https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия теряет традиционные мировые рынки оружия

Россия теряет традиционные мировые рынки. И в значительной мере – из-за политических просчетов.

«Центральная Европа потеряна, Северная Африка теряется, Китай уходит, Иран ушел». Именно так – почти как в бессмертной сцене из «Бриллиантовой руки», где Папанов орал в телефонную трубку: «Шеф, все пропало – клиент уходит!» — описал вчера траекторию падения спроса на российское оружие со стороны зарубежных заказчиков заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин.

И было, отчего впадать в отчаяние. Несмотря на то, что все последние годы экспорт российского оружия неуклонно рос, впервые превысив в прошлом году барьер в $12 млрд (а в этом году, почти наверняка, будет поставлен новый рекорд – не менее $14 млрд), за последние два года объем заказов, наоборот, стал снижаться. Так, если на конец 2010 года портфель заказов «Рособоронэкспорт» — а это наш монополист в торговле оружием на мировых рынках – составлял $38,5 млрд, то в конце прошлого – уже только $33–35 млрд. И дальше будет еще меньше.

Что же случилось? Виноват «Рособоронэкспорт»? Отнюдь нет – посредник-монополист, наоборот, торговать стал еще более умело, в чем не без сожаления признаются его конкуренты на мировых рынках. М.б. виновны производители отечественного оружия, предлагающие на мировом рынке не конкурентоспособный товар? Отчасти это так – новых разработок у российских оружейников, действительно, не так уж и много, а сколько можно продавать оружие, пусть и модернизированное, которое было разработано конструкторами еще в советские времена. Но и это не является первопричиной неизбежного падения в недалеком будущем оружейного экспорта России. Главная причина лежит все же совсем в иной сфере.

«Нигде мы рынки не потеряли, кроме как по политическим условиям. Известно, что рынок оружия — это в первую очередь политика», — заявил Комардин, прибывший в столицу Малайзии Куала-Лумпур на проходящую там военную выставку. И, если пренебречь некоторой долей преувеличения, присутствующей в его словах, он прав.

Ну как, действительно, можно рассчитывать на какие-то перспективы экспорта в тот же Иран, если Россия, получив несколько лет назад заказ на поставку туда зенитно-ракетных систем дальнего радиуса действия С-300, и даже взяв с Тегерана предоплату, вдруг отказывается выполнять контракт под абсолютно надуманным предлогом – СБ ООН, дескать, запретил продавать Ирану наступательные виды вооружений. Любой военный специалист любой армии мира подтвердит, что ЗРК С-300 – это чисто оборонительное оружие, которое не подпадает под эти санкции ООН. А наш президент Медведев и его окружение, тем не менее, налагает вето на поставки Ирану этих комплексов, чем не только лишает наших оружейников прибыли, но и наносит смертельный удар по репутации России как надежного поставщика вооружений и военной техники. Оружие ведь покупатели приобретают на мировом рынке только ту тех, в ком они 100-процентно уверены. И достаточно хотя бы один раз подвести партнера – он для тебя потерян.

А политические и военно-стратегические последствия для России отказа от поставки Ирану комплексов С-300? Будь они сейчас у Ирана, Израиль, наверняка, не грозился бы сейчас в одиночку – даже без помощи США – напасть на Иран. Москва же сейчас как раз прилагает немалые усилия, чтобы предотвратить войну против Ирана, прекрасно понимая, что смена власти в Тегеране по «ливийскому сценарию» будет являться, без преувеличения, геополитической катастрофой для самой России. Ведь она будет окружена своими врагами со всех абсолютно сторон, которые к тому же поставят себе на службу энергетические ресурсы всего «Большого Ближнего Востока». Так зачем, спрашивается, наши власти отказались от поставки Ирану систем С-300?

Назрели проблемы для наших поставщиков оружия и на других традиционных для них мировых рынках. В 2011 году тренд роста заказав на российское оружие переломился, пишет сегодня в «Независимой газете» известный эксперт, директор Центра анализа стратегий и технологий, член Общественного совета при Минобороны РФ Руслан Пухов. При поставках на $13,2 млрд было получено, по его оценке, контрактов на сумму от $7,7 до 9,2 млрд. С уверенностью можно прогнозировать, что эта ситуация повторится и в текущем году. Видимо, в 2012 году Россия поставит на экспорт оружия на 14 или даже чуть больше млрд долларов, установив, таким образом, очередной номинальный рекорд. Это произойдет благодаря очень крупным передачам военно-морских вооружений в Индию.

