https://www.funkybird.ru/policymaker

Белорусские власти берут Евросоюз на понт

Белорусские власти испытывают старушку Европу контрастным душем. Не стихло еще эхо неожиданно миролюбивых заявлений и жестов Александра Лукашенко, как Минск заговорил с Брюсселем на железном языке.

Напомню: официальный лидер велел даже переписать свое послание народу и парламенту, чтобы было поменьше воинственной риторики на международную тему. И этот жест стал адекватным гарниром к выпуску накануне согласно указу о помиловании двух политзаключенных — Андрея Санникова и Дмитрия Бондаренко. Европа тихо возрадовалась: процесс пошел, сообща зарываем топор войны!

Но вот буквально вслед глава президентской Администрации Владимир Макей выступает с заявлением о том, что требования ЕС относительно освобождения всех политзаключенных — это «путь в никуда». Что «никакого освобождения под давлением не будет. Никакой реабилитации по евросоюзовскому велению — тоже не будет».

Эффект был усилен откровениями инкогнито из Госпогранкомитета. В интервью БелаПАН аноним из ведомства зеленых фуражек заявил, что «в условиях санкций со стороны Европейского союза руководство страны решило пересмотреть свои подходы к организации охраны границы со странами ЕС». А именно: «Приоритет будет отдан контролю за въездом в Беларусь, тогда как ранее усилия по обеспечению пограничной безопасности на въезд и выезд были распределены равномерно».

Читать следует так: с нелегалами и наркотрафиком пусть теперь сама бьется эта слишком умная Европа!

По мнению экспертов, налицо классическая игра в доброго и злого полицейских.

Наш асимметричный ответ буржуинам

Эксперт в сфере безопасности Александр Алесин заявил в интервью для Naviny.by, что «технически прикрыть глаза на нелегалов несложно». Скажем, ОСАМ — Отдельная служба активных мероприятий, своего рода пограничная контрразведка — получит указание не отслеживать так активно «броуновское движение потенциальных нелегальных мигрантов».

По словам аналитика, у нас находятся сотни, даже тысячи людей, преимущественно с востока, для которых Беларусь — лишь перевалочная база на пути в заветный богатый Евросоюз. Доселе их довольно эффективно отлавливали. Если фильтр убрать, погранслужбы соседних стран ЕС действительно попадут в трудную ситуацию, так как их фильтры не столь мощны, говорит эксперт.

Однако Алесин сильно сомневается, что нашим погранцам дадут такой приказ. «Скорее это фига в кармане для ЕС», — считает собеседник Naviny.by.

А может, таким оригинальным способом Минск пытается выбить деньги на техническое укрепление священных рубежей? Ведь аноним из погранведомства пеняет на то, что действующая на границе с Польшей с советских времен система «давно исчерпала свои ресурсы и требует замены на более современную. На ее содержание в год расходуется 3 миллиарда рублей. При этом комплектующие к такой системе давно не производятся».

Алесин считает, что для запроса о матпомощи есть цивилизованный, испытанный путь переговоров. Европа, к слову, уже давала приличные деньги на обустройство наших границ. За последние десять лет Еврокомиссия выделила Беларуси на проекты в сфере управления границей более 50 млн. евро, на ближайшие годы планировала еще 40 млн. Зачем же табуретки ломать?

Здесь чистая политика, уверен Алесин. Грозя сделать из границы решето, «Минск показывает, на какой асимметричный ответ он способен, в случае если Брюссель надумается усилить санкции».

Наш собеседник напоминает: глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон заявила, что освобождение двух политзаключенных «показывает силу ЕС». «Так вот Минск в ответ показывает свою силу», — считает аналитик.

Добавим: показывает то, что имеет, и так, как умеет.

Брюсселю предлагается сделка по понятиям

«Такими заявлениями белорусские власти набивают себе цену», — заявил, в свою очередь, в комментарии для Naviny.by политолог Алесь Логвинец. Он убежден, что Минск так или иначе будет вынужден идти на дальнейшие уступки Брюсселю, но при этом старается демонстрировать, прежде всего своему электорату, легендарную «ненаклоняемость».

Собеседник уверен, что, обещая Европе устроить дырявую границу, власти блефуют. По словам Логвинца, «у авторитарных режимов слабой границы быть не может по определению, это противоречит духу системы».

Политолог не видит в очередных демаршах ничего нового. Действительно, подобный легкий шантаж белорусское руководство практиковало и ранее. Но угрозы так и не реализовались. Белорусские погранцы, отдадим должное, не умерили ретивости в плане фильтрации «на выход».

Аналитик-международник Андрей Федоров в этой связи иронизирует: мол, открой границу, так это же не только бедолаги из Азии, но и оппозиционеры из списка невыездных могут воспользоваться! Да и другие граждане, коим не ахти как уютно в сильной и процветающей Беларуси!

Если же говорить всерьез, то Минск давно пытается навязать Брюсселю сделку по понятиям. Мол, мы будем исправно качать углеводороды, фильтровать наркотики и нелегалов, а вы не цепляйтесь со своей демократией да правами человека.

Белорусское начальство искренне недоумевает, зачем Старому Свету эти заморочки. И надеется в душе, что западники рано или поздно смирятся с твердым орешком «последней диктатуры Европы». Как смирились с постсоветскими режимами Алиева и Назарбаева.

Окупится ли экскурсия Ермаковой?

Многое решит заседание Совета ЕС 23 апреля в Люксембурге. Аналитик-международник Андрей Федоров, комментируя сюжет для Naviny.by, прогнозирует, что Европа не станет расширять черный список и, возможно, примет некое заявление по Беларуси из двух частей. Сдержанно поприветствует освобождение Санникова и Бондаренко, но также подтвердит свою позицию: следует выпустить на свободу и реабилитировать всех политических.

Другое дело, что сам список политзеков может стать предметом торга. Ведь нет какого-то единого варианта, согласованного всеми сторонами. По версии белорусских правозащитников, за решеткой остаются 13 человек. Родственники людей, чьи дела в той или иной степени связаны с политикой, предлагают более длинный перечень персоналий. В то же время в последней резолюции Европарламента персонально фигурировали только шестеро, двое из которых уже на воле.

Естественно, белорусские власти постараются минимизировать список. Это уже прозвучало в гиперболизированной трактовке Владимира Макея: «Говорят, что осталось полтора или два десятка каких-то политических заключенных, которых, цитирую, «надо немедленно освободить, немедленно реабилитировать». В этот список включили даже радикальных революционеров-анархистов, которые забрасывали российское посольство бутылками с зажигательной смесью, коктейлями Молотова. По интерпретации Евросоюза, завтра этот список может разрастись и до 50-60 человек».

Ну, если никого больше не посадят, то не разрастется. К слову, анархисты тоже по разным делам сидят. Трое, например, подожгли дверь здания КГБ в Бобруйске.

В целом, как считают эксперты, как раз список плюс вопрос реабилитации — это поле для возможных компромиссов между Минском и Брюсселем. Европа ведь тоже исподволь редуцирует требования. Сразу после Площади звучало: новые выборы и т.д. Теперь эти вопросы: прозрачные выборы, диалог внутри страны — отошли в тень. Белорусский режим в какой-то степени сбил фокус, навязал свой торг головами.

Нынешние грозные заявления как раз и призваны повысить ставки в этом торге. Но идти на уступки все равно придется. Ведь возвращение послов, отмена черного списка — не самоцель, отмечает Андрей Федоров. Если на то пошло, то Европа без нас как-нибудь перетопчется, а вот белорусская экономика может надорваться. Причем подпирает не столько Брюссель, сколько Кремль.

Короче, Минску нужен реальный противовес российскому давлению, равно как нужны и западные деньги.

А значит — нужна нормализация. Иначе улетевших в Вашингтон на заседание МВФ главу Нацбанка Надежду Ермакову, министра финансов Андрея Харковца и министра экономики Николая Снопкова можно будет считать праздными экскурсантами за казенный кошт.

Ну а все эти страшилки в адрес Европы (вот напустим нелегалов и т.п.) следует отнести к специфике политического стиля белорусских властей. Говоря их же сленгом — берут на понт.