагога. Но с прессой Н. Ю. Назарова общаться отказывается. Через своего секретаря она передала «для всех журналистов», что говорить «будет на суде». А до этого, мол, без комментариев.

Отстраненную, как показалось, позицию, заняли в аппарате уполномоченного по правам человека в Петербурге. Сам уполномоченный, недавно избранный на эту должность Александр Шишлов, в командировке. Что же начальники его отделов, призванные защищать человека, независимо от его статуса? С ситуацией специалисты аппарата, как выяснилось, хорошо знакомы. Но… «А Иванова к нам не обращалась. Почему мы должны ей помогать?» — таков был их ответ на запрос корреспондента «СП».

Свою помощь опальной учительнице предложили в Правозащитном совете Петербурга. Адвокат этого Совета взялась бесплатно представлять интересы Татьяны Ивановой в суде.

Ответственный секретарь Правозащитного совета, экс-депутат городского законодательного собрания Наталья Евдокимова сказала «СП»:

— Случившееся с Татьяной Васильевной для Петербурга, к сожалению, уже чуть ли не обыденность. Я, например, знаю несколько подобных историй. В Калининском районе, например, сразу после думских выборов уволили директора школы, не пожелавшей, так же, как и Иванова, участвовать в фальсификациях. Сейчас она пытается восстановиться в должности. Ведь правда на её стороне. Про этих двух женщин-педагогов могу сказать, что я и мои соратники восхищаемся ими! Я прекрасно понимаю, как это тяжело лишиться вдруг права заниматься своей любимой профессией, и только потому, что не захотел изменить себе, своей совести. Жаль, что таких людей у нас пока ещё мало. Даже — очень мало. Именно поэтому, уверена, число незаконно уволенных со своих работ участников оппозиционных митингов в Москве и у нас в Петербурге исчисляется десятками человек. Но их поступок, их пример, безусловно, найдут последователей. Уже находят!

«СП»: — Слышала, Наталья Леонидовна, что не без вашего участия в настоящее время создается так называемый «Список позора». Что это за список? Кому он посвящен?

— Работают над ним в Лиге избирательниц. Главная идея — обнародовать имена тех людей, которые запятнали себя участием в фальсификациях во время выборов последних лет. В таких делах обязательно нужна гласность. Сами фальсификаторы больше всего боятся огласки. В глазах своих близких, друзей стараются выглядеть приличными людьми, на деле же… Я — за открытость во всем, что касается выборов. Будь-то муниципальная, думская или президентская избирательная компания.

Скромная учительница русского языка Татьяна Иванова сделала даже больше, чем, наверное, хотела. Она хотела просто НЕ врать. Результат: поддержка тысячи петербуржцев, уставших от вранья, о котором, может быть и не знали, но догадывались. Что нашло отражение в итоговом протоколе УИК № 99, где председательствовала Т. В. Иванова: партия «Единая Россия» набрала всего 22,97%. У «Справедливой России» 31,38% , на третьем месте «Яблоко» с 16,44процентами.

… В среду, за пару часов до начала слушаний в Василеостровском суде, корреспондент «СП» позвонила Татьяне Васильевне со словами поддержки. В ответ услышала, помимо благодарности, что уже не первая сегодня. Первыми были ученики её выпускного 11-го класса. Практически всем составом пришли они к любимой классной руководительнице («бывшей» они её не считают), сказать, чтобы не отчаивалась, что готовы выступить в её поддержку на суде, и, если потребуется, собрать «эти несчастные сто тысяч для РОНО».

И в этих 16-17-летних ребятах, наверное, главная её победа.