В декабре планируется официально передать ВМС этой страны многострадальный авианосец Vikramaditya, перестроенный и глубоко модернизированный бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». В течение года индийцы получат также два фрегата Talwar-class. Кроме того, в начале года из Владивостока ушла в Индию многоцелевая атомная лодка «Нерпа», получившая в ВМС Индии, которые взяли ее в лизинг, название Chakra II. Подписать контрактов на $14 млрд – задача практически нереальная. Для этого нужно заключить сразу две или три большие пакетные сделки, подобные тем, что были подписаны в 2006 году с Алжиром и Венесуэлой. Значит, снижение портфеля заказов продолжится.

Случились в прошлом году и провалы, получившие широкую известность. Россия проиграла три крупных и важных международных тендера. Крупнейшим из них стала неудача в индийском мегатендере MMRCA на закупку 126 средних многоцелевых истребителей на сумму до $20 млрд. Российский истребитель МиГ-35 не смог пройти даже в короткий список и был отсеян уже на первом этапе конкурса, который в конечном итоге выиграл французский истребитель Rafale.

Затем индийские ВВС предпочли российскому ударному вертолету Ми-28Н американский Apache. И, наконец, в Индонезии россияне потерпели довольно унизительно поражение от южных корейцев, которые сумели продать в эту страну три устаревшие подводные лодки, которые они к тому же производят по немецкому проекту 209. Российское предложение лодок Kilo-class оказалось для индонезийцев слишком дорогим.

На самом деле в каждом из этих случаев были свои специфические причины неудачи. В Индии – это стремление страны к диверсификации источников вооружений и уже слишком сильное присутствие России на рынке истребителей. Кроме того, сам истребитель МиГ-35 еще находится в разработке. То же самое можно сказать и о Ми-28Н – это еще новая, довольно сырая машина, которой трудно тягаться с проверенным в боях Apache. В Индонезии сыграли свою роль особые политические, промышленные и технологические связи индонезийцев с южными корейцами. Но взятые вместе все три случая говорят о нарастании системных проблем с продвижением на экспорт российского оружия.

Основными негативными факторами является насыщение некоторых традиционных российских рынков или снижение платежеспособности наших клиентов. К первым относится Китай или в меньшей степени Индия. Эти страны, купившие за последние 20 лет 530 истребителей семейства Су-27/30 различных модификаций, конечно, уже никогда не будут закупать технику этого поколения в таких масштабах. Венесуэла, которая хотела бы продолжить крупные закупки, не может этого сделать из-за экономических трудностей, да и политические риски на этом рынке чрезвычайно высоки.

Следующее обстоятельство – переворот в Ливии, в результате которого Россия потеряла уже заключенные контракты на 1,3 млрд. евро, а с учетом подготовленных, но еще не заключенных контрактов общая сумма потерь достигает 4,5 млрд. долл. Наконец, в результате присоединения президента Медведева к эмбарго против Ирана Россия потеряла и этого клиента, который мог бы, по оценке Пухова, ежегодно закупать российское оружие примерно на $1 млрд.

Кроме того, сейчас сложилась такая ситуация, при которой основные российские военные бестселлеры последнего десятилетия начинают морально устаревать, а системы новых поколений или еще находятся в разработке, или их продажам препятствуют военные, которые хотят иметь приоритет в их приобретении. Например, спрос на истребители Су-30МК, которые были основным драйвером российских продаж полтора десятка лет, почти иссяк. Вероятна еще только одна крупная закупка этих машин: Индия должна приобрести еще 42 Су-30МКИ. А для завершения разработки более современного Су-35 нужно еще три-четыре года.

То же самое относится и к конвенциональным подводным лодкам. Хотя некоторый спрос на отличные, с мощным ракетным вооружением субмарины Kilo-class еще сохраняется, сами они начинают выглядеть архаичными по сравнению с новейшими немецкими предложениями. А зенитные системы нового поколения С-400, которые пользуются огромным спросом на рынке, могут быть предложены на экспорт не ранее 2015 года: до этого времени все их производство выкуплено российским Министерством обороны.

В сегменте военно-транспортной авиации России сейчас просто нечего предложить на рынок, и эта ситуация продлится до развертывания серийного производства Ил-476 в Ульяновске, то есть еще лет пять. Так что в ближайшие годы мы будем иметь циклическую паузу, связанную с недостатком конкурентоспособных предложений.

Впрочем, промышленность от этого не пострадает. По некоторым позициям ежегодный рост государственного оборонного заказа достигает 300%, а в целом в рамках выполнения программы ГПВ-2020 некоторые компании должны будут увеличить производство на порядок. Те же авиастроители, которые сталкиваются с усыханием внешнего рынка, только за последние месяцы получили от военных заказы на 92 фронтовых бомбардировщика Су-34, 30 истребителей Су-30СМ и 24 палубных МиГ-29К. Экспортная модель, в рамках которой промышленность жила все постсоветское время, на глазах замещается более традиционной парадигмой, при которой главным заказчиком становятся национальные Вооруженные силы, отмечает эксперт